Проводник для мелких инвесторов

  Фондовый рынок появился в России в начале 1990-х и долгое время для большинства россиян оставался чистой воды экзотикой: об интернете многие знали лишь понаслышке, а уровень знаний о фондовом рын

Чтобы стать одним из крупнейших игроков на рынке интернет-трейдинга, компании «БрокерКредитСервис» (БКС) пришлось научиться зарабатывать на мелких клиентах. Как, снизив доходность операций, компания смогла в разы увеличить выручку, «ДК» рассказывает генеральный директор новосибирского офиса БКС Ирина Фадеева.

 

Фондовый рынок появился в России в начале 1990-х и долгое время для большинства россиян оставался чистой воды экзотикой: об интернете многие знали лишь понаслышке, а уровень знаний о фондовом рынке и вовсе был близок к нулю. «Брокерские компании боролись только за «серьезных клиентов», не обращая практически никакого внимания на мелких инвесторов. Тогда именно они обеспечивали основной заработок брокерам, в том числе и нам», — вспоминает Ирина Фадеева.
В те годы брокеры использовали в работе традиционный «голосовой» брокеридж — когда клиент звонил своему брокеру по телефону и отдавал распоряжение о сделке. Но в конце 1990-х, когда на зарубежных площадках начала набирать обороты электронная торговля, продвинутым игрокам в России также захотелось опробовать сервис. Поэтому в 1999 г. ММВБ приобрела специальный софт и запустила систему электронных торгов.
Но крупнейшие брокерские компании идея обеспечить удаленный доступ множеству мелких инвесторов не привлекала. Причиной Ирина Фадеева называет сравнительно низкую доходность розничного направления: «Интернет-трейдинг — это все-таки ритейловая услуга с небольшими комиссиями. Неудивительно, что большинство брокеров предпочли концентрироваться на обслуживании крупных клиентов».

Создать предложение
Одной из немногих перспективность нового направления почувствовала БКС. Она начала работать над созданием IT-системы для доступа частных инвесторов на рынок. «В тот момент ММВБ необходимо было наработать систему электронной подачи заявок — требовались брокерские компании, которые бы поставляли клиентов в систему», — говорит Ирина Фадеева. БКС как раз стала одним из таких брокеров. По ее словам, тогда на ММВБ как раз появилась фондовая секция (первоначально биржа специализировалась на торговле валютой и ГКО) и интернет-доступ был единственной преду- смотренной возможностью управления взамен традиционного голосового доступа.
В Новосибирске у БКС был хороший партнер — компания Quik, которая до этого обеспечивала доступ к Сибирской межбанковской валютной бирже. По словам Ирины Фадеевой, именно для БКС Quik создала IТ-систему удаленного доступа на биржу, причем очень качественно: к плюсам системы можно отнести модульность, наличие веб-версии, версии для карманных компьютеров и смартфонов. Сегодня этой программой пользуется большинство инвесторов, считает Ирина Фадеева. Во многом благодаря Quik у БКС через год было уже около тысячи активных клиентов.
В начале преимущества удаленного интернет-доступа оценили состоятельные инвесторы, в том числе юридические лица (УК, фонды, банки, брокерские компании), а затем уже и физлица с небольшими денежными средствами. Ирина Фадеева считает, что компания могла в то время привлечь еще больше клиентов — физлиц, если бы не низкий уровень проникновения компьютерных и сетевых технологий.
«Одним из важных факторов в привлечении клиентов к интернет-трейдингу стало введение единого брокерского счета», — рассказывает Ирина Фадеева. Для работы на фондовом рынке игроку достаточно всего один раз положить средства на свой счет, а потом на эти деньги можно покупать ценные бумаги на ММВБ или РТС, объясняет суть нововведения собеседница. Несколько лет назад для совершения сделок клиенту нужно было самостоятельно переводить средства с одного счета на другой, что занимало не менее дня. «Несколько лет мы вообще были единственной компанией, кто предоставлял подобную услугу», — подчеркивает она. Позже БКС расширила возможности клиентов: теперь они могут в любое время знакомиться с состоянием счета, просматривать документы бэк-офиса.
Идти в люди
Разработав предложение для розничного клиента, компания решила растиражировать его. «В начале 2000-х интернет-трейдингом начали интересоваться небольшие компании в регионах, и мы стали интенсивно развивать филиальную сеть», — вспоминает Ирина Фадеева.
До сих пор БКС позиционирует себя именно как региональная компания. «Несмотря на офис в столице, функции главного офиса равномерно распределены между Москвой и Новосибирском», — говорит она. Ирина Фадеева не раскрывает объем инвестиций на тиражирование услуги интернет- трейдинга во всех филиалах, лишь подчеркивая, что «проект полностью оправдал себя». По ее словам, каждому из регионов присуща своя инвестиционная философия. Понимание местного менталитета очень помогает в привлечении клиентов. «Специ- фика брокерского бизнеса с частным клиентом на фондовом рынке состоит в том, что компании приходится готовить своего клиента с нуля, объясняя с азов суть фондового рынка и рассказывая, как можно на нем заработать», — разъясняет она.
По словам Ирины Фадеевой, консультанты БКС порой отговаривали своих клиентов от подачи заявок на участие в широко разрекламированных «народных IPO». «В двух из трех случаев осторожность нас не подвела — котировки, по которым бумаги предлагались инвесторам, были сильно завышены», — говорит она.
Размер имеет значение
Российский фондовый рынок активно прирастал новыми участниками все последние 10 лет. Эта динамика не замедлилась даже с началом финансового кризиса осенью 2008 г. В периоды волатильности пассивные инвестиции в акции не приносят ощутимых доходов. Но тогда возможности появляются у биржевых спекулянтов.
«В период самого драматического падения котировок на рынке ценных бумаг мы наблюдали всплеск интереса к биржевым торгам», — рассказывает Ирина Фадеева. По ее словам, динамика открытия новых счетов в последний год в разы превышает докризисные показатели. «Клиентов у нас меньше не стало, скорее, наоборот — клиентская база растет, и значительно», — говорит она.
По наблюдениям Ирины Фадеевой, новые клиенты в интернет-трейдинг приходят с рынка коллективных инвестиций, который чувствует себя сейчас не лучшим образом: «Люди забирают деньги из управляющих компаний и пытаются их вложить в другие инструменты».

