Обзор: Рекламные агентства

эксперты Марк Василенко директор компании «Рим-С» Владимир Верхоланцев президент коммуникационной группы Petra Татьяна Громова директор агентства «Полет» Марина Зеленцова директор компании «Альянс

Рекламный рынок Новосибирска продолжает привлекать крупных федеральных игроков. В прошлом году они стали владельцами и совладельцами нескольких местных радиостанций. Изменения в законодательстве дают иногородним компаниям шанс с помощью аукционов изменить расклад сил и на местном рынке наружной рекламы.

эксперты
Марк Василенко
директор компании «Рим-С»
Владимир Верхоланцев
президент коммуникационной группы Petra
Татьяна Громова
директор агентства «Полет»
Марина Зеленцова
директор компании «Альянс Медиа»
Нина Зотикова
директор по продажам и развитию сети стандартных форматов «АртБизнесЛайн»
Алена Зыкова
директор агентства комплексных коммуникаций Reclub
Юрий Коробченко
директор «Алькасар-Новосибирск»
Сергей Мурзинцев
заместитель начальника управления по распространению рекламы и информации мэрии Новосибирска
Дмитрий Петров
управляющий партнер маркетингового агентства «Б-52»
Андрей Соболевский
директор по развитию ГК «Юнитон-Медиа»
Екатерина Старикова
ведущий специалист аналитического отдела ЦМИ «ИнфоСкан»
Александр Филюрин
директор новосибирского офиса компании «Мелехов и Филюрин»
Сергей Шумовский
ведущий аналитик компании «ЭСПАР-Аналитик»

В Новосибирске примерно 500 рекламных агентств. Такую оценку дает директор новосибирского офиса компании «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин. Большинство рекламных агентств не раскрывает обороты. По мнению одного из экспертов, пожелавшего остаться неизвестным, наибольшая выручка должна быть у крупнейших продавцов телерекламы на местном рынке — «Видео Интернешнл-Новосибирск» и «Алькасар», а также у первой тройки агентств наружной рекламы («ДизайнМастер», «Рим-С» и «АртБизнесЛайн»). Он считает, что среди рекламных агентств к лидерам по обороту, скорее всего, можно отнести Petra, «Реклама Online», «Альянс Медиа», «Мелехов и Филюрин», «Голливуд».

Из клиентских агентств к крупнейшим Филюрин относит Petra, «Альянс Медиа» и «МиФ». По данным «ТОП-листа» «ДК», из рекламных агентств полного цикла как в 2006 г., так и в 2007 г. по доходам лидирует Коммуникационная группа Petra. Ее оборот в 2006 г. составлял 205 млн руб. В 2007 г. он снизился на 11% до 182 млн руб. При этом количество клиентов Petra увеличилось почти в три раза. «В 2003- 2006 гг. мы несколько раз опережали годовой рост рынка, достигнув в итоге хороших оборотов за счет побед в тендерах крупных клиентов. К сожалению, таких клиентов немного на рынке и большинство из них перемещаются в Москву. Естественно, их приход и уход значительно влияет на обороты агентства. Ну а привлечение небольших клиентов приводит скорее к росту их количества, чем к большому обороту», — объясняет президент Коммуникационной группы Petra Владимир Верхоланцев.

Директор «Алькасар-Новосибирск» Юрий Коробченко хотя и не раскрывает обороты своей компании, но соглашается с тем, что «Видео Интернешнл-Новосибирск» и «Алькасар-Новосибирск» возглавляют список медиаселлеров с наибольшей выручкой. По его оценке, в совокупности они контролируют около 90% рынка телерекламы в городе. Оборот рынка телерекламы в Новосибирске в 2007 г. он оценивает примерно в $30 млн и прогнозирует его рост в 2008 г. до $40 млн.

По данным «ТОП-листа» «ДК», два наиболее крупных по обороту рекламных агентства Новосибирска заработали деньги, занимаясь исключительно наружной рекламой. По данным СПАРК, в 2006 г. доходы «ДизайнМастера» составили 406 млн руб., «Рим-С» — 238 млн руб., «Арт- БизнесЛайн» — 95 млн руб. (данные за 2007 г. еще не опубликованы). Директор «Рим-С» Марк Василенко выручку своей компании не раскрывает, но утверждает, что доходы агентств, занимающихся «наружкой», на порядок меньше, чем у тех, кто продает телерекламу.

