Работодатели присматриваются к специалистам с дипломом MBA
эксперты Ирина Долгачева заместитель гендиректора «СибирьЭнерго» Ольга Ефимова коммерческий директор искитимского хлебокомбината САХО Людмила Коява руководитель программы MBA в НГУЭУ Андрей Кузнец
Ирина Долгачева
заместитель гендиректора «СибирьЭнерго»
Ольга Ефимова
коммерческий директор искитимского хлебокомбината САХО
Людмила Коява
руководитель программы MBA в НГУЭУ
Андрей Кузнецов
заместитель гендиректора ГК САХО
Юлия Несова
заместитель директора USIB
Екатерина Панферова
руководитель департамента подбора специалистов и менеджеров НФ AVANTA Personnel
Дмитрий Пингасов
председатель совета директоров компании «Новосибирскавтодор»
Борис Ровнейко
директор «Новосибирской Открытой Школы Бизнеса»
Лариса Рогозина
директор новосибирского филиала «Центра экспертизы собственности»
Петр Рыженков
соруководитель программы MBA в НГУ
Татьяна Семыкина
директор представительства HeadHunter в Новосибирске
Юрий Тазов
директор по маркетингу ВШМБ АНХ при Правительстве РФ
Валентина Титова
руководитель программы MBA в НГТУ
Ольга Удовиченко
директор программы Executive MBA ВШМ СПбГУ
Сусанна Цибина
директор по региональному развитию «Русской школы управления»
Елена Шестак
региональный директор по Сибири и Дальнему Востоку Kelly Services
Елена Шульгина
профессор Moscow Business School
«Сибирский аграрный холдинг» в июле прошлого года принял на работу коммерческим директором искитимского хлебокомбината (входит в состав его «Объединенных Хлебозаводов Сибирь») Ольгу Ефимову. Кроме опыта работы директором по продажам компании «Гулливер» (новосибирский производитель мороженого), у нее есть диплом MBA. Ефимова говорит, что желание добиться карьерного роста было далеко не последним среди тех целей, которые она ставила перед собой, когда пошла на обучение MBA в НГУ. Она уверена, что наличие у нее диплома MBA стало для будущего работодателя важным аргументом в ее пользу: «Надеюсь, за это время компания убедилась, что я получила не только «корочки», но и знания. За последний год хлебокомбинат значительно расширил производство и увеличил объем реализации продукции в Новосибирске».
По словам заместителя гендиректора ГК «Сибирский аграрный холдинг» по связям с общественностью Андрея Кузнецова, при отборе холдингом соискателей наличие у них степени MBA приветствуется, но не является единственной ключевой характеристикой.
Похожей позиции придерживаются и другие работодатели. «При выборе кандидата наличие у него степени MBA не имеет решающего значения. Но все же это дополнительный аргумент в его пользу, свидетельство мотивации к самосовершенствованию», — рассказывает заместитель генерального директора «СибирьЭнерго» Ирина Долгачева. В прошлом году она получила степень MBA в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
По наблюдениям профессора Moscow Business School (MBS) Елены Шульгиной, многие из тех, кто получил степень MBA, задумываются об уходе из своих компаний. «Диплом MBA очень сильно повышает самооценку. Если ваши сотрудники будут обучаться MBA, готовьтесь к тому, что компания должна будет дать им другие возможности для самореализации. Иначе уйдут», — предупреждала она руководителей отделов персонала местных компаний во время своего мастер-класса в Новосибирске в июле 2008 г. А директор новосибирского филиала оценочной компании «Центр экспертизы собственности» Лариса Рогозина говорит, что большинство ее сокурсников по программе MBA в НГУ сменили работу еще во время обучения.
Председатель совета директоров компании «Новосибирскавтодор» Дмитрий Пингасов рассказывает, что, поступая на обучение MBA, преследовал три цели: «Хотелось получить теоретические фундаментальные знания в области стратегического управления, структурировать накопленные ранее навыки и пообщаться с себе подобными, чтобы в таком неформальном клубе перенять чужой опыт». Степень MBA он получил в прошлом году. Пингасов полагает, что в его назначении на нынешнюю должность то, что он в то время изучал программу MBA, роли не сыграло: «Но это исключение из правил. Обычно работодатели обращают внимание на наличие степени MBA».
