Павел Бобошик: «Нам стыдно работать руками»
Новосибирские предприятия в условиях дефицита профессиональных работников переманивают их друг у друга. Как с этим бороться и где брать нужные кадры?
DK.RU поговорил с генеральным директором ОАО «Новосибирский завод «Экран» (находится под управлением РАТМ Холдинга) Павлом Бобошиком о том, какие профессии сегодня в дефиците и почему, как руководство крупных предприятий справляется с нежеланием и неумением работать, откуда берет квалифицированный персонал, и о многом другом.
Как вы оцениваете новосибирский рынок труда?
– Рынок квалифицированной рабочей силы не насыщен, и это касается не только Новосибирска, но и страны в целом. Проблема, о которой идет речь, также характерна для Европы. Нам стыдно работать руками, стыдно обучаться рабочим профессиям – некоторые из них уже относятся к категории «исчезающих видов». Если раньше на Западе и в России мигрантам предлагали низкооплачиваемую работу, то сейчас ситуация изменилась. На Красноярском экономическом форуме я беседовал с губернатором Забайкальского края: он рассказал, что в регионе остановили несколько строек из-за того, что каменщики-китайцы вернулись домой, поскольку рубль обвалился, и класть кирпичи в России им стало невыгодно.
Безусловно, наличие профессиональных кадров напрямую влияет на производственные показатели предприятия. В стекольной отрасли является нормой привлекать вахтовым методом высококлассных специалистов, таких как операторы и наладчики стеклоформующих машин. Но еще в 2012 году на «Экране» приняли решение максимально сократить количество вахтовиков, и мы целенаправленно движемся в этом направлении. Пока еще для завода «Экран» рынком труда является вся Россия, а также Украина и Беларусь. Например, наш директор по производству из Беларуси. Однако высококвалифицированные специалисты едут в Сибирь неохотно. Они говорят, что готовы работать на любом предприятии в европейской части страны, но только не здесь. Нужно обучать персонал самим, и мы уже вплотную этим занимаемся. Убежден, нам необходимо делать ставку на местные кадры. В ближайшей перспективе на «Экране» намерены увеличить набор учеников, и воспитывать их под потребности предприятия.
То есть найти нужных вам людей в нашем городе нелегко?
– Мы переманиваем их друг у друга. У меня сейчас ощущение дежавю. В 90-е годы в Чехии через это проходили. У нас тогда не было проблем со сбытом, предприниматели конкурировали на рынке рабочей силы. Сначала мы договорились оплачивать автобусную доставку на предприятия работников из окрестных деревень. Однако через девять месяцев эту программу пришлось отменить, поскольку люди начали бегать с одного завода на другой, вынуждая работодателей раз от раза поднимать им зарплаты. В конце концов, промышленники решили разделить территории: закрепить за компаниями доставку работников на свои производства из определенных населенных пунктов. Примитивно, но эффективно.
Каких специалистов вам сейчас не хватает больше всего?
– Прежде всего, киповцев, электриков, механиков, операторов стеклоформующих машин и наладчиков стекольных автоматов и полуавтоматов. К слову, наладчики с не менее чем десятилетним опытом могут заработать от 80 до 120 тыс. рублей. В современных экономических условиях расти таким зарплатам некуда. До 16 декабря, когда рубль заметно просел по отношению к доллару и евро, зарплата наладчика стеклоформующей машины у нас была выше на 30%, чем в Чехии, и на 40% – чем в Словакии.
Как привлечь работников на заводы?
– Использование исключительно материальных стимулов не принесет ожидаемого эффекта, поскольку дефицит линейного персонала с техническим образованием связан даже не с размером зарплаты, а, прежде всего, с менталитетом. Все хотят быть экономистами, юристами и айтишниками – для людей предпочтительна работа с комфортом, пусть и за меньшие деньги, чем тяжелый и высокооплачиваемый труд в условиях высокой температуры воздуха в цехе. Знаете, почему молодежь не выбирает технические специальности? Любому технарю, даже с красным дипломом, все равно рано или поздно приходится работать руками, к чему у нас не стремятся.
Популяризировать инженерные и рабочие профессии необходимо на государственном уровне. Но пропаганда ляжет на благодатную почву, если люди будут нуждаться в работе. Добиться эффективного труда возможно, когда у сотрудников появится интерес к производственному процессу. Большинство просто выполняет свои обязанности, и даже неплохо. Однако моя миссия как руководителя состоит еще и в том, чтобы мотивировать персонал вносить в работу свои идеи. В этом случае предприятие развивается успешно.
А качество труда и отношение к нему влияет на его оценку в денежном эквиваленте?
– Эти категории взаимозависимы. У рабочих с низкой квалификацией – тех, кто непосредственно не связан с производством конечной продукции, основной трудовой мотив – деньги. А, например, ребята-наладчики, стаж которых на нашем предприятии составляет 8-10 лет, любят свою работу и хотят, чтобы бутылка получилась качественной. Они нацелены на результат и добиваются его, зарплата у них соответствующая – до 120 тыс.
Что лучше для вас: взять на работу человека с небольшим опытом и обучить его на предприятии, или все-таки искать опытного специалиста?
– Во многих случаях – брать человека с небольшим опытом и обучать его под потребности предприятия. Хотя и без «готовых» опытных профессионалов нам, конечно, не обойтись. К слову, зарплатные ожидания молодых специалистов зачастую завышены. Так, в некоторых университетах, привлекая абитуриентов обучаться по тем или иным специальностям, обещают по окончании вуза большие зарплаты, но никто не говорит, что для этого нужно еще и проработать десять лет.