Объем рекламного рынка Новосибирска в 2007 г. составил $120-140 млн. Такую оценку дает директор агентства комплексных коммуникаций Reclub Алена Зыкова. По ее словам, в общем объеме рекламного рынка телереклама составляет около 40%, пресса — 13%, наружная реклама — 17%, радио — 8%, интернет — примерно 2%, BTL — 10%, прочие виды рекламы — 10%. Ссылаясь на данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), она говорит, что общероссийский рекламный рынок по сравнению с 2006 г. увеличился на 29%. Примерно на столько же, по мнению Зыковой, увеличился и местный рекламный рынок. Она ожидает, что в 2008 г. объем рекламного рынка Новосибирска возрастет еще на 30-35%. В большинстве сегментов, как отмечает Алена Зыкова, рекламные расценки возросли в среднем на 10-15%.

На местный рынок пришла Maxima

Директор агентства «Альянс Медиа» Марина Зеленцова говорит, что в конце 2007 г. владелец агентства Андрей Гладченко приобрел несколько новых активов: телевидение в метрополитене, газету «Николаевский проспект» и «Сибирское транспортное телевидение». Созданным холдингом управляет компания «Медиа- сфера». Одновременно начат процесс реконструкции приобретенных медиаресурсов. Происходит замена устаревших телевизионных мониторов на современные плазменные в поездах и на перронах станций метрополитена. В дальнейшем планируется заменить мониторы во всех составах, а также установить дополнительные. Объем инвестиций в проект компания не раскрывает.

Она отмечает приход на местный рынок такого крупного федерального игрока, как коммуникационная группа Maxima, которая в январе 2008 г. открыла в Новосибирске дочернее предприятие — «Максима-Сибирь». «Но пока какого-то заметного влияния на местный рынок появление этого агентства не оказало», — считает Марина Зеленцова. КГ Maxima контролируется АФК «Система». Среди ее клиентов — Toshiba, Siemens, Volvo, МТС. За последние годы компания открыла дочерние предприятия в Украине, Беларуси и Казахстане. Гендиректором «Максима-Сибирь» назначена Мария Мамонтова (она семь лет работала исполнительным директором «МиФ», в последние годы была бизнес-тренером).

Александр Филюрин говорит, что намерен через «Городское объединение рекламистов Новосибирска» лоббировать сертификацию рекламных агентств: «Это позволит сделать рынок более прозрачным и понятным для клиентов». Директор агентства «Полет» (занимается креативом и видеопроизводством) Татьяна Громова идею сертификации поддерживает: «Сложно сказать, насколько это будет эффективно и не станет ли формальностью. Но мы бы пошли на сертификацию, поскольку она может способствовать повышению качества услуг на рынке. Низкое качество услуг — одна из проблем местного рынка». По ее словам, клиенты, выбирая недорогие услуги, зачастую получают «китайский товар» — он вроде бы похож на рекламу, но поставленных целей достичь не способен.

«На новосибирском рынке рекламы по-прежнему спрос превышает квалифицированное предложение, — считает управляющий партнер маркетингового агентства «Б-52» Дмитрий Петров. Он говорит, что многие агентства в стремлении охватить максимальный спектр услуг позиционируются как агентства полного цикла, но порой это оборачивается минусом для бизнеса: «Если компании удаются видеоролики, то зачем заниматься еще и PR. Риск в неудаче велик, и в этом случае может пострадать в целом репутация агентства». По его словам, сейчас из нескольких сотен игроков заметны на рынке и уважаемы среди «коллег по цеху» не более 20 агентств. «Это те компании, которые уже прошли этап самоидентификации. К примеру, мы выбрали направление — маркетинговый менеджмент. Мы производим самостоятельно часть рекламной продукции — наружную рекламу, видео- ролики и печатную продукцию, но при высоких требованиях отдаем производство, к примеру видеороликов, на аутсорсинг», — говорит Петров. Громова считает еще одной проблемой местного рынка постоянное вымывание квалифицированных кадров: «Наиболее способные специалисты уезжают в Москву».

Федеральные игроки пока проигрывают на рынке «наружки»

Ведущим операторам российского рынка наружной рекламы пока не удается стать лидерами и в Новосибирске. У занимающих в общероссийском рейтинге второе и третье места компаний Gallery и Poster в нашем городе соответственно всего 264 и 38 поверхностей (данные «ЭСПАР-Аналитик» за январь 2008 г.). Крупнейший в России оператор «наружки» News Outdoor имеет в Новосибирске лишь 849 рекламных поверхностей (91 из них компания приобрела в августе 2007 г. у агентства «КиТ»).