Как работодатель сам Дмитрий Пингасов обратил внимание руководства холдинга, в который входит «Новосибирскавтодор», на одну из своих сокурсниц — Марину Сербенюк. И вот уже четыре месяца она работает директором по организационному развитию в созданном в рамках холдинга проектном институте «РосИнсталПроект». «Компания рассчитывает на ее богатый опыт (она работала, в частности, директором по персоналу группы компаний «Российские мясопродукты») и на знания, полученные при обучении по программе MBA», — говорит Дмитрий Пингасов.
«Спрос на специалистов с дипломом MBA растет, особенно в тех компаниях, руководители и владельцы которых уже сами получили такую степень. Они ищут себе соратников среди тех, кто получил такое же образование и желательно в той же самой бизнес-школе», — отмечает руководитель департамента подбора специалистов и менеджеров новосибирского филиала компании AVANTA Personnel Екатерина Панферова. Лариса Рогозина говорит, что ей известны два примера, когда слушатели MBA перешли в компании, с топ-менеджерами которых вместе учились.
Рост спроса подтверждает и директор представительства HeadHunter в Новосибирске Татьяна Семыкина: «В нашей базе данных с января по июль 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. количество вакансий с указанием в требованиях MBA увеличилось на 30%. Кандидатов с MBA ждут в основном в иностранных компаниях и, как правило, им предлагают должности генерального директора, директора по маркетингу, директора по персоналу, финансового директора, team leader (в IT), менеджера проектов».
Впрочем, в абсолютных цифрах число таких вакансий, по ее словам, все равно ничтожно мало да и работодатели не столько требуют, сколько высказывают пожелание о наличии степени MBA. «На новосибирском рынке труда требование о наличии MBA у соискателя практически не встречается. В нашей практике лишь два раза клиенты выдвигали требование о наличии степени MBA у кандидатов на определенную позицию», — говорит региональный директор по Сибири и Дальнему Востоку рекрутинговой компании Kelly Services Елена Шестак. Возможно, навыки таких специалистов для большинства местных компаний пока избыточны. Как констатирует Семыкина, пока рынок не очень понимает, что ему делать с такими кандидатами, и какие преимущества компания получит, приняв на работу обладателя степени MBA.
В Новосибирске степень MBA можно получить в шести бизнес-школах (см. детали). Кроме того, представительство «Русской школы управления» предлагает краткосрочный (полугодовой) курс мини-MBA. Число игроков на рынке услуг обучения MBA быстро расширяется. В декабре 2007 г. первый набор слушателей на программу «MBA-маркетинг» провел НГТУ. В апреле 2008 г. в городе открылся филиал Moscow Business School (MBS, занимается продвижением программы дистанционного обучения MBA Start).
У руководителей местных бизнес-школ нет данных о том, сколько новосибирцев обучается MBA в Москве и за границей. Директор по маркетингу ВШМБ АНХ Юрий Тазов рассказывает, что за последние пять лет программу MBA в этой бизнес-школе окончили свыше 30 человек из Новосибирска. Программу Executive MBA в ВШМ СПбГУ сейчас осваивает одна слушательница из Новосибирска.
По мнению соруководителя программы MBA в НГУ Петра Рыженкова, на обучение за рубежом чаще всего решаются лишь молодые менеджеры и вчерашние выпускники вузов: «Топ-менеджеры и собственники не могут себе позволить уехать за границу и на два года оставить бизнес. Это все равно, что его совсем бросить». Руководитель программы MBA в НГУЭУ Людмила Коява считает, что желающих учиться за рубежом сдерживает высокая стоимость такого обучения (в среднем —$100 тыс.) и языковой барьер: «Обучение ведется на английском языке».
«С 1994 г. степень MBA в Открытом университете Великобритании (ОУ) получили 10 наших слушателей. На завершающем этапе обучение проходит на анг- лийском языке (занятия в очной форме в Москве и за рубежом). Эта программа используется менеджерами, ориентированными на зарубежных работодателей», — говорит директор «Новосибирской Открытой Школы Бизнеса» (НОШБ) Борис Ровнейко. Сейчас никто из новосибирцев в ОУ не учится.
По словам Тазова, наиболее востребованной формой обучения у жителей российских регионов, желающих получить степень MBA, является очно-заочная (модульная) программа. В ВШМБ АНХ такая программа предполагает обучение двухнедельными модулями раз в квартал в течение двух лет. Модульное обучение предлагает иногородним слушателям и Высшая школа менеджмента СПбГУ. «Раз в месяц в течение четырех дней проходят очные занятия, тренинги, а время между модулями отведено на самостоятельную подготовку», — отмечает директор программы Executive MBA ВШМ СПбГУ Ольга Удовиченко.
