Сервис в санаториях Белокурихи лучше, чем в Карловых Варах
Интервью с Генеральным директором Санатория «Родник Алтая» Андреем Петуховым
Санаторий «Родник Алтая» разработал и запустил программу «Энергия жизни», позволяющую топ-менеджерам в сжатые сроки восстановить свои силы и жизненную энергию. Генеральный директор санатория Андрей Петухов рассказал, за счет чего «Роднику Алтая» удалось увеличить глубину бронирования, нарастить количество постоянных клиентов, и как внимание помогает ему увеличивать жизненную энергию.
– Андрей Юрьевич, вы возглавляете «Родник Алтая» уже пять лет. До этого были топ-менеджером медицинского центра «Здравица». Как по вашим ощущениям, новое место работы изменило вас или все же вы изменили санаторий? Может, поменялось ваше мировоззрение, отношение к медицине, ведь «Родник Алтая» больше специализируется на профилактике заболеваний и восстановительной медицине, нежели их лечении?
– Трудно сказать, что причина, а что следствие: то ли я с приходом изменил санаторий, то ли он меняет меня. Скорее, все же я поменялся. «Здравицей» я руководил в течение пяти лет. За эти годы осознал, что классическая западная медицина, какой бы хорошей она не была, вынуждена заниматься лечением острых состояний. Ведь, чаще всего, человек приходит к врачу, когда ему плохо и нужно принимать срочные меры. И понятно, что в такие моменты о профилактике речи вообще не идет. А зря. Ведь важно не запустить свое здоровье, а предупредить заболевание, не допустить острого состояния. В санатории вас не избавят от серьезных хронических болезней, но вы поправите свой иммунитет, врачи дадут вам полезные рекомендации, в конце концов, вы просто отдохнете, зарядитесь энергией. Это так важно в наше время.
– Да, сейчас, чтобы добиться успехов, нужно быть очень энергичным. Поэтому вы придумали программу «Энергия жизни»?
– На мой взгляд, это одна из лучших авторских программ санатория на сегодняшний день, которая позволяет быстро привести уставший организм в рабочее состояние. Чтобы лучше разобраться в сути этой программы, я сначала расскажу о других, существующих в санатории. Основная – «Классика», предполагает отдых от 10 дней. Каждый день наш гость получает максимально 8 процедур. Что-то похожее есть и в других санаториях. Поскольку это, так сказать, курортный канон, в котором задействованы базовые для санатория процедуры, такой маст-хэв. Есть короткая программа «Активный отдых», от 3 дней. Это полноценный специально организованный отдых, вы ходите в бассейн, занимаетесь спортом, дышите прекрасным горным воздухом, правильно питаетесь и придерживаетесь оптимального режима дня.
В последние годы у нас ощутимо меняется целевая аудитория, увеличилось количество гостей моложе 40 лет, среди них немало молодых, что называется, в самом расцвете сил, успешных мужчин. Успешных и …. усталых. Которым не хватает выходных для эмоциональной и физической разгрузки. Речь не о серьезных заболеваниях, а о проблемах, связанных со сверх-напряженным ритмом жизни: синдром хронической усталости; сбитые биоритмы, низкий жизненный тонус, снижение потенции. Плюс неблагоприятная экология мегаполисов. Именно на подобные запросы мы ориентировались при создании «Энергия жизни». Это принципиально новый на российском санаторно-курортном рынке продукт - антистресс-программа. Пауза в 28 дней, полноценный восстановительный отпуск, для большинства топов нового времени является непозволительной роскошью.
«Энергия жизни» представляет собой специально подобранный комплекс процедур с минимальными противопоказаниями и правильно организованный распорядок дня. Это сбалансированная нагрузка на организм, процедуры не имеют ничего общего с «больничным меню», а разумно составленное расписание оставляет достаточно времени для прогулок по терренкуру, скандинавской ходьбы, плавания в бассейне или занятия в тренажерном зале. Плюс – индивидуально закрепленный за вами врач-куратор, который вовремя скорректирует программу и проконтролирует ваше состояние. Отлично выспитесь, вспомните, что такое свободное время, помедитируете в одном из сакральных Мест силы.
Есть фраза, которая является для меня одной из основополагающих: энергия – следует за вниманием, мы, в свою очередь, способны управлять энергией через внимание. Если мы чему-то уделяем внимание, то энергия направляется туда. Особенно это утверждение работает, если речь идет о своем здоровье.
– Эксперименты с программами отразились на продажах путевок?
– Я бы не связывал рост продаж исключительно с появлением новых программ, поскольку это комплексный вопрос. В сравнении с прошлым годом, глубина бронирования у нас выросла по некоторым периодам внутри года в 1,5 раза. Белокуриха – очень популярный курорт, путевки хорошо раскупаются. Глубина бронирований у нас начинает расти уже после новогодних праздников – уже тогда многие задумываются, где они проведут свой летний отпуск. В Новый год у нас было около 40% гостей, которые приезжают к нам не в первый раз. Заполняемость санатория по году – порядка 90%, летом – более – 100%, поэтому приходится включать дополнительные места. Уменьшается глубина продаж традиционно осенью.
– Вы сказали, что большинство ваших клиентов – это семейные пары с детьми. Всегда ли так было?
– «Родник Алтая» - семейный санаторий, семьи с детьми – наша целевая и любимая аудитория. В свое время корректировка концепции санатория была рискованным шагом, но мы поняли, что мы на правильном пути, и об этом говорят цифры: например, в апреле и мае 32% наших клиентов – повторные гости. Когда люди возвращаются, значит, они не ошиблись с выбором, а мы – с предложением.
