Сибирские пивовары назвали проблемы, волнующие отрасль
На форуме «Актуальные проблемы и перспективы рынка пива» в Новосибирске участники обсудили риски и угрозы для отрасли и объяснили позицию по ключевым проблемам.
По мнению представителей Союза российских пивоваров, в последние годы работать им стало гораздо сложнее. Пиво нельзя рекламировать, продавать в киосках, пенный напиток уже не купить согласно закону после 22.00. К тому же с 2009 года акцизные сборы выросли в пять раз. Как не раз уже говорилось, все эти меры были предприняты для того, чтобы снизить алкоголизацию населения. Однако участники встречи отметили, что внимание сосредоточено исключительно на рынке пива.
«Рынок пива – наиболее прозрачный. В сложившейся ситуации у нас будет еще много потрясений, но я надеюсь, что наши законодатели все-таки начнут думать, как достичь основной цели, обозначенной ими – снижения злоупотреблений алкоголем. Сейчас же эта цель теряется в борьбе с законопослушными представителями пивоваренной отрасли», — считает исполнительный директор «Пивоварни Лобанова» Дмитрий Тимохин.
Участники форума выступили и против внедрения ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы, предназначенной для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта) на пивоваренных производствах уже с 1 июля 2015. По словам представителей отрасли, эта система требует доработки.
«Основная проблема для производственников — горящие сроки, в которые необходимо внедрить эту систему контроля. Но для подготовки к этому новшеству остается всего несколько месяцев. Нормативный акт не проработан, а существующее оборудование, которое было установлено на производствах крепкого алкоголя, требует доработки для пивоваренной отрасли», — говорит Андрей Губка председатель совета директоров ОАО «САН ИнБев».
Инициатива по введению лицензирования также вызвала множество вопросов у пивоваров. По их мнению, это уничтожит малый и средний бизнес. К тому же, экономический кризис – не самое лучшее время для введения подобных мер.
«Дальнейшие ограничения, в том числе лицензирование пивной отрасли, приведут к тому, что крафтовое пивоварение и небольшие пивоварни просто закроются по той причине, что работать в таких условиях будет экономически нецелесообразно», — считает исполнительный директор частной пивоварни HARTMAN Евгений Быков.
Андрей Губка также отметил, что из–за снижения покупательской способности населения, предпосылок к развитию отрасли в РФ не наблюдается. По итогам 2014 года пивной рынок сократился на 8,4%.
Председатель Комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска Сергей Дьячков в оценке ситуации встал на сторону бизнеса.
«Чем больше условий, чем больше бумаг, тем для бизнеса хуже. Я считаю, что чем меньше запретов, тем бизнес будет больше нам верить. Что ожидают представители бизнеса от чиновников? Новых ограничений. Я полагаю, что усложнение деятельности пивного рынка пролоббировано. Если 90% рынка производителей пива платят налоги, то зачем им усложнять условия? Чем больше мы дадим людям возможностей для развития бизнеса, тем больше они создадут рабочих мест, больше будут платить налогов. От этого будет хорошо, в частности, государству и муниципалитету. Если мы получим негативное влияние на общество, то будем балансировать ситуацию. Мы же мечемся из одной стороны в другую. Во мне прежде всего говорит гражданин. Наши граждане должны зарабатывать, платить налоги, а государство должно о них заботиться», — заявил Дьячков.
СПРАВКА DK.RU
Российская пивоваренная отрасль насчитывает более 800 предприятий различной мощности, производственные площади которых расположены в 73 субъектах РФ.
Союз российских пивоваров – некоммерческая организация, объединяющая предприятия пивоваренной индустрии России. Членство в Союзе объединяет 76 компаний, которые имеют 90 производственных площадок на территории РФ и выпускают более 80 процентов пива в стране. По данным Союза российских пивоваров, за последние пять лет падение рынка пива в РФ из-за несбалансированного регулирования и снижения покупательской способности населения составило более 30%. При этом, по данным Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, пивовары вносят более 50% акцизных поступлений от алкогольной продукции и обеспечивают около 1% ВВП страны. По итогам 2014 года акцизные отчисления российских пивоваренных производств составили 146,3 млрд руб. Эксперты оценивают последствия регулирующих действий в отношении пивоваренной отрасли как эквивалентные потере 59 млрд руб. в ценах 2013 года.
«Пивная ярмарка Сибири» — Международная выставка пива, безалкогольных напитков, сырья и оборудования. Проводится с 1996 года. Является единственной отраслевой выставкой Сибири и Дальнего Востока, посвященной вопросам пивоваренной индустрии. Ежегодно объединяет ведущих производителей и поставщиков России и зарубежья, представляющих весь спектр предложений пивоваренного оборудования и пива, безалкогольной и снэковой продукции. На стендах отечественных и зарубежных компаний-участников проходит демонстрация новейших технологий и оборудования, а также дегустация напитков.