За прошедший год стоимость обучения во всех бизнес-школах в городе увеличилась. Например, в НГУЭУ — на 16%. «Растут затраты на содержание офиса, надо увеличивать зарплату преподавателям. Кроме того, процесс роста стоимости обучения подстегивается увеличением спроса», — объясняет Коява. На 25,5% повысил стоимость обучения Урало-Сибирский институт бизнеса (USIB), «Русская школа управления» (курс мини-MBA) — на 18%, НОШБ — на 15%. Стоимость обучения не повышал лишь НГТУ. «Мы изначально поставили высокую планку — 10 тыс. евро. Зато можем себе позволить привлекать к участию в учебном процессе известных столичных преподавателей. А их гонорары на порядок превышают те, что платим за проведенные занятия новосибирским докторам наук», — говорит руководитель программы MBA в НГТУ Валентина Титова.
Опрошенные «ДК» руководители новосибирских бизнес-школ не помнят примеров использования слушателями банковских кредитов для оплаты обучения. Зато довольно часто в оплате обучения участвуют компании-работодатели слушателей. В НГТУ две трети слушателей оплачивают обучение с помощью работодателей, в НГУЭУ — 40%, в USIB — 40%, в «Новосибирской Открытой Школе Бизнеса» (НОШБ) — около 25%. По словам заместителя директора USIB Юлии Несовой, среди компаний, оплачивающих обучение, преобладают производственные предприятия и организации из сферы услуг. Титова считает, что те менеджеры, что оплачивают обучение самостоятельно, делают это сознательно, чтобы после обучения уйти из компании.
Доля владельцев бизнеса среди слушателей бизнес-школ очень сильно отличается: 4% — в НГУЭУ, 20% — в USIB, 35% — в НОШБ, примерно 60% — в НГУ. Борис Ровнейко полагает, что со временем эта доля уменьшится: «За рубежом доля владельцев бизнеса среди всех, кто изучает программы MBA, заметно меньше — они предпочитают нанимать менеджеров, обладающих квалификацией уровня MBA. У нас же многие собственники сейчас получают MBA в значительной мере потому, что существует серьезный дефицит профессиональных топ-менеджеров, которым можно было бы передать оперативное управление компанией».
Каждая бизнес-школа предоставляет возможность корпоративного обучения, предлагая компаниям скидки. Пока корпоративные клиенты есть лишь у НОШБ (среди них, например, НЭТА, «Катрен», «Электрокомплектсервис») и НГУЭУ (название компании вуз не раскрывает). По словам Людмилы Коява, в корпоративную группу должны входить минимум 6 человек (скидка составит 10%). В НОШБ требование к корпоративной группе — минимум девять человек (скидка — 3%).
Государственный диплом MBA в Новосибирске могут получить выпускники НГУ, НГТУ, «Линк» и USIB. Стремится к выдаче госдиплома MBA НГУЭУ. Людмила Коява рассчитывает, что вуз получит соответствующую лицензию в Министерстве образования РФ в 2009 г., после чего будет вести обучение сразу по двум программам MBA. НГУЭУ выдает выпуск- никам собственный диплом о профессиональной переподготовке, а диплом MBA они получают от партнера вуза — южноафриканского колледжа MANCOSA.
Специализированные программы в Новосибирске слушателям предлагают лишь две бизнес-школы: НГУ — «Стратегический менеджмент», НГТУ — «MBA-маркетинг». «У бизнеса есть потребность в специализированных программах MBA (как отраслевых, например MBA-строительство, так и тематических — по финансовому менеджменту или маркетингу). Спрос на них будет увеличиваться», — полагает Людмила Коява.
Программа MBA «Линка» аккредитована международной ассоциацией AMBA, программы Открытого университета Великобритании — аккредитованы тремя международными ассоциациями, говорит Ровнейко. По словам Несовой, программы MBA USIB аккредитованы в международной ассоциации CEEMAN.
С 1994 г. диплом MBA в бизнес-школах Новосибирска получили 70 человек. А вот свидетельства об окончании полугодового курса мини-MBA с 2006 г. выданы уже 87 новосибирцам.
Директор по региональному развитию «Русской школы управления» Сусанна Цибина говорит, что бизнес-школа позиционирует мини-MBA как отдельный продукт, который не конкурирует с классическими программами MBA, хотя и предназначен той же целевой аудитории: «Сроки обучения у нас сокращены до полугода за счет исключения из программы предметов, имеющих к бизнесу опосредованное отношение. Мини-MBA — это концентрированный курс с большой практической направленностью. Больше времени уделяется не лекционному формату обучения, а интерактивной форме. За полгода интенсивных занятий руководитель приобретает системный взгляд на управление бизнес-процессами компании».
