Семья и компания – что важнее? Мнение психолога

Чем схожи эти понятия, какова значимость того или другого явления в жизни каждого человека? И почему в современном мире компания начала забирать на себя бОльшую важность?

Психолог, специалист по оценке персонала, управляющий партнер компании «Новое качество» Ирина Григорьева

«Родственные души»

Компания и семья: кому-то покажется, что это совсем разные вещи, а кому-то отчетливо представится близость этих понятий. Компания и семья – это социальные институты, которые появились у человечества не одновременно, но на сегодня явились главными структурами в процессе бытия человека. Эти институты сопровождают человека значительную часть его жизни.

Значимость и приоритетность семьи или компании индивидуальна для каждого человека. Но тенденции современного общества таковы, что компания начинает забирать себе бОльшую важность и часто становится преобладающей при выборе жизненного пути человека. На работе он проводит около 20% своего жизненного времени, а в целом компаниями (организациями) пронизана наша жизнь; семья присутствует на протяжении большого времени жизни. Оба эти института влияют на человека, а человек влияет на них. Такое взаимовлияние обусловлено многими причинами и прежде всего тем, что компания и семья имеют множество сходных аспектов, сторон и граней. Проведем сравнительный анализ и увидим эти сходства.

Семья – социальный институт, социальная группа, которая связана с бытом, ответственностью и обязанностями. Семья является «позитивистическим мирским институтом благоустройства, биологическим и социологическим упорядочением жизни рода». Семья – главный агент социализации человека, именно в семье дети научаются основным ценностям и знаниям для жизни.

Цель семьи: сложно выделить единственную цель, но можно точно сказать, что семья создается для создания «общего поля» и единения людей. На основе этого уже осуществляются функции семьи: рождение детей, формирование, сохранение и передача ценностей и традиций, удовлетворение потребностей в психологическом комфорте, эмоциональной поддержке, любви.

Компания – это структура, созданная людьми для достижения определенных целей. Организации состоят из людей, которые работают совместно, направляя силы для достижения общих целей. Организация – это система сознательно скоординированных действий двух или более лиц для реализации поставленных целей, которые они разделяют.

Цель компании – сделать совместно то, чего человек не может в одиночку. То есть, объединившись в организацию, люди создают социальную структуру для реализации каких-либо целей производства, деятельности и т.д. Такое объединение может быть на короткое или длительное время.

Сходство институтов уже присутствует в их целях: объединение, единение, инструменты реализации личности и одновременно инструменты зависимости личности.

Итак, разберем сходства компании (организации) и семьи глубже.

1. Создание семьи или создание компании, прием в компанию.

Семья может создаваться человеком самостоятельно, целенаправленно. А случается так, что семья «появляется» по причине высоких эмоциональных чувств, по стечению жизненных обстоятельств, по причине случая. Пассивность или активность человека в этом плане также обусловливает и дальнейший процесс жизни в семье, характер взаимоотношений и уровень ответственности. Имея инициативу в создании семьи, человек ответственнее и разумнее ведет себя в семейных отношениях.

В целом, семья – это оплот безопасности и гарантия помощи в сложных ситуациях, эффект синергии в деятельности.

Компанию также можно создать самому, и тогда человек уже владелец компании, он даже говорит: «это моё детище», «я – основатель компании». С такой активной позицией и ответственность человека на самом высшем уровне, он «холит и лелеет» собственную компанию.

Если говорить о причинах создания семьи или компании, то схожесть мотивов – налицо. Я думаю, что ведущий мотив – это некоторая социальная зрелость до уровня ответственности за других (как в семье – за членов семьи, так и в компании – за сотрудников и клиентов) и желание реализовать себя в иных отношениях с социумом, «показать себя» в широком смысле этого слова.

2. Основы создания семьи и компании.

При создании семьи и дальнейших семейных отношениях члены семьи все больше теряют собственные цели, а приобретают общность в целях и направляют деятельность для достижения этих целей: жизнь в семье требует снижения эгоистичности каждого.

При создании компании доминирующая роль отводится целям вообще, ожидаемым результатам деятельности в будущем. И чем масштабнее компания, тем сложнее и продолжительнее цели, тем больше они «захватывают» личности в организации и «поглощают» своими целями личные цели сотрудников.

