Сервисное обслуживание ПК приближает компании к IT-аутсорсингу

  beliaeva@dknsk.apress.ru       эксперты Павел Баруткин руководитель регионального представительства Softline в СФО Михаил Итигин директор «Арбайт Компьютерз Сибирь» Дмитрий Гоков заместитель ди

В отличие от западных компаний, российский бизнес только движется к активному использованию IT-аутсорсинга. Пока же средние и малые заказчики готовы платить только за ограниченный набор простых услуг, а крупные компании предпочитают решать глобальные IT-задачи самостоятельно.

 

beliaeva@dknsk.apress.ru

 

 

Зачем малый бизнес выбирает сервисное обслуживание
Почему средний и крупный бизнес боится аутсорсинга
Что тормозит развитие классического IT-аутсорсинга

 

эксперты
Павел Баруткин
руководитель регионального представительства Softline в СФО
Михаил Итигин
директор «Арбайт Компьютерз Сибирь»
Дмитрий Гоков
заместитель директора новосибирского представительства «Открытые технологии»
Александр Кичигин
комерческий директор компании «Пронет»
Павел Королихин
исполнительный директор компании «Сервис-5!»
Денис Матеев
заместитель руководителя департамента технического маркетинга и поддержки компании «Микротест»
Юрий Томаев
директор производственного комплекса «Луч-ИТ»

Пооценкам экспертов, российский рынок IT-аутсорсинга находится на начальной стадии развития. «Крупный и средний бизнес только начинает «играть в аутсорсинг», передавая часть своих задач в области IT внешним компаниям»,  описывает текущее состояние дел Михаил Итигин, директор «Арбайт Компьютерз Сибирь». В Softline подсчитали, что в Сибири только 1% компаний отдает поддержку своей IT-инфраструктуры на сторону. В Москве доверившихся подрядчикам ненамного больