Обзор: Туроператоры и турагентства

эксперты Евгений Говор заместитель директора «Братья Говор» Андрей Горелышев директор компании «Магазин горящих путевок Новосибирск» Андрей Данилков директор компании «Магистр» Оксана Ефремова дире

Новый год для туристических компаний начался с изменений правил игры. Вместо лицензирования власти предложили туроператорам нести финансовую ответственность за свою деятельность. Новый закон обеспечил беспрепятственный вход на рынок турагентствам и прибавил сложностей региональным туроператорам. Их число, по мнению экспертов, резко сократится. Почему новосибирских туроператоров станет меньше?
Как повысилась средняя цена тура в 2006 г.?
Где предпочитают отдыхать новосибирцы?

эксперты
Евгений Говор
заместитель директора «Братья Говор»
Андрей Горелышев
директор компании «Магазин горящих путевок Новосибирск»
Андрей Данилков
директор компании «Магистр»
Оксана Ефремова
директор новосибирского представительства IBC Corporate Travel
Людмила Иванищева
директор новосибирского представительства «Инна тур»
Александр Колегов
заместитель генерального директора по офисам продаж «Инна тур»
Виталий Наумов
директор компании STI
Владимир Коуров
председатель комитета по туриндустрии Новосибирской торгово-промышленной палаты, управляющий директор «Акрис»
Людмила Романова
директор компании «Полярная звезда»
Эдуард Севостьянов
заместитель генерального директора турагентства «Афина Паллада»

Председатель комитета по туриндустрии Новосибирской торгово-промышленной палаты и управляющий директор компании «Акрис» Владимир Коуров говорит, что в 2006 г. в Новосибирске лицензию на туристическую деятельность имели 250 компаний, около 100 из них вели туроператорскую деятельность, остальные работали только как турагенты. По мнению директора «Полярной звезды» Людмилы Романовой, к числу активных туроператоров можно отнести не более 20 компаний.

 По данным информационно-аналитического центра STI (проводит маркетинговые исследования туристического рынка), крупнейшими сибирскими операторами по внутреннему туризму являются новосибирские «Акрис-Трэвел», «Алые паруса», «СИАТТ», «Космополит», алтайские «Барнаульское БП» и «Кокс-трэвел». Лидерами по выездному туризму Наумов считает новосибирские «Акрис-Интур», «Гларус-Турс», «Гран-тур», «СИАТТ», «Глобус-Тур», «Капитан Грант-Туризм» и красноярский «Дюла-тур».

 

Право остаться туроператором обойдется в 5 млн руб.
1 июня 2007 г. вступит в силу закон «О  внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности РФ». Он предусматривает отмену лицензирования туристических компаний, взамен которого власти предложили создать механизм финансовой ответственности деятельности туроператоров.

 

Реализованы нововведения будут следующим образом. Право оказывать тур- операторские услуги получат только те компании, которые попадут в Единый федеральный реестр туристических операторов. Формирование реестра завершится этой весной, заявки принимаются до 1 апреля. Для внесения в реестр оператор должен оформить страховой полис либо получить банковскую гарантию  тем самым туроператор подтверждает, что в случае форс-мажорных обстоятельств клиенты получат компенсацию. С 1 июня 2007 г. по 1 июня 2008 г. размер финансового обеспечения для туроператоров, занимающихся международным туризмом, составит 5 млн руб., внутренним туризмом  500 тыс руб., а для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере и внутреннего, и международного туризма  5 млн руб. С 1 июня 2008 г. суммы увеличатся (изменения не коснутся только внутренних операторов)  международные и смешанные операторы должны будут предоставить полис или банковскую гарантию уже на 10 млн руб. Деятельность турагентов в связи с отменой лицензирования перестанет регулироваться.

 

Конкуренция между туроператорами усилится
Новые нормативы далеки от совершенства, сокрушаются участники рынка. «Вместо ожидаемого закона, способного повысить степень ответственности всех компаний, работающих на туристическом рынке, мы получили закон, имеющий в основе уравнительный принцип. В результате количество новосибирских туроператоров сократится в 2007 г. до 35 компаний, а во второй год действия изменений  до 15-20»,  прогнозирует Коуров. «Рынок станет более структурированным, наконец-то разница между туроператорами и турагентствами станет очевидной потребителю,  признает Людмила Романова.  Долгое время эти понятия существовали как синонимы. Но вместе с тем отмена лицензирования упрощает вход на рынок турагентств новичкам, а это усложняет жизнь туроператорам. Любой человек, зарегистрировав ЧП, может работать в качестве турагента, но при этом туроператор не имеет никаких гарантий его благонадежности и рискует остаться обманутым».

 

Андрей Данилков, директор компании «Магистр», ожидает увеличения количества турагентств, а также случаев мошенничества со стороны фирм-однодневок. Заместитель генерального директора тур- агентства «Афина Паллада» Эдуард Севостьянов, напротив, полагает, что тур- агентств станет меньше. «Туроператоры будут заинтересованы работать с проверенными агентствами-партнерами, требования к которым будут расти. Слабые агентства с низким уровнем профессионализма сотрудников попросту закроются»,  рассуждает он.