Синонимия в основах создания семьи и компании присутствует, прежде всего, на уровне единения целей и синергетического эффекта.

3. Психологический контракт.

Есть такое понятие в менеджменте организации – психологический контракт. Это неформальный контракт между сотрудником и компанией об ожиданиях друг друга в трудовых отношениях. О тех неоформленных ожиданиях, которые связаны с убеждениями и ценностями сторон, о бессознательном отношении сторон друг к другу. Психологический контракт затрагивает предположения, ожидания, обещания и взаимные обязательства в процессе работы в компании. Значение контракта велико: он создает эмоции и отношения, которые, в свою очередь формируют и контролируют поведение сотрудников и компанию. Например, сотрудник неожиданно заболел, но старался закончить дела на больничной койке и ожидал от компании неофициального сочувствия, поддержки руководства. Однако, компания сочла достаточным оплатить официальный больничный и не проявила эмоций по отношению к этому событию. Сотрудник был расстроен, и мотивация работать в этой компании у него снизилась.

Семья также имеет психологический контракт: это неформальные договоренности членов семьи об ожиданиях друг от друга, об обещаниях, убеждениях и ценностях. Члены семьи ожидают друг от друга определенных отношений, эмоций, а на основе этого – и поведения. А при несовпадении ожиданий происходит психологический конфликт, эмоциональный разрыв.

4. Взаимовлияние и взаимодействие.

Члены семьи, взаимодействуя друг с другом, оказывают взаимное влияние на интересы, убеждения и поведение друг друга. В результате, в процессе семейной жизни семья взаимно и обоюдно формирует поведение друг друга. Это поведение может корректироваться, видоизменяться в зависимости от характера взаимодействия в семье.

Взаимодействие может быть разным: функциональным (по решению функций семьи) и дисфункциональным, если семья не справляется с какими-то своими задачами. Поскольку в семье происходит взаимовлияние всех ее членов, здесь не может быть виноватых и невиновных. Любые проблемы семьи невозможно рассматривать в отрыве от всех членов семьи. Высока вероятность трансформации взаимодействия семьи в зависимости от стратегии, которую семья выберет для решения проблемы. Не только проблемы, но и успехи членов семьи влияют на взаимодействие и затем на взаимоотношения. По причине такого широкого взаимного влияния на одно явление в семьи не стоит рассматривать в отрыве от всей семейной системы взаимодействий.

Сотрудники компании, работая над реализацией поставленных целей, оказываются в длинной цепочке взаимодействия друг с другом, а значит, и взаимовлияния. Если в компании выстроена система целевого управления, то любое невыполнение или сбой в работе одного сотрудника приведет к «заминке» череды работ далее в компании, будут нарушены сроки, качество, количество выполненных задач, повысятся расходы на устранение сбоев, тем самым снизятся финансовые показатели компании. А существование корпоративной культуры как модели ценностей, норм, убеждений, установок в компании формируют «единое поле мышления» для сотрудников, что и обеспечивает правила взаимодействия сотрудников и гарантирует самое обширное влияние персонала компании друг на друга.

Компания – это люди, а люди – это социальные связи. Люди взаимодействуют внутри организации, но организация имеет границы, которые включают определенные группы людей и исключают другие группы людей. Вместе с тем, характер взаимодействия не просто возникает, а взаимодействия навязываются организацией: корпоративной культурой, структурой.

Можно сказать, что и механизмы психологического контракта и взаимного влияния таких социальных институтов как семьи и компании присутствуют и играют большую роль в функционировании этих институтов.

Продолжение следует. Во второй части статьи будут рассмотрены такие пункты, как общение и коммуникации; должности, роли, правила, ответственность.

Статья была опубликована в журнале «Психология для руководителя», № 11, 2011 г.  (г. Москва, Издательство «Интерпресс», экспертный совет МГУ).

Самое читаемое
  • Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?
  • «Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу«Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу
  • Поуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает третиПоуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает трети
  • В России с 1 июля резко подорожают услуги ЖКХВ России с 1 июля резко подорожают услуги ЖКХ
  • Впервые за 25 лет. «Газпром» получил убыток на сотни миллиардов по итогам 2023 г.Впервые за 25 лет. «Газпром» получил убыток на сотни миллиардов по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.