Рейтинг Брендов
Шорт-лист рейтинга главных брендов Новосибирска составлен на основе опроса экспертов. Компании и бренды проранжированы по обороту. Данные получены от самих компаний, «Агентства регионального мар
Рейтинг Брендов товаров
Катрен 1993 г.
59,6 млрд руб. оборот компании в 2009 г. *
Владельцы компании: Леонид Конобеев и Владимир Спиридонов
Описание
Когда-то физиков противопоставляли лирикам. Наверное, зря. Владельцы крупнейшей фармацевтической компании, родившейся в Новосибирске, по образованию физики. А название для компании придумали лирическое. В переводе с французского le quatren— это форма стихосложения, строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл.
Авиакомпания «Сибирь» 1992 г.
35,9 млрд руб. оборот компании в 2009 г.
Владельцы компании: 64,4% принадлежат S7 Group (владельцы— Владислав и Наталья Филевы), 25,5%— государству
Агентство разработчик: Landor (Великобритания)
Описание
С марта 2006 г. авиакомпания «Сибирь» использует бренд S7 Airlines. В яркие зеленые цвета были окрашены самолеты. В новом фирменном стиле оформили офисы продаж, билетные кассы. Английские дизайнеры разработали даже новую коллекцию униформы для персонала. Как объясняли представители авиакомпании, бренд S7 должен был подчеркнуть динамичное развитие и трансформацию из регионального перевозчика в крупнейшую российскую авиакомпанию.
ОАО «СибирьЭнерго» 2006 г.
27,5 млрд руб. оборот в 2009 г.
Владельцы: ряд российских компаний
Описание:
Горожане почти 70 лет знали бренд «Новосибирскэнергосбыт». Одноименная компания существовала с 1937 г. Но несколько лет назад в ходе реорганизации энергосистемы компания была выделена из «Новосибирск- энерго» в отдельное предприятие, а потом присоединена к ОАО «СибирьЭнерго». Идея названия «СибирьЭнерго» принадлежит акционерам компании. Внешние консультанты для его создания не привлекались. Разработкой логотипа и фирменного стиля занималось московское агентство IMARS. Для компании, работающей на неконкурентном рынке, «Сибирь- Энерго» предприняла немало усилий, чтобы сделать бренд узнаваемым, считает управляющий партнер агентства «ИнМар» Инна Лысенко.
Новосибирскэнерго 1931 г.
15,3 млрд руб. Оборот в 2009 г.
Владельцы: ЗАО «Энергетические измерения» (24,59% обыкновенных акций), «Физерстоун Трейд Лимитед» (8,62%), Romos Limited (13,28%), «Гардендэйл Инвестментс Лимитед» (8,08%), «Ренессанс Брокер» (доверительный управляющий, 16,85%), «Ю.Эф.Джи.Ай.Эс. Трейдинг Лимитед» (19,5%).
Описание
Название «Новосибирскэнерго» появилось в 1944 г., во время Великой Отечественной войны. До этого с 1931 г. в Новосибирске существовало районное энергетическое управление «Запсибэнерго», в состав которого входили также энергетические объекты Кузбасса.
ТНК BP Новосибирскнефтегаз 1994 г.
12,8 млрд руб. Оборот в 2009 г.
Владельцы: 100% в номинальном держании
Описание
«Дочка» ТНК-BP, компания «Новосибирскнефтегаз», владеет лицензиями на право пользования участками недр в Новосибирской области. В этом году она рассчитывает добыть 1,3 млн т нефти. В планах компании — утилизация попутного нефтяного газа на Верх-Тарском месторождении. В проект будет инвестировано 130 млн руб.
Сибтрубопроводстрой 1980 г.
6,28 млрд руб. Оборот в 2009 г.
Владельцы: Александр Поветьев и Игорь Кузнецов
Описание
На прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев запустил в эксплуатацию газопровод Соболево— Петропавловск-Камчатский. В строительстве этого газопровода участвовала новосибирская компания «Сибтрубопроводстрой». Как единая организация она начала свое существование в 1980 г. До этого, с 1956 г., в Новосибирской области работали управления треста «Омскнефтепроводстрой». Сейчас «Сибтрубопроводстрой» — это самое мощное предприятие в своей сфере деятельности в восточной части России. За годы своего существования компания построила более 4 тыс. км трубопроводов. Да и сейчас в портфеле компании заказы на сумму более чем 20 млрд руб.
Новосибирский завод химконцентратов 1948 г.
5,9 млрд руб. Оборот в 2009 г.
Владелец: корпорация ТВЭЛ
Описание
НЗХК— одно из крупнейших предприятий по выпуску ядерного топлива для энергетических и исследовательских реакторов, производству лития и его соединений. На долгосрочной основе сотрудничает с 24 зарубежными фирмами. С выходом предприятия на мировой рынок продукция с товарным знаком НЗХК была удостоена международных наград и призов. Поставляет топливо на АЭС России, Украины и Болгарии, исследовательские центры Европы, Азии. Более 200 предприятий во всем мире (в том числе в Германии и Японии) потребляют литиевую продукцию НЗХК.
СПК (мясные продукты)
3,4 млрд руб. выручка за 2009 г.
Колбасы и мясные деликатесы с изображением бычка заняли в Новосибирске половину рынка. По узнаваемости среди покупателей колбасных изделий СПК занимает, по данным компании, первое место. «Сибирская продовольственная компания» появилась в 1994 г. Тогда она выпускала 300 кг «продовольствия» в сутки. А сегодня— более 100 т и 300 наименований, собираясь увеличить выпуск до 140 т. Совладелец компании Виталий Штабный принимал личное участие в разработке логотипа. С 1996 г. он был гендиректором СПК, а после того как СПК вошла в холдинг «Российские мясопродукты», он возглавил холдинг (данные компании).
