Обзор: Страховые компании

эксперты Ирина Киселева директор управления по развитию агентской сети «СК «Эрго Жизнь» Семен Кузнецов управляющий отделением регион «Западная Сибирь» компании «Русский Стандарт Страхование» Ал

Для страховщиков наступает сложный период. Эксперты прогнозируют падение спроса на страховые услуги из-за сворачивания кредитных программ, сокращения покупательной способности и уменьшения расходов предприятий. Чтобы удержаться на плаву, игроки разрабатывают новые продукты и ищут новые каналы продвижения.

эксперты
Ирина Киселева
директор управления по развитию агентской сети «СК «Эрго Жизнь»
Семен Кузнецов
управляющий отделением регион «Западная Сибирь» компании «Русский Стандарт Страхование»
Александр Маханьков
директор Сибирской дирекции РОСНО
Сергей Поливанов
директор Новосибирского Территориального управления ГСК «Югория»
Татьяна Рыбкина
директор «Чешской страховой компании»
Вадим Федоров
генеральный директор «Росгосстрах-Сибирь»
Павел Самиев
директор департамента рейтингов «Эксперт РА»
Анна Серова
директор агентства СК «Allianz РОСНО Жизнь» в Новосибирске
Дмитрий Шевченко
директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Новосибирске
Станислав Цой
экс-руководитель управления методологии, андеррайтинга и контроля страхового холдинга «Стиф»

«Гром не грянет — мужик не перекрестится» — до сих пор страховая культура российских граждан соответствует этой пословице, сетует директор Сибирской дирекции РОСНО Александр Маханьков. Нынешние экономические условия тем более не способствуют росту популярности страховых продуктов, полагает он.

Александр Маханьков определяет прямые потери страховщиков от финансового кризиса как «несущественные». «По закону страховщики могут вкладывать в фондовый рынок лишь незначительную часть активов», — объясняет он.

Сейчас, по данным Росстрахнадзора, из общего объема страховых резервов в акциях — 7%, в облигациях — 12%.

Экономические сложности пока не сказались на показателях страхового рынка — по итогам 9 месяцев 2008 г. в целом по рынку прирост страховых премий по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. составил 23%, соглашается с Маханьковым генеральный директор «Росгосстрах-Сибирь» Вадим Федоров.

Данные Росстрахнадзора подтверждают слова страховщиков. В первом полугодии 2008 г. темпы роста всего рынка страховых услуг (без учета обязательного медстрахования) снизились по сравнению с первым полугодием 2007 г. на 3,1% до 17,6%. Доля добровольных видов страхования в общей структуре взносов также снизилась незначительно: до 48,5% против 51,3%. Наибольшее падение — в страховании имущества юридических лиц — на 6,3%.

Премии страховщиков сократятся

Однако страховщикам следует подготовиться к сокращению взносов на 25–50% по отдельным видам страхования, заявил руководитель Федеральной службы страхового надзора РФ Илья Ломакин-Румянцев. По его словам, в некоторых сегментах страхового бизнеса можно говорить о снижении объема поступлений более чем на 25%.

Прогноз «Эксперт РА» более оптимистичен. Премии российских страховщиков сократятся в 2009 г. на 7,4%, считает директор департамента рейтингов «Эксперт РА» Павел Самиев. Он прогнозирует, что в 2009 г. поступления по ДМС сократятся на 7 млрд руб., по страхованию от несчастных случаев — на 6 млрд руб. в связи с тем, что сократится выдача банковских кредитов, а также упадут сборы по корпоративному ДМС.

По данным директора Новосибирского Территориального управления ГСК «Югория» Сергея Поливанова, уже сейчас можно говорить о снижении объемов розничного кредитования в среднем по рынку до 70–80%, кредитования корпоративных клиентов — на 50–60%. «И это только начало процесса, падение будет усугубляться вплоть до весны», — подчеркивает Поливанов.

Снижение покупательской активности отразится на темпах сборов страховых премий — буквально по всем видам страхования, от КАСКО и ОСАГО до страхования выезжающих за рубеж, категоричен директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Новосибирске Дмитрий Шевченко.

Сокращение интереса у населения к страхованию из-за дефицита денег неизбежно: и компании, и частные страхователи будут сокращать свои издержки за счет страховых услуг в том числе, поясняет собеседник.

Маханьков говорит о снижении продаж полисов ДМС: «Многие компании, оптимизируя свои расходы, вероятно, в первую очередь урежут социальный пакет для сотрудников». В 2009 г. специалисты РОСНО ожидают снижения объема рынка в секторе ДМС на 10%, хотя при стабилизации экономической ситуации в России интерес коммерческих структур к этому виду страхования сохранится, полагает Маханьков.

Опрошенные «ДК» страховщики уверяют, что кризис не отразился на деятельности их компаний.

Как сообщил Дмитрий Шевченко, по итогам 9 месяцев 2008 г. филиал показал рост объемов страховой премии на 21% по сравнению к аналогичному показателю прошлого года. «Росгосстрах-Сибирь» ожидает по итогам роста сборов премий не менее чем на 20%.

Директор агентства СК «Allianz РОСНО Жизнь» в Новосибирске Анна Серова не раскрывает данные по СФО, лишь отмечая, что в целом по РФ объем сборов должен возрасти на 40–45%.

Банки разочаровали страховщиков

До сих пор банки были одним из самых эффективных каналов продаж, констатирует Павел Самиев. Через банки продавались практически все розничные виды страхования, а также ряд корпоративных: КАСКО, ОСАГО, страхование от несчастных случаев, страхование жизни заемщиков, титульное страхование, страхование банковских рисков, перечисляет он.

Банковский канал продаж был главной точкой роста для продажи страховых продуктов последние три года, соглашается Сергей Поливанов. Сейчас, по его словам, объемы продаж через банки упали «по отдельным банкам до 100%».

По оценке Станислава Цоя (до последнего момента — руководитель управления методологии, андеррайтинга и контроля страхового холдинга «Стиф») снижение сборов в 2008 г. может составлять до 70%, в зависимости от доли банковского страхования в портфеле компаний.

«Если ситуация с кредитованием не выправится, то может пострадать страхование залогового имущества, — считает Вадим Федоров. — Для физических лиц это, прежде всего, автострахование и ипотека, для корпоративных клиентов — страхование имущества предприятия, под которое выдается кредит».

Темпы роста автострахования также замедлились. По данным исследования, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА» в сентябре, прирост взносов по КАСКО в первом полугодии 2008 г. составил 35,1% (на 5,6% меньше, чем год назад), по ОСАГО — 12,9% (на 3,2% меньше), по страхованию ОСАГО — 26,7% (на 15,6% меньше).

Ранее высокие темпы роста КАСКО обеспечивала практика вмененного страхования при автокредитовании, после того как банки резко сократили выдачу кредитов, замедлился и рост кредитного КАСКО, объясняет Цой.

Что касается ипотеки, то снижения объемов страховых взносов вряд ли следует ожидать, полагает Самиев. «Ипотечное страхование, как и сама ипотека, является долгосрочным продуктом. Договоры ипотечного страхования будут перезаключаться на регулярной основе, что обеспечит страховым компаниям стабильный сбор премий», — рассказывает собеседник.

Правда, уже сейчас заемщики в судебном порядке пытаются доказать незаконность обязательного комплексного страхования при выдаче банками ипотечных кредитов. Так, ссылаясь на Федеральный закон «О защите прав потребителей», запрещающий навязывать дополнительные услуги, заемщики оспаривают включение в договор ипотечного кредитования условий об обязательном комплексном страховании.

Компания «Allianz РОСНО Жизнь» намерена развивать сотрудничество с банками, хотя сейчас более 85% продаж идут через агентский канал. По мнению Анны Серовой, продажа полисов по страхованию жизни позволяет банку предлагать клиенту комплексное финансовое решение, включающее и страховую защиту. «Банк выступает в роли партнера-посредника и получает от страховщика уже готовый продукт, а также формирует дополнительный источник дохода для своих сотрудников», — отмечает Серова.

Объемы личного страхования будут расти

В условиях кризиса компании сокращают соцпакеты, включающие, помимо медстрахования, ряд страховых продуктов, сетует директор «Чешской Страховой компании» Татьяна Рыбкина. Так, по данным Росстрахнадзора, в третьем квартале 2008 г. по сравнению со вторым кварталом объемы страховых премий по личному страхованию упали на 53%.

В дальнейшем объемы розничного личного страхования будут расти, прогнозируют эксперты. Директор управления по развитию агентской сети «СК «Эрго Жизнь» Ирина Киселева считает перспективным страхование жизни: «Продукты по страхованию жизни гарантируют стабильность, необходимую людям в период кризиса».

Серова согласна с Киселевой. Такие программы позволяют накопить необходимую сумму денег и получить гарантированный дополнительный доход, поясняет она.

В декабре прошлого года в Новосибирске начала работать российская «дочка» немецкой страховой группы «СК «Эрго Жизнь», специализирующаяся на страховании жизни. Тогда компания заявила об амбициозных планах войти в пятерку лидеров рынка. Сейчас «СК «ЭРГО Жизнь» не раскрывает своих результатов по Новосибирску, лишь отмечая рост объема страховых премий в два с лишним раза по сравнению с 2007 г. в целом по всей компании.

