Олег Якушев: "Мы не разорились, потому что не брали кредитов в валюте"
Соучредитель компании «Саломея», Олег Якушев, принимая бизнес-решения, всегда действует в парадигме «выиграл-выиграл». То есть, учитывает не только собственную выгоду, но и выгоду партнера.
В 2014 г. «Саломея» стала одним из победителей конкурса «Лучшее малое предприятие Новосибирска». А начиналось все в 1997 г. с довольно замысловатой схемы по перепродаже кожгалантерейных изделий.
«Мы покупали каркасные портфели, которые делали на нашей кожгалантерейной фабрике, - вспоминает Олег Якушев. – Они пользовались большим спросом у деловых людей в Москве. А в Москве мы закупали модные женские сумки, которых в Новосибирске практически не было».
Качественный скачок в развитии бизнеса обеспечило знакомство с владельцами итальянской семейной фирмы «Маттелли» на одной из выставок в Москве. Итальянцы предложили продавать новосибирским партнерам заготовки, выполненные по лекалам итальянских модельеров, а отшивать сумки непосредственно в Новосибирске.
«Зачем вам производство? Торгуйте!»
Здесь возникла первая серьезная трудность. Для открытия производства нужно было оборудование – швейные машины, прессы. Купить их можно было только в кредит. А кредит под залог деталей, еще только подлежащих сборке, банки не давали. Хотя под залог готовых сумок кредитные средства предпринимателю Якушеву давали без всяких проблем. Более того, банкиры недоумевали и спрашивали: мол, зачем вам производство, торговали – и торгуйте.
На итальянские машины, которые хотели купить изначально, денег не хватило. Купили подольские. Сняли помещение площадью 25 кв.м на ул. Танковой и начали шить. Товар расходился как горячие пирожки. Компании, до этого существовавшей как ИП без названия, потребовалась вывеска. «В Италии был очень большой и красивый магазин кожгалантереи с названием «Саломея», - вспоминает Олег Якушев. – Мы переняли это название и стали стремиться к итальянским стандартам сервиса и качества».
А в 1998 г. случился дефолт. Обвал рубля, ставший смертельным для многих предпринимателей, способствовал … развитию «Саломеи». Вот когда учредители «Саломеи» порадовались тому, что им не удалось купить в кредит итальянские швейные машины. Разорились, в первую очередь те, у кого были кредиты в валюте и те, чей бизнес был полностью основан на импорте. «Мы выжили потому, что у нас было отечественное оборудование и производство в России», - объясняет Олег Якушев.
В 1997 г. предприятие «Саломея» производило порядка 30 моделей. К 1999 г. модельный ряд насчитывал около 200 наименований. Производство расширили и перенесли на территорию «НЭВЗ-Союз».
Испытание огнем
Главным личностным качеством бизнесмена Олег Якушев считает умение объяснять и договариваться – ту самую парадигму «выиграл – выиграл». И, в первую очередь, надо уметь договариваться с теми, кто работает у тебя.
В 2014 г. на территории «НЭВЗ-Союз» случился пожар. «В нашем здании выгорела крыша. Таким образом, работать было нельзя. Мы собрали весь коллектив, сказали, что компания уходит в отпуск, выплатили отпускные и назвали дату возвращения на работу, - продолжает Олег Якушев. – От нас за время восстановительных работ не уволился ни один человек. А у соседа, который оставил свой коллектив в ситуации неопределенности и неведения, уволилось 90% сотрудников».
Кадровая политика «Саломеи» основана на открытости. Все сотрудники знают о положении компании, ее планах, бизнес-стратегии.
Бизнесмен, который не владеет всеми бизнес-инструментами, не проработает долго, уверен Олег Якушев: «Многие не доверяют государству и не пользуются государственными мерами поддержки. Между тем, если владеть информацией и грамотно работать с документами, можно получить выгоду».
Хотя, опыт взаимодействия с государством у Якушева есть как положительный, так и отрицательный. Например, разрешительные документы на строительство производственного корпуса в Дзержинском районе он оформлял три года. А вот кредит в миллион рублей в областном Фонде микрофинансирования получил в течение трех дней по ставке, в два раза меньшей, чем банковская.
Так где же молоток
Сегодня бизнесмен Якушев делает ставку на повышение внутренней эффективности. «Рыночная ситуация не позволяет увеличивать стоимость продукции. Напротив, чтобы выдержать конкуренцию, приходится регулярно делать скидки, проводить распродажи, - объясняет он. – Между тем, издержки растут, поскольку естественные монополии поднимают тарифы, банки увеличивают процентные ставки по кредитам».
Недавно более половины сотрудников «Саломеи» прошли обучение по программе «Бережливое производство», разработанной на японском автоконцерне «Тойота». (Японцы в свое время скалькировали эту программу у советских заводов). Принцип действия программы Олег Якушев объясняет на простом примере: «Рабочий использует несколько инструментов – молоток, щипцы, отвертку. Если все инструменты лежат на определенных местах у него под рукой, на то, чтобы взять инструмент, требуются доли секунды. Но, если за молотком или зубилом приходится идти в другой конец цеха и таким образом накручивать несколько километров за день… А если оказывается, что молоток утерян сотрудником предыдущей смены…»
Убедить работников в целесообразности перестановки станков и стеллажей, а так же в необходимости всегда класть на место инструменты оказалось непросто. Зато производительность труда выросла на 20%.
Девочкам нравятся котики
Начав бизнес в 90-е г годы, Якушев, как большинство людей, воспитанных в советской идеологии, считал, что главное достоинство товара – его высокое качество, долговечность. «Мы тогда не понимали, что, выпуская долговечные вещи, убиваем спрос в будущем», - шутит Якушев.
Сегодня, говорит бизнесмен, завоевать покупательскую аудиторию можно только благодаря креативным идеям. Одну из таких идей на «Саломее» реализуют вместе с бердскими партнерами, владеющими технологиями фотопечати – печатают на сумках фотографии. Самым большим спросом пользуются сумки с видами Парижа и Венеции, а так же с изображениями собачек и кошечек.
Множество идей, так же, как обратную связь с партнерами и клиентами, Олег Якушев получает из Интернета. Свободное ориентирование во Всемирной паутине Якушев называет одним из самых необходимых для бизнесмена сегодня навыков. Без этого – никуда.
Предприятие «Саломея» - семейный бизнес. Олег рассчитывает со временем передать его сыну. Сейчас он учит мальчика своему жизненному кредо: не искать причины поражения в других людях или во внешних обстоятельствах – все в этой жизни зависит только от нас самих. И еще Якушев часто повторяет слова, сказанные Уинстоном Черчиллем: «Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь!»