 

Ряды туроператоров могут поредеть уже в этом летнем сезоне. «Не у всех региональных туроператоров есть достаточно средств для обеспечения финансовых гарантий, есть возможность выжить, объединившись с кем-нибудь, но пока о таких альянсах мне ничего неизвестно»,  говорит Романова. «Региональным туроператорам будет сложнее конкурировать с крупными московскими компаниями. Мелким придется либо уходить с рынка, либо переквалифицироваться в турагентства,  уверен директор компании «Магазин горящих путевок Новосибирск» Андрей Горелышев. Полагаю, новосибирских туроператоров останется не более 10, но и им будет сложно конкурировать с крупными федеральными игроками. Как долго они просуществуют, будет зависеть от того, насколько амбициозными окажутся планы федеральных тур- операторов, таких как «Натали Турс», «Пак Груп», «Тез Тур», «Инна тур» и др.».

 

По словам заместителя генерального директора «Инна тур» Александра Колегова, перед новосибирским офисом, действующим с 2000 г., ставится задача в 2007 г. увеличить продажу туров на 30%. Сейчас компания развивает, помимо выездного туризма, продажу авиационных и железнодорожных билетов, а также корпоративное обслуживание.

 

Сибирского турпродукта станет меньше
Изменения в законодательстве отразятся не только на количественном составе туркомпаний, но и повлияют на ассортиментную линейку, считают участники рынка. По мнению Горелышева, высокий уровень конкуренции между туроператорами приведет к тому, что их предложения станут максимально унифицированными. Шансы выжить у операторов, ранее специализировавшихся на формировании только индивидуальных туров, невысоки, поскольку доходность от продажи туров по массовым направлениям (Таиланд, Эмираты, Египет, Китай, Турция и Хорватия) существенно выше. «В результате сокращения количества сибирских туроператоров сократится количество предлагаемого ими самостоятельного турпродукта,  утверждает Коуров.  Это коснется и выездного, и, особенно сильно, въездного сегментов».

 

«Мы намерены работать как операторы внутреннего туризма, т. е. мы будем вынуждены отказывать иностранцам,  говорит заместитель директора компании «Братья Говор» (специализируется на организации активных туров в Алтайском крае и республике Алтай) Евгений Говор.  Согласно новому закону, если компания осуществляет туры на территории России для иностранцев, то она должна гарантировать финансовое обеспечение наравне с туроператором, работающим на рынке выездного туризма. Цена местного тура для российского туриста и для иностранца одинакова, но финансовое обеспечение во втором случае будет обходиться в 10 раз дороже». Доля иностранцев и раньше была небольшой, мы принимали не более 50 человек в год, это менее 5% от общего количества туристов, но теперь мы вынуждены будем вовсе отказывать зарубежным клиентам».

 

«По сути, иностранные туристы будут застрахованы дважды: и зарубежным тур- оператором, и при въезде в Россию российской туристической компанией»,  соглашается с Говором Виталий Наумов из STI.

 

Локальные игроки ищут узкие ниши
В условиях усиливающейся конкуренции крупные российские туроператоры стремятся к расширению направлений, а региональные операторы торопятся занять свободные ниши, малопривлекательные для лидеров рынка. «Тенденция сегментирования прослеживается на российском туристическом рынке, начиная с 2004 г.,  говорит Данилков из «Магистра».  Выбирая вид отдыха, будь то семейный, детский или отдых с экстремальной направленностью, клиент старается обращаться к туроператору, специализирующемуся на данном виде деятельности. Поняв это, наша компания изменила стратегию развития. Если раньше мы организовывали туры для семейного, молодежного и детского отдыха, то в 2004  г. сконцентрировались только на организации детского отдыха, отказавшись от молодежного и семейного направлений». Четкое позиционирование на рынке позволило «Магистру» за три года в три раза увеличить выручку, рассказывает Данилков. 15% продаж в количественном выражении приходится на путевки в детские лагеря на черноморском побережье России и в Болгарии. 85% путевок «Магистр» продает в лагеря Новосибирской области.

