Проводник для мелких инвесторов
Фондовый рынок появился в России в начале 1990-х и долгое время для большинства россиян оставался чистой воды экзотикой: об интернете многие знали лишь понаслышке, а уровень знаний о фондовом рын
Фондовый рынок появился в России в начале 1990-х и долгое время для большинства россиян оставался чистой воды экзотикой: об интернете многие знали лишь понаслышке, а уровень знаний о фондовом рынке и вовсе был близок к нулю. «Брокерские компании боролись только за «серьезных клиентов», не обращая практически никакого внимания на мелких инвесторов. Тогда именно они обеспечивали основной заработок брокерам, в том числе и нам», — вспоминает Ирина Фадеева.
В те годы брокеры использовали в работе традиционный «голосовой» брокеридж — когда клиент звонил своему брокеру по телефону и отдавал распоряжение о сделке. Но в конце 1990-х, когда на зарубежных площадках начала набирать обороты электронная торговля, продвинутым игрокам в России также захотелось опробовать сервис. Поэтому в 1999 г. ММВБ приобрела специальный софт и запустила систему электронных торгов.
Но крупнейшие брокерские компании идея обеспечить удаленный доступ множеству мелких инвесторов не привлекала. Причиной Ирина Фадеева называет сравнительно низкую доходность розничного направления: «Интернет-трейдинг — это все-таки ритейловая услуга с небольшими комиссиями. Неудивительно, что большинство брокеров предпочли концентрироваться на обслуживании крупных клиентов».
Одной из немногих перспективность нового направления почувствовала БКС. Она начала работать над созданием IT-системы для доступа частных инвесторов на рынок. «В тот момент ММВБ необходимо было наработать систему электронной подачи заявок — требовались брокерские компании, которые бы поставляли клиентов в систему», — говорит Ирина Фадеева. БКС как раз стала одним из таких брокеров. По ее словам, тогда на ММВБ как раз появилась фондовая секция (первоначально биржа специализировалась на торговле валютой и ГКО) и интернет-доступ был единственной преду- смотренной возможностью управления взамен традиционного голосового доступа.
В Новосибирске у БКС был хороший партнер — компания Quik, которая до этого обеспечивала доступ к Сибирской межбанковской валютной бирже. По словам Ирины Фадеевой, именно для БКС Quik создала IТ-систему удаленного доступа на биржу, причем очень качественно: к плюсам системы можно отнести модульность, наличие веб-версии, версии для карманных компьютеров и смартфонов. Сегодня этой программой пользуется большинство инвесторов, считает Ирина Фадеева. Во многом благодаря Quik у БКС через год было уже около тысячи активных клиентов.
В начале преимущества удаленного интернет-доступа оценили состоятельные инвесторы, в том числе юридические лица (УК, фонды, банки, брокерские компании), а затем уже и физлица с небольшими денежными средствами. Ирина Фадеева считает, что компания могла в то время привлечь еще больше клиентов — физлиц, если бы не низкий уровень проникновения компьютерных и сетевых технологий.
«Одним из важных факторов в привлечении клиентов к интернет-трейдингу стало введение единого брокерского счета», — рассказывает Ирина Фадеева. Для работы на фондовом рынке игроку достаточно всего один раз положить средства на свой счет, а потом на эти деньги можно покупать ценные бумаги на ММВБ или РТС, объясняет суть нововведения собеседница. Несколько лет назад для совершения сделок клиенту нужно было самостоятельно переводить средства с одного счета на другой, что занимало не менее дня. «Несколько лет мы вообще были единственной компанией, кто предоставлял подобную услугу», — подчеркивает она. Позже БКС расширила возможности клиентов: теперь они могут в любое время знакомиться с состоянием счета, просматривать документы бэк-офиса.
Идти в люди
Разработав предложение для розничного клиента, компания решила растиражировать его. «В начале 2000-х интернет-трейдингом начали интересоваться небольшие компании в регионах, и мы стали интенсивно развивать филиальную сеть», — вспоминает Ирина Фадеева.
До сих пор БКС позиционирует себя именно как региональная компания. «Несмотря на офис в столице, функции главного офиса равномерно распределены между Москвой и Новосибирском», — говорит она. Ирина Фадеева не раскрывает объем инвестиций на тиражирование услуги интернет- трейдинга во всех филиалах, лишь подчеркивая, что «проект полностью оправдал себя». По ее словам, каждому из регионов присуща своя инвестиционная философия. Понимание местного менталитета очень помогает в привлечении клиентов. «Специ- фика брокерского бизнеса с частным клиентом на фондовом рынке состоит в том, что компании приходится готовить своего клиента с нуля, объясняя с азов суть фондового рынка и рассказывая, как можно на нем заработать», — разъясняет она.
По словам Ирины Фадеевой, консультанты БКС порой отговаривали своих клиентов от подачи заявок на участие в широко разрекламированных «народных IPO». «В двух из трех случаев осторожность нас не подвела — котировки, по которым бумаги предлагались инвесторам, были сильно завышены», — говорит она.
Размер имеет значение
«В период самого драматического падения котировок на рынке ценных бумаг мы наблюдали всплеск интереса к биржевым торгам», — рассказывает Ирина Фадеева. По ее словам, динамика открытия новых счетов в последний год в разы превышает докризисные показатели. «Клиентов у нас меньше не стало, скорее, наоборот — клиентская база растет, и значительно», — говорит она.
По наблюдениям Ирины Фадеевой, новые клиенты в интернет-трейдинг приходят с рынка коллективных инвестиций, который чувствует себя сейчас не лучшим образом: «Люди забирают деньги из управляющих компаний и пытаются их вложить в другие инструменты».
БКС зарабатывает на комиссии
94,8% |
дохода БКС составляет комиссия с оборота клиентов |
12% |
доля БКС в объеме торгов на ММВБ и РТС |
-72% |
падение капитализации рынка акций российских эмитентов в 2008 г. |
№ |
Наименование компании |
Торговый оборот, млрд руб. |
1 |
ФИНАМ (ЗАО) |
485,1 |
2 |
Компания БрокерКредитСервис (ООО) |
386,1 |
3 |
ВТБ 24 (ЗАО) |
258,8 |
4 |
ГК АЛОР |
226,9 |
5 |
ИК Церих Кэпитал Менеджмент (ОАО) |
171, 3 |
6 |
ИК Тройка Диалог (ЗАО) |
161, 7 |
7 |
ФК ОТКРЫТИЕ (ООО) |
110, 9 |
8 |
АТОН (ООО) |
89, 7 |
9 |
АЛЬФА-БАHK (ОАО) |
78, 1 |
10 |
Брокерский дом ГЛЕНИК (ООО) |
56,5 |
№ |
Наименование компании |
Количество |
1 |
ВТБ 24 (ЗАО) |
151 310 |
2 |
ФИНАМ (ЗАО) |
73 172 |
3 |
Компания БрокерКредитСервис (ООО) |
58 192 |
4 |
АЛЬФА-БАHK (ОАО) |
35 216 |
5 |
АТОН (ООО) |
29 492 |
6 |
ГК АЛОР |
14 667 |
7 |
ФК ОТКРЫТИЕ (ООО) |
12 257 |
8 |
КИТ Финанс (ООО) |
11 595 |
9 |
НЭТТРЭЙДЕР (ООО) |
9 903 |
10 |
ИК Церих Кэпитал Менеджмент (ОАО) |
6 558 |