– Не боитесь ли вы лишиться части своих клиентов в связи с «открытием» Турции после того, как запрет на чартерные перевозки нашей страной был снят?
– Смотрите, какая тут ситуация. К нам не приезжают люди, которые хотят выпить и повеселиться. Во-первых, потому что у нас не продается алкоголь. Во-вторых, спиртное и семейный отдых, на наш взгляд, несовместимы. Тренд сегодняшнего времени – это здоровый образ жизни. Следить за здоровьем, отказаться от вредных привычек – теперь это еще и модно. Отчасти поэтому среди наших клиентов так много успешных 30-летних людей. А по поводу моря… Как шутят наши гости: «Да у вас тут собственное море». Санаторий располагает едва ли не крупнейший за Уралом комплексом открытых бассейнов. Четыре чаши, три из них – подогреваемые, все они разной глубины, два – детские. Комплекс оснащен комфортными лежаками, зонтиками, уютным баром, новенькой сауной и душевыми.
Позиционируя себя как семейный санаторий, мы стараемся максимально соответствовать заявленному. Создаем всё больше локаций, чтобы маленьким гостям было также комфортно, как и взрослым. У нас есть отдельная, проработанная программа, ориентированная на детский досуг. Буквально на днях открыли полностью обновленный детский развлекательный центр Волна, запустили игровой проект «Домик фермера» и контактный огород.
Мы понимаем, что к нам приезжают разные люди, в том числе, и те, у кого нет жалоб на самочувствие. Поэтому у нас есть программы, позволяющие просто хорошо отдохнуть, привести в тонус свой организм. Мы создаем для людей такую атмосферу, чтобы они смогли направить свою энергию в нужное русло.
– Вы, наверное, уже привыкли, что Белокуриху часто сравнивают с Карловыми Варами. Знаю, что в феврале вы большой командой санатория ездили в Чехию, чтобы посмотреть, как налажен санаторный бизнес у них. Удалось ли чему-то удивиться?
– Главное удивление – что нечему особо удивляться, мы уже не чувствуем себя учениками, скорее – конкурентами на равных. Могу однозначно сказать, что мы предлагаем много больше в плане лечебных и оздоровительных процедур. Это, кстати, достойное наследие советского «санкура». Таких серьезных разработок по эффективному восстановлению не было больше нигде в мире, и мы стараемся использовать их по максимуму, добавляя самое интересное из новинок восстановительной медицины. По уровню сервиса мы либо на сопоставимых позициях, либо выше. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Утром наша команда собиралась на экскурсию. Мы попросили вечером администратора подготовить завтрак, чтобы взять его с собой. Когда мы подошли к 6 утра к ресепшн, там уже был другой менеджер, который о предыдущих договоренностях ничего не знал. Для нас это было бы ЧП. Для них – ничего страшного.
– Получается, что перенять и нечего?
– Скорее мы посмотрели, чем отличаемся от них. Главное отличие европейских санаториев – минимальное количество медицинских процедур в стандартной программе. Конечно, эти услуги можно получить за отдельную плату, тогда как у нас - помните – в программе «Классика» до восьми процедур в день.
– Но, наверное, есть большая разница в ценовой политике?
– В санаториях Чехии нет такого обилия программ, которые предоставляем мы. Повторюсь, они меньше сконцентрированы на лечении. Поэтому сравнивать непросто. Если взять сопоставимые категории, к примеру, стоимость номеров, то здесь уровень цен примерно одинаков. Наши опросы показывают, что тот продукт, который мы предлагаем, удовлетворяет 90% клиентов, ранее делавших выбор в пользу отдыха заграницей.
Все решает рынок. На него влияет маркетинг. В Карловых Варах несмотря на некий ореол популярности в низкий сезон людей нет. А у нас даже в феврале большинство номеров заполнены.
– На кого рассчитан санаторий с точки зрения цены?
– Путевка рассчитана на семью с доходом от среднего и выше. Что в нее включено? Проживание в комфортных номерах. Номера – под любой состав гостей: от одноместных и двухместных стандартов, до номеров повышенной комфортности для семейного проживания – двухкомнатные люксы, сьют, апартаменты, премиум-студии с красивым, буквально картинным видом за окном. «В комплекте» идет трёхразовое питание с вкусной кухней – в равной степени вкусной и полезной. Разнообразный бесплатный досуг. Бесплатное и практически безлимитное посещение летных бассейнов. Система детского досуга и оздоровления у нас, без преувеличения, продумана и отшлифована до блеска. Родители, отправляясь на релакс или оздоровительные процедуры, могут быть спокойны за детей – их развлечения будут яркими, безопасными и полезными.
– В каком направлении планируется развитие санатория?
– Сложный вопрос. В самом общем виде ответ таков: нет волшебной таблетки, мы будем работать во всех направлениях, способных повысить эффективность и увеличить продажи. Прежде всего, мы продолжим совершенствовать инфраструктуру и внешний вид санатория и прилегающей территории, нашего терренкура. Несомненно, продолжим создавать новые оздоровительные программы, внедрять новые технологии и процедуры в санатории, ориентируясь на потребности меняющейся целевой аудитории. В процессе работа над новым проектом лечебного отделения и семейного оздоровительного центра, который мы реализуем в ближайшие год-два. Еще одно важное для нас направление – формирование культуры санаторно-курортного оздоровления, здорового образа жизни в целом. Будем в т.ч. расширять границы нашего проекта «Клуб здоровья», который получает хороший отклик среди гостей, «выносить» его за пределы санатория.