«Солнечные продукты» (ОАО «НЖК»)
2,7 млрд руб. выручка за 2009 г.
Традиционно продукция Новосибирского жирового комбината жестко доминирует в городе над всеми федеральными брендами майонеза. Узнаваемость некоторых марок майонеза достигает 80%. Именно для продукции НЖК РА «Мелехов и Филюрин» разрабатало название «Солнечные продукты». Оно стало именем крупнейшего российского холдинга после того, как саратовская ГК «Букет» приобрела в 2003 г. Новосибирский жировой комбинат (данные компании).
«Веселый молочник»
1,26 млрд руб. выручка за 2009 г. в Новосибирске*
Федеральный молочный бренд, принадлежащий группе «Вимм-Билль-Данн», придуман в Новосибирске. Рекламное агентство «Мелехов и Филюрин» предложило его новосибирскому заводу «Сибирское молоко». ВБД, купив завод, оценила название и распространила его на продукцию других своих предприятий в России. «Сибирское молоко» считается одним из наиболее технологичных производств в отрасли, так как использует при очистке молока нанофильтрацию.
«Вестфалика»
1,15 млрд руб. выручка за 2009 г.
Этот бренд принадлежит ГК «Обувь России», которая входит в десятку крупнейших обувных операторов страны. В среднеценовом сегменте это наиболее раскрученная марка в Новосибирске. «Вестфалика» прочно ассоциируется с личностью— гендиректором «Обуви России» Антоном Титовым. В 2008 г. он стал победителем конкурса «Предприниматель года» по версии Ernst&Young в номинации «Молодой предприниматель». Именно он, начав с Новосибирска, вывел «Вестфалику» и всю компанию на федеральный уровень, первым в России начал продавать обувь в кредит. К 2013 г. Антон Титов планирует удвоить свою федеральную сеть магазинов, доведя их количество до 200.
«Карачинская»
1,1 млрд руб. выручка за 2009 г.
Эта уникальная минеральная вода добывается и продается в Новосибирской области с 1974 г. Пристрастие новосибирцев к «Карачинской», имеющей хорошие вкусовые и выраженные лечебные свойства, стало легендой. Однако за пределами региона она долгое время не имела такой популярности. Недавно компания «Карачинский источник» ввела в эксплуатацию новую линию розлива этой воды и пообещала увеличить ее производство в 2,5 раза. Владелец «Карачинского источника» Владимир Хританков готов занять лидирующие позиции на российском рынке и серьезно потеснить пепси-колу с кока-колой.
«Инмарко»
631 млн руб. выручка за 2009 г. в Новосибирске*
В 90-х, когда появилась «Инмарко», были популярны иностранные названия, и основатели компании тоже не избежали этой моды. По одной из версий, изначально название расшифровывалось как «Инвестиционно-маркетинговая компания». Придумав название с отзвуком чего-то иностранного, основатели компании и предположить не могли, что со временем это слово превратится в популярный бренд. К середине 2000-х «Инмарко» стала крупнейшим производителем мороженого в России. В 2008 г. компанию приобрела транснациональная корпорация «Юнилевер».
«Торговая площадь»
586 млн руб. выручка за 2009 г. в Новосибирске*
«Торговая площадь» представляет самый широкий, по сравнению с другими брендами, ассортимент. 400 наименований колбас, деликатесов, копченостей постоянно пополняются новыми линейками продуктов, тщательно проработанных. При этом, по словам директора агентства стратегических маркетинговых коммуникаций «Б-52» Дмитрия Петрова, «наращивать объемы для них— не самоцель, хотя финансовые возможности позволяют». «Компания, — говорит он,— дорожит своей позицией некоторой эксклюзивности».
СИНАР
515 млн руб. выручка за 2009 г.
Теперь уже вряд ли кто помнит, что слово СИНАР, которым в 1994 г. было поименовано АООТ «Новосибирская фабрика им. ЦК Союза Швейников», означает всего лишь «сибирский наряд». Сегодня торговую марку SINAR, с которой ассоциируется мужской костюм, верхняя мужская и женская одежда в Новосибирске, знают практически все. «Лекала и ткани СИНАРа— очень хороши для выпуска повседневной одежды массового спроса,— говорит директор «Агентства регионального маркетинга» Лада Юрченко.— Это не сравнить с ширпотребом из Азии, это лучше по качеству материалов и дешевле по цене, чем Восточная Европа» (данные компании).
«Чистая вода»
475 млн руб. выручка за 2009 г.
По оценке ИК «Финам», таков оборот «Чистой воды» только в нашем регионе. Этот бренд имеет в Новосибирске практически стопроцентную узнаваемость, хорошо известен в городах Урала и Западной Сибири. Причина популярности не только в дистрибуции. Компания «Чистая вода» построила крупнейший в России и Европе комплекс по оздоровлению воды в сегменте HOD (home & office delivery— доставка бутилированной воды на дом и в офисы). Она приобрела также особую известность потому, что столкнулась с невозможностью запатентовать такое, на первый взгляд, удачное название для своей продукции. В итоге бренд пришлось «постепенно» переименовывать в «Норинга», на что в 2010 г. будет потрачено около 100 млн руб.
* по сведениям «Финама»