От производителя — к рознице. Или в чем секреты будущего успеха и поражения? Мнение

Какие ошибки совершают владельцы торговой точки, о чем следует знать при развитии розничного магазина, и как нужно работать с потребителем?

Директор «ТСК, лаборатория развития» Татьяна Аржаева

По отношению к рознице у меня несколько ролей:

  • покупатель и потребитель, как впрочем и у большинства,
  • тренер и консультант, работающий с розницей,
  • тренер и консультант, работающий с поставщиками и потребителями для той самой розницы.

Какие роли сподвигли к написанию данной заметки? Первая и третья.

Начнем с первой — что я вижу как потребитель и покупатель? Конечно, будет моменты, когда я буду говорить и из второй роли.

1. Засилье в разных торговых точках, порой разного позиционирования и формата, одного и того же товара. К чему это приводит? К тому, что торговые точки могут быть и раскрашены в логотипах разными цветами, только вся разность на этом и заканчивается. Те же бренды, те же товары. И возникает главный вопрос — куда я как покупатель пойду? И зачем мне идти в другую торговую точку, если там будет то же самое? Я пойду туда, куда ближе или куда удобней! Что остается точке? Как вариант, демпинг и отжатие поставщиков с производителями по условиям. 

2. Отсутствие интересных акций. А значит повода лишний раз зайти. Вариант акции «2 по цене 1», «примотки — обмотки» и пр. — это скучно! Еще скучней «скидки на … %». Для категории покупателя-экономиста это частично работает. Но проблема в том, что экономисты — не единственная категория покупателей. Да и экономистов нужно развивать и переводить в другие категории.

3. Отсутствие разнообразия и интересных, концептуальных решений в мерчандайзинге. Конечно, большинство покупателей такого слова не знает — но его знать и не обязательно. Главное, что он видит. А видим мы опять же все тоже самое. Стимул зайти? Стимул быть поклонником какой-то торговой точки или сети по-настоящему? Его нет… Есть обычная пищевая или какая-то другая необходимость.

4. Низкое качество товаров. С чего бы ему быть высоким? Производитель, которого массой разных способов отжимают, не будет работать себе в убыток, а в итоге страдает покупатель. Иногда смотришь на цену, читаешь состав. И лучше было бы не читать. Дело не в тренде на здоровый образ жизни, здоровое питание и пр. Дело в обычном здравом смысле. Когда блин с мясом должен быть с мясом. Как сказал один из продавцов: «Это вы себе дома блин с мясом из мяса приготовите, а здесь — запах мяса есть и ладно».

5. Работа по производственным характеристикам вместо потребительских. На это отваживаются единицы, большинство об этом даже не знает или не задумывается.

6. В форматах самообслуживания не дождешься нормальной или хоть какой-нибудь помощи продавца. Удивительный парадокс. Тот же мерчандайзинг говорит, что при изобилии товаров возможность консультации с продавцом быть должна. И вроде как продавец есть. Но по факту это носильщик товара со склада в зал. Или уборщик — полок, пола и пр. Форматы самообслуживания эффективны. Однако, никто в них не отменял возможности помощи и консультации. Потребность в этом порой есть, особенно учитывая специфику населения нашей страны — для нас по-прежнему важен человеческий контакт. Элементарная кнопка вызова продавца может помочь решить этот вопрос. А качественный ответ продавца — решить проблему выбора у покупателя.

Кстати, про концепцию и бренд. Реально концептуальных торговых точек у нас немного — с избытком хватит одной руки, чтоб их пересчитать. Концепция — это не про позиционирование и не про бренд. Бренд может быть, а концепции при этом может и не быть. Но если есть концепция, то бренд точно будет, причем сильный.

Что такое сила бренда? Мне недавно на конференции (правда посвященный медицинскому сектору) задали вопрос: «Как вы оцениваете силу бренда? По узнаваемости? По тому, как его воспринимают?». Это все правильно, но далеко от сути. Реальная сила бренда оценивается по другому вопросу: «На что люди готовы ради вас?» Что получается в итоге, если начать задавать этот вопрос? Узнаваемость есть, ассоциации есть, а готовности отдать ради вас что-то — нет! Это означает, что есть просто позиционирование. Бренда и концепции нет.

Что я вижу как тренер и консультант, работающий с поставщиками и производителями?

1. Торговые сети торгуют полками. А было б хорошо, чтоб все-таки торговали товарами. Если торгуем полками, то мне как покупателю смысл идти в ту или иную точку? И уж точно я отдавать (вспоминаем вопрос про силу бренда) ничего не готова! Я не призываю отказаться от продаж полочного пространства. Я призываю ответить на вопрос — по факту 51% в чем? В продаже полок производителям или продаже товаров покупателям? Много мудрствовать на эту тему не надо! Открываешь договор между производителем/ поставщиком и торговой сетью и сразу все становится понятно, где этот 51%. Заходишь в торговую точку, смотришь на полку — и сразу становится понятно, где этот 51%.