В апреле 2008 г. в Новосибирске открылось отделение компании «Русский Стандарт Страхование» (РСС). Как сообщил «ДК» управляющий отделением регион «Западная Сибирь» Семен Кузнецов, из всей продуктовой линейки РСС новосибирское отделение сейчас реализует продукты по страхованию жизни.

Кузнецов считает, что в течение пяти лет компания может занять лидерские позиции в регионе. «Рынок услуг страхования жизни в Новосибирске практически свободен, действующие компании занимают не более 5% от объема», — объясняет собеседник. По его словам, в 2009 г. отделение намерено увеличивать объем страховых взносов на 20% ежемесячно. Кузнецов делает ставку на агентскую сеть, метод прямых продаж. «Сейчас в отделении работают 25 финансовых консультантов, в дальнейшем предполагается их увеличение до 98 человек», — рассказывает он.

Перспективность страхования жизни отмечает и директор Новосибирского Территориального управления ГСК «Югория» Сергей Поливанов. По его словам, рост объема страховых премий по прошлому году составил более 100%. Задачей на 2009 г. является удвоение собранных страховых премий. Продавать продукты по страхованию жизни Поливанов также намерен за счет агентских продаж.

Страховщики ищут способы нивелировать последствия кризиса

В условиях кризиса страховщики вынуждены сокращать издержки и разрабатывать новые, адаптированные к нынешним условиям продукты.

По словам Дмитрия Шевченко, компания урезает «некоторые статьи хозяйственных расходов». В дальнейшем компания намерена увеличить рост собственных объемов по ДМС благодаря уходу с рынка мелких страховщиков, рассказывает собеседник. По-прежнему, несмотря на кризис, в поле интересов компании находится рынок корпоративного страхования, добавляет страховщик.

О «постоянной работе по оптимизации издержек» говорит и Вадим Федоров. «Это дает свои результаты», — признается он. По словам Федорова, РГС совершенствует продуктовую линейку за счет новых продуктов по автострахованию. «Их стоимость доступна для страхователей с невысоким уровнем дохода», — говорит Федоров.

РОСНО планирует сделать акцент на страховых продуктах с франшизой (неоплачиваемая страховщиком часть убытка), рассказывает Маханьков.

Продукты с франшизой будут иметь хороший спрос, поскольку позволяют значительно сэкономить,считает страховщик. Хотя часть убытка клиенту все же придется возмещать самостоятельно, но основной объем ответственности все же остается за страховой компанией, объясянет Маханьков.

Также, по его мнению, в сложившихся условиях «тотальной экономии» более широкое развитие получит «директ-страхование» — по телефону или через интернет. В этом случае исключается промежуточное звено — агенты и брокеры, и стоимость полиса значительно сокращается за счет исключения агентского вознаграждения, поясняет собеседник.

РГС не намерена изменять структуру портфеля. «Как и прежде, компания собирается продолжать экспансию на рынке розничного страхования по всем его основным сегментам», — рассказывает Федоров.

В «Allianz РОСНО Жизнь» разработали в рамках накопительных продуктов опцию «мультивалютная корзина», рассказывает Серова. По ее мнению, эта возможность позволяет делать накопления сразу в нескольких валютах — рублях, долларах и евро, минимизируя таким образом возможные риски колебания курсов валют. Также компания намерена улучшить кадровый состав за счет более качественного отбора кандидатов на позиции финансовых консультантов, поскольку число соискателей на рынке труда значительно возросло, говорит собеседница.

Серова считает наиболее востребованными долгосрочные накопительные программы, составляющие в портфеле компании 90%: «Помимо страховой защиты, они позволяют обеспечить сохранность вложений на годы вперед и получить гарантированный доход по результатам инвестиционной деятельности компании».

«Югория» намерена сосредоочиться на развитии агентских продаж, а также дальнейшем развитии корпоративного страхования, говорит Поливанов.

«Югории» интересны компании, которые страхуют риски при любой экономической ситуации, отмечает собеседник. По словам Поливанова, в планах «Югории» — повышать эффективность персонала за счет тренингов, внедрения систем деловой оценки.

Эксперты прогнозируют процесс консолидации и банкротства страховщиков в течение следующего года. «Если же кризис будет усугубляться, то к лету 2009 г. количество компаний в государственном реестре страховщиков может сократиться до 300 с нынешних примерно 800», — считает Самиев.

Самое читаемое
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Как сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и ЕкатеринбургаКак сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и Екатеринбурга
  • Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.