 

А вот екатеринбургская компания IBC Corporate Travel, открывшая осенью прошлого года представительство в Новосибирске, сконцентрировалась на внутреннем деловом туризме. «Наша основная услуга, так называемая «командировка под ключ»  выписка авиа- и железнодорожных билетов, бронирование гостиниц, организация трансферов, услуги переводчика, визовая поддержка  пользуется спросом у юридических лиц,  рассказывает директор новосибирского представительства IBC Corporate Travel Оксана Ефремова.  Компании все чаще предпочитают передавать организацию деловых поездок своих сотрудников на аутсорсинг. Знание специфики регионального рынка гостиничных услуг дает нам преимущество перед компаниями, работающими в столичных офисах». По словам Ефремовой, компания намерена в апреле открыть представительство во Владивостоке. Количество отдыхающих за рубежом новосибирцев увеличилось в полтора раза
Зарубежные туры становятся для сибиряков все более доступными. «Горящий тур в Египет за $400 с вылетом из Москвы могут позволить себе и студенты,  говорит Горелышев.  Люди среднего и высокого достатка предпочитают прямые рейсы из Новосибирска». По оценке Горелышева, в 2006 г.  новосибирский рынок выездного туризма увеличился на 50%. Романова отмечает, что наибольшей популярностью пользовались Испания и Египет, прирост по этим направлениям составил 58% и 53% соответственно. Вырос также спрос по направлениям Измир (прирост составил 30%), Анталия (17%), Италия (23%), Болгария (21%).

А вот продажи на альпийские горнолыжные курорты этой зимой упали. «Из-за рекордно теплой погоды и отсутствия снега в Альпах мы практически не продали ни одного выездного горно-лыжного тура. Новосибирцы довольствовались катанием в Горной Шории и на Кавказе»,  рассказывает Горелышев.

В 2006 г., по сравнению с 2005 г., средняя стоимость тура с вылетом из Москвы увеличилась с $700 до $1000, подсчитал Колегов. По данным Коурова из «Акриса», цены на туры по зарубежным направлениям в среднем увеличились на 15-30%, внутренние туры подорожали на 10-20%. Рост цен вызван повышением цен на авиабилеты, говорит Коуров.
 
В целом для всех участников туристического рынка характерно расширение маршрутов, отмечает директор новосибирского представительства «Инна тур» Людмила Иванищева. По ее данным, за последние два года продажи авиабилетов иностранных перевозчиков увеличились на 70%.
Кадровый голод усиливается

Высокая конкуренция стимулирует агентства повышать качество работы. «Четкость в действиях менеджеров влияет не только на репутацию турагентства, но и на финансовую успешность. Ведь в конечном итоге за элементарную невнимательность или оплошность менеджера платит агентство, возмещая, к примеру, покупку авиабилетов»,  говорит Горелышев.

Участники рынка отмечают, что дефицит квалифицированных кадров по-прежнему остается серьезной проблемой. Зачастую выпускники профильных вузов путаются в знании географии и страноведения, не знают основ техники продаж, сетует Горелышев. «А при сносных теоретических знаниях выпускники совершенно не владеют основами делопроизводства, не умеют писать электронные письма делового характера, не обладают элементарными навыками пользования офисной техникой»,  добавляет Романова из «Полярной звезды».
 
Туркомпаниям приходится доучивать новых сотрудников. «Мы предъявляем к менеджерам следующие требования: они должны уметь самостоятельно выписывать авиабилеты как минимум в двух системах  Amadeus и «Сирена», бронировать места в гостиницах, приветствуется владение английским языком. Поскольку квалифицированных сотрудников не так-то легко найти, компания занимается подготовкой сотрудников сама. Новички обучаются прямо на рабочем месте под руководством супервайзера»,  рассказывает Ефремова.
«Магистр» для работы с детьми в дет- ских лагерях привлекает выпускников и студентов педагогического университета. А школа гидов, созданная новосибирским туроператором «Братья Говор» в 2001 г., успела подготовить около 500 инструкторов-проводников, специализирующихся на водных и горных маршрутах.

статистика
Новосибирцы предпочитают Турцию и Таиланд
Количество проданных туров с прямым вылетом из Новосибирска от общего числа проданных туров

Лето 2006 г.

Новогодние каникулы 2007 г. Турция [60%]
Болгария [11%]
Тунис [9%]
Испания [8%]
Италия [5%]
Хорватия [4%]
Египет [3%] Таиланд [54,5%]
Индонезия [10,5%]
ОАЭ [10,5%]
Индия [6,9%]
Малайзия [5,9%]
Болгария [3,5%]
Египет [2,8%]
Вьетнам [2,8%]
Мальдивы [2,6%]

Турция [60%]
Болгария [11%]
Тунис [9%]
Испания [8%]
Италия [5%]
Хорватия [4%]
Египет [3%]

Таиланд [54,5%]
Индонезия [10,5%]
ОАЭ [10,5%]
Индия [6,9%]
Малайзия [5,9%]
Болгария [3,5%]
Египет [2,8%]
Вьетнам [2,8%]
Мальдивы [2,6%]
 

Владимир коуров: «В 2006 г. цены на туры по зарубежным направлениям в среднем увеличились на 15-30%, внутренние туры подорожали на 10-20%».

Оксана Ефремова: «Компании все чаще предпочитают передавать организацию деловых поездок своих сотрудников на аутсорсинг».

Виталий Наумов: «По сути, иностранные туристы будут застрахованы дважды: и зарубежным туроператором, и российской туристической компанией».

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
  • «Ашан» не собирается уходить из России«Ашан» не собирается уходить из России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.