Три ведущих контрактора города — местные компании «ДизайнМастер», «Рим-С» и «АртБизнесЛайн». По данным последней, на первое января 2008 г. из более чем 95 тыс. кв. м наружной рекламы в Новосибирске тройка лидеров контролировала около 80% («ДизайнМастер» — 33%, «Рим-С» — около 26%, «АртБизнесЛайн» — примерно 21%.). При этом News Outdoor принадлежит 8% рекламных поверхностей, Gallery — 5%, прочим операторам — 7%.

У «ЭСПАР-Аналитик» другие сведения об общей площади рекламных поверхностей в городе. По словам ведущего аналитика «ЭСПАР-Аналитик» Сергея Шумовского, к началу 2008 г. в Новосибирске было 103 тыс. кв. м наружной рекламы. А заместитель начальника управления по распространению рекламы и информации мэрии Новосибирска Сергей Мурзинцев говорит, что с учетом вывесок общая площадь объектов наружной рекламы в Новосибирске достигла к январю 2008 г. примерно 140 тыс. кв. м. По его словам, выделить долю коммерческой рекламы сложно: «Некоторые крупные рекламные поверхности компании используют для саморекламы. Вопрос о том, считать ли такую рекламу коммерческой, спорный. На мой взгляд, это тоже коммерческая реклама».

По его данным, в городе 1,9 тыс. щитов (3,4 тыс. поверхностей) размером 6х3 м, 2,5 тыс. конструкций сити-формата (5,2 тыс. поверхностей), 124 поверхности суперсайтов (15х5 м, 12х5 м и 15х4 м) и 30 перетяжек (длиной более 10 м). По данным «АртБизнесЛайн», в городе почти 2,85 тыс. поверхностей сити-формата, а суперсайтов — 125. Директор по продажам и развитию сети стандартных форматов «АртБизнесЛайн» Нина Зотикова говорит, что в 2007 г. количество рекламных поверхностей в городе увеличилось примерно на 14%. По ее прогнозам, в 2008 г. их число возрастет еще на 8-10%.

В марте 2008 г. в центре города сторона щита 6х3 м стоила 23-35 тыс. руб. в месяц, сити-формата — 7-8 тыс. руб., перетяжка — 40 тыс. руб., суперсайта — около 130 тыс. руб. (данные «АртБизнесЛайн»). Мурзинцев говорит, что в январе-феврале, когда на рынке спад, агентства продавали место на щитах 6х3 м в среднем по $300-400, а в месяцы максимального спроса (сентябрь-ноябрь) цена поднималась до $1 тыс. в месяц, на щитах сити-формата — $100 и $250-300 в месяц соответственно. По словам Зотиковой, в марте 2008 г. ставки аренды щитов увеличились по сравнению с январем 2008 г. в среднем примерно на 12-15%. Она говорит, что в 2007 г. рост ставок аренды щитов 6х3 м лишь немного превышал инфляцию, в то время как темпы увеличения ставок аренды суперсайтов превысили инфляцию почти вдвое.

По оценке «ЭСПАР-Аналитик», объем рынка наружной рекламы в Новосибирске в 2007 г. увеличился по сравнению с 2006 г. на 29,3% и составил $30,8 млн. Нина Зотикова считает эту цифру близкой к реальной. А Сергей Мурзинцев, напротив, уверен, что оценка сильно завышенная: «Объем рынка — примерно $25 млн. По сравнению с 2006 г. он увеличился не более чем на 10%».

Он напоминает, что с января 2007 г. в «наружке», в соответствии с законом «О рекламе», запрещено рекламировать крепкий алкоголь, табачные изделия и игорный бизнес. Как рассказывает Мурзинцев, освободившиеся места заняла реклама пива, торговых центров, магазинов бытовой техники. А с начала 2008 г., как отмечает Зотикова, наиболее активны в наружной рекламе банки, торгово-развлекательные центры, печатные издания, автоцентры: «Несколько снизили свою активность в наружной рекламе строительные компании, торговцы сотовыми телефонами и бытовой техникой, парфюмерно-косметические сети, пивные компании, производители мясопродуктов, организации, предлагающие услуги связи».