А вот по мнению Ровнейко, у классических программ MBA и курсов мини-MBA принципиально разные потребители: «Различия связаны главным образом с уровнем информированности о том, что такое образование уровня MBA. Немало менеджеров и работодателей воспринимают курсы мини-MBA как ускоренный вариант MBA. Считают, что можно получить самую высокую квалификацию в менеджменте (MBA) «минимальными» усилиями. Использование аббревиатуры MBA в названии таких курсов мне кажется некорректным. Мини-MBA — это «жареный лед».
«Как работодателю мне неважно, в какой бизнес-школе обучался кандидат. Даже если он окончил курсы мини-MBA — все равно это признак того, что человек не хочет останавливаться в своем развитии», — говорит Ирина Долгачева.
Постепенно набирает популярность и дистанционное обучение через интернет. Елена Шульгина отмечает, что количество слушателей на программе дистанционного обучения MBA Start ежемесячно увеличивается почти по 20%: «Сказывается ее низкая стоимость и то, что слушатели могут заниматься в удобное для них время, им не надо уезжать на учебу».
Людмила Коява считает, что наиболее сильные российские бизнес-школы будут ужесточать требования к поступающим: «Пока у многих они далеко не такие жесткие, как у зарубежных бизнес-школ. Главное — чтобы было высшее образование и опыт работы в бизнесе не менее двух лет. Но опыт у всех разный: кто-то руководит крупной компанией, а кто-то трудится рядовым менеджером. Ведущие школы будут стремиться набирать более однородные по уровню подготовки группы».
«Мы крайне щепетильны к тому, чтобы у человека был опыт управления компанией или как минимум большим отделом, желательно чтобы у него было экономическое или менеджерское образование. В каждом наборе по результатам собеседований отказ получают несколько человек. Одной из причин отказа может быть недостаточный управленческий опыт (абитуриент руководит очень маленьким отделом). Сталкивались и с тем, что у потенциальных слушателей было лишь гуманитарное образование, и при этом совершенно отсутствовали знания о менеджменте. В таком случае объясняли, что прежде, чем браться за стратегический менеджмент, стоит для начала получить общее менеджерское образование», — отмечает Рыженков. По словам Титовой, на обучение программе MBA в НГТУ попадают по результатам собеседования и тестирования: «Предпочтение отдается тем, кто не менее двух-трех лет работал как минимум заместителем директора компании».
Руководители бизнес-школ утверждают, что большая часть потенциальных слушателей приходят на занятия по совету прежних выпускников. «Мы поддерживаем связи с теми, кто у нас учился. На этом и строим свою маркетинговую политику», — рассказывает Борис Ровнейко. Главным образом через выпускников и интернет продвигает свои услуги ВШМБ АНХ. Ольга Удовиченко: «Мы размещаем рекламу в ведущих региональных СМИ, активно используем интернет-рекламу, а также общаемся по телефону с руководителями компаний и пересылаем именные письма с информацией о программе EMBA». USIB для продвижения использует мастер-классы известных преподавателей.
Дипломированные менеджеры хотят большую зарплату
У менеджеров, получивших диплом MBA, зарплатные ожидания намного выше, чем у их не остепененных коллег. По данным HeadHunter, в Новосибирске у обладателей степени MBA требования к уровню оплаты труда, как правило, примерно на 50% превышают средние по рынку. «В первой половине 2007 г. средняя ожидаемая заработная плата таких специалистов составляла 62 тыс. руб., в первой половине 2008 г. — уже 98 тыс. руб. При этом средняя предлагаемая зарплата для них составляла соответственно 44 тыс. и 72,3 тыс. руб.». Реальная же прибавка к зарплате, которой удается добиться выпускникам программ MBA, зависит от конкретной вакансии и составляет, по сведениям HeadHunter, от 15 до 100%.
Число слушателей программ MBA растет
В 2007 г. число поступивших в российские бизнес-школы увеличилось по сравнению с 2006 г. на 17%, рассказывает президент Российской Лиги MBA Юрий Тазов. Он говорит, что, по прогнозам, темпы роста российского бизнес-образования в ближайшие два года составят 15-20% в год. По экспертным оценкам Российской Лиги MBA, число выпускников MBA в России к 2010 г. достигнет 5,5 тыс. человек.