2. Нет продажи «продаж». Я хочу обратить особое внимание на свое выражение «продажа полок». Оно было бы не так своеобразно, если б подразумевало «продажу трафика». За что платит производитель или поставщик? Разве за полку? Он платит за трафик, который генерирует точка и за возможное количество своих продаж. Но если точка продает полку, она не работает с трафиком. За что тогда платить? А если нет продаж своего товара и реальной партнерской возможности его двигать? Я все больше и больше сталкиваюсь с производителями и поставщицами, которые всерьез озадачиваются вопросом: «А тогда зачем мне сеть? Работать ради того, чтоб работать? Не для этого бизнес веду». И та и другая сторона в идеале должна быть заинтересована в одном — в росте продаж покупателю. Из этого складывается результат того и другого и финансовый вклад. Из этого в первую очередь и должны строится отношения. Тогда все первые 6 блоков, включая и силу бренда, будут решены на качественно другом уровне. На сегодня льготные условия в торговом центре получает тот арендатор, который способен генерировать трафик. А что же самый торговый центр? На сегодня льготные условия поставок получают те товары, которые способны генерировать трафик, но что же сама торговая точка? Простой эксперимент — уберите эти товары и что останется? Ради чего в эту торговую точку пойдет покупатель?

Вместо реально партнерской работы с поставщиком/ производителем над ростом продаж товара идет максимально выгодная продажа ему пространства магазина. А в итоге еще и нет интересных акций (да и в принципе акций — так как это не целесообразно производителям или поставщикам делать), нет поводов, нет силы бренда ни товара, ни торговой точки.

3. Категорийные менеджеры в большинстве своем по факту только закупщики. А ведь данная должность подразумевает нечто большее. Но смотрим не на то, что подразумевается, а на то, что получается. Опять же мудрствовать много не надо — полка все покажет! Договор расскажет. А то, как категорийный менеджер проводит переговоры, все объяснит. А ведь это деньги! Реальные деньги торговой точки и, как правило, недополученная прибыль.

4. Ввод новинок — большая проблема. А почему? Потому что есть страх, что не пойдет, риски. А страх есть, потому что торгуем полками, а не товарами, отжимаем производителя вместо работы с покупателями, есть ассортимент, но нет бренда торговой точки. А ведь на сегодня регулярный (и гораздо чаще, чем 1 раз в год!) ввод новинок в категории и подкатегории и т.д. — должен быть нормой, а не исключением. Это требование рынка. Так же как ежегодный косметический ремонт магазина и раз в 4-5 лет — основательный. У многих задача — поставить систему работы потоковую. Но есть нюанс — даже в поточной системе можно найти место новаторству, экспериментам и пр.

Но и к производителям есть вопросы.

1. Продал и слава богу. Большинство российских производителей живет по принципу «продал дистрибьютору или торговой точке — слава богу, после нас — хоть потоп». Это в корне ошибочный подход. Каналом сбыта нужно управлять, причем всем.

2. Работают по стратегии проталкивания, никак не используя стратегию вытягивания. У многих реального отдела маркетинга нет, а если и есть, то не факт, что есть продвижение своих торговых марок среди конечного потребителя. Хотя на сегодня бюджетных возможностей масса!

3. Работа с упаковкой ведется по минимуму и без учета принципов мерчандайзинга (многие их даже не знают) и реального положения товара на полке (многие на это вообще никакого внимания не обращают), а так же без учета работы конкурентов.

4. Готовы загрузить все свое производство под СТМ, тем самым роя себе яму своими же руками. Причина этого подхода проста — управлять продажами и маркетингом своих марок, как производитель, до сих пор не умеем. Я не говорю, что от таких заказов нужно принципиально отказываться. Но озадачиваться вопросом сколько процентов они в структуре занимают, почему и «копать проблему по адресу» — точно нужно.

5. Обучая техникам продаж своих торговых представителей и отделы продаж, не обучают их техникам закупщиков, маркетингу, мерчандайзингу и пониманию розничного бизнеса как такового. А в итоге — в договоре и не только грустная картина.

Учитывая, что это предновогодняя статья, хочу завершить ее пожеланием.

Пусть в новом год покупателей ожидают концептуальные магазины с качественными товарами и регулярными новинками, которые учитывают потребительские характеристики, а так же с интересными акциями и творческим подходом к мерчандайзингу.

Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.