БКС зарабатывает на комиссии

 

94,8%

дохода БКС составляет комиссия с оборота клиентов

12%

доля БКС в объеме торгов на ММВБ и РТС

-72%

падение капитализации рынка акций российских эмитентов в 2008 г.

Источник: БКС
 
 
ФИНАМ опережает БКС
Объем клиентских операций ведущих операторов фондового рынка России в сентябре 2009 г.

 

Наименование компании

Торговый оборот, млрд руб.

1

ФИНАМ (ЗАО)

485,1

2

Компания БрокерКредитСервис (ООО)

386,1

3

ВТБ 24 (ЗАО)

258,8

4

ГК АЛОР

226,9

5

ИК Церих Кэпитал Менеджмент (ОАО)

171, 3

6

ИК Тройка Диалог (ЗАО)

161, 7

7

ФК ОТКРЫТИЕ (ООО)

110, 9

8

АТОН (ООО)

89, 7

9

АЛЬФА-БАHK (ОАО)

78, 1

10

Брокерский дом ГЛЕНИК (ООО)

56,5

Источник: ММВБ
 
 
У кого больше клиентов
Количество зарегистрированных клиентов у ведущих операторов фондового рынка, в сентябре 2009 г.

 

Наименование компании

Количество
клиентов

1

ВТБ 24 (ЗАО)

151 310

2

ФИНАМ (ЗАО)

73 172

3

Компания БрокерКредитСервис (ООО)

58 192

4

АЛЬФА-БАHK (ОАО)

35 216

5

АТОН (ООО)

29 492

6

ГК АЛОР

14 667

7

ФК ОТКРЫТИЕ (ООО)

12 257

8

КИТ Финанс (ООО)

11 595

9

НЭТТРЭЙДЕР (ООО)

9 903

10

ИК Церих Кэпитал Менеджмент (ОАО)

6 558

 
Источник: ММВБ

 

Самое читаемое
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • «В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»«В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.