Однако, по данным «ЭСПАР-Аналитик», предприятия, предлагающие услуги и средства связи, по-прежнему лидируют по расходам на наружную рекламу в Новосибирске. На втором месте — компании из сферы оптово-розничной торговли. На третьем — финансовые и банковские услуги. Из местных рекламодателей в 2007 г., по оценке «ЭСПАР-Аналитик», больше всех потратили на наружную рекламу мебельная фабрика «Камеа» ($178 тыс.), строительный концерн «Сибирь» ($157 тыс.) и интернет-провайдер «Новотелеком» ($155 тыс.).

Скоро обладающие большими ресурсами федеральные игроки смогут наконец-то расширить свою долю на растущем местном рынке. С 1 июля 2008 г. в соответствии с законом «О рекламе» станут обязательными торги на право размещения объектов наружной рекламы на муниципальной собственности. Закон запрещает допускать к торгам организацию, если ей и аффилированным с ней лицам принадлежит более 35% рекламных поверхностей. Участки будут выставляться на торги после окончания сроков существующих договоров аренды. По данным Василенко, ни одно из агентств не контролирует 35% рынка наружной рекламы.

Поступления в бюджет города от наружной рекламы до сих пор росли. Так, в 2007 г. по планам мэрии от «наружки» поступило вместо запланированных 66 млн руб. около 74,5 млн руб. Еще 12,5 млн руб. составила госпошлина, уплачиваемая в федеральный бюджет.

Но на 2008 г., по словам Мурзинцева, запланировано уменьшение доходов бюджета от наружной рекламы до 50 млн руб.: «Дело в том, что из-за поправок в Жилищный кодекс и теперь доходы от размещения наружной рекламы на зданиях и сооружениях муниципального жилого фонда поступают товариществам собственников и управляющим компаниям». Зотикова говорит, что вследствие этих изменений ценообразование стало менее прогнозируемым: «Каждое ТСЖ руководствуется, скорее, не конъюнктурой рынка, а собственными представлениями о том, сколько можно запросить с рекламного агентства».

Мэрия стимулирует замену щитов 6х3 м

Мурзинцев говорит, что рекламные конструкции в городе заполнены в среднем на 80-85%. По словам Нины Зотиковой, в моменты пикового спроса свободных поверхностей в городе не бывает совсем, а во время сезонного спада в январе-феврале 2008 г. пустовало около 17-22% щитов 6х3 м и около 20% — суперсайтов.

Щиты формата 6х3 м остаются наиболее массовым носителем наружной рекламы. Однако их доля на рынке постепенно сокращается. По словам Зотиковой, в 2007 г. количество таких щитов увеличилось незначительно. «Намного быстрее растет число конструкций сити-формата. В 2007 г. их стало больше примерно на 40%», — рассказывает она. При этом новые рекламные конструкции не только меньше по формату, но и все более сложные по конструкции (растет, например, доля призматронов и роллеров).

По словам Мурзинцева, мэрия планирует приостановить размещение щитов 6х3 м в центре города и даже сократить их количество: «Летом-осенью 2008 г. такие конструкции на Красном проспекте от автовокзала до площади Калинина будут заменены роллерами и призмами формата 3,6х2,6 м». Впрочем, точное количество щитов 6х3 м, которое предстоит заменить, и сроки, в которые это произойдет, пока не определены. Такая замена, по мнению Зотиковой, может на время затруднить работу местных агентств потому, что не все рекламодатели будут готовы к размещению в нестандартном для них формате 3,6х2,6 м: «Но зная заранее о намерениях мэрии, мы имеем возможность подготовиться и выйти из ситуации с наименьшими потерями». Марк Василенко говорит, что «Рим-С» придется заменить более 10 щитов на Красном проспекте. По его словам, затраты будут существенными, но он их не раскрывает: «Придется покупать импортные призматроны и роллеры, а они намного дороже».

Рынок радиорекламы контролирует «большая пятерка»

Объем рынка радиорекламы в Новосибирске в 2007 г. директор по развитию ГК «Юнитон-Медиа» («Русское Радио», «Радио Юнитон», «Радио Максимум», DFM. «Маяк», «Городская Волна») Андрей Соболевский оценивает примерно в 200 млн руб.: «Больше половины рекламных доходов получают пять радиостанций. Примерно 60% оборота формируют новосибирские рекламодатели». По его сведениям, оборот рынка радиорекламы в 2007 г. увеличился по сравнению с 2006 г. примерно на 15%. Подобный же рост он ожидает и в 2008 г.

Соболевский говорит, что еженедельно FM-радиостанции в Новосибирске слушает около 1 млн человек (65-75% жителей старше 16 лет). По данным центра маркетинговых исследований «ИнфоСкан», в ноябре 2007 г. лидерами новосибирского радиорынка были «Радио Шансон» (о том, что каждую неделю слушают эту радиостанцию, заявили 15,2% опрошенных), «Европа Плюс» (11,4%), «Русское Радио» (10,3%), «Авторадио» (9,0%) и «Радио Юнитон» (8,9%). Екатерина Старикова, ведущий специалист аналитического отдела ЦМИ «ИнфоСкан», говорит, что статистическая погрешность исследования (были опрошены 887 человек) составляет +/- 3,4%.

«Группа лидеров рынка у различных измерителей выглядит почти одинаково — «Радио Шансон», «Радио Юнитон», «Европа Плюс», «Русское Радио» и «Авторадио». Внутри этой первой пятерки (при всей разности методик формирования рейтингов) разброс показателей составляет около 5-6%, что практически соответствует допустимой погрешности», — рассказывает Соболевский. По его словам, на рынке нет признанного всеми регионального медиаизмерителя: «Общероссийские программы Gallup TNS и COMCON Media направлены на получение данных российского масштаба. Выделяемая в рамках их исследований на миллионный город квота в 200 респондентов слишком мала для получения адекватной картины медиапотребления. Пока на рынке продаж радиорекламы клиентам демонстрируют рейтинги радиостанций Новосибирска, различающиеся между собой настолько, что пропадает доверие к такой форме аргументации вообще».

По его мнению, эта же пятерка радиостанций лидирует и по доходам от рекламы. Соболевский считает, что некоторые местные рекламодатели еще не избавились от провинциальной привычки судить об аудитории радиостанции по ее музыкальному контенту: «Такие «эксперты» полагают, что, например, «Радио Шансон» слушают только пролетарии и маргиналы. В результате на «Радио Шансон» «на слух» новосибирской рекламы совсем мало».

Рост стоимости радиорекламы не превышает уровень инфляции. Соболевский с сожалением констатирует, что даже «радиоактивные» рекламодатели используют радио далеко не в том объеме и не с той интенсивностью, которые дали бы максимальный эффект, толком не знают свою целевую аудиторию, определяют ее размыто и шаблонно: «Молодые состоятельные, успешные мужчины и женщины старше 25 лет с высокой потребительской активностью. Все хотят быть услышанными ангелами потребления». По словам Алены Зыковой, у рекламодателей наиболее востребован утренний и вечерний прайм-тайм.

В прошлом году на рынке радиовещания в Новосибирске появились новые крупные игроки. Интерес к региональным медиаресурсам проявили сразу несколько крупных холдингов. Под контролем принадлежащей Ивану Таврину «Региональной медиагруппы» (РМГ, владеет 25 радиостанциями в крупных городах) оказались «Европа Плюс Новосибирск», «Радио Сибири», «Мелоди». «Русская медиагруппа» (шесть радиостанций, в том числе «Русское Радио») стала миноритарным совладельцем ГК «Юнитон Медиа». Вещательный холдинг «Проф-Медиа» (которому принадлежат, в частности, «Авторадио» и «Радио Энерджи») вывел в местный эфир радиостанцию «Юмор FM».

РМГ летом 2007 г. организовала вещание в новосибирском эфире «Ретро FM». По мнению Соболевского, смена владельцев ослабила позиции этой группы радиостанций на местном рынке: «Новый собственник закрыл местное «Радио Мелоди» и перевел на освободившуюся частоту ретрансляцию «Радио Семь». Но это не дало рейтингового прироста, а по некоторым исследованиям — даже, наоборот, привело к его снижению». «По данным нашего последнего исследования (ноябрь 2007 г.) нельзя сказать, что деятельность РМГ отразилась на рынке радиослушания. Единственное — рейтинг принадлежащей ей станции «Радио Сибири» упал с 10,2% в мае 2007 г. до 4,1% в ноябре 2007 г., но рейтинг этого канала вообще не очень устойчив», — говорит Екатерина Старикова из «ИнфоСкан».

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В «Магните» рассказали о судьбе магазинов в ЕкатеринбургеВ «Магните» рассказали о судьбе магазинов в Екатеринбурге
  • Евросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и БелоруссииЕвросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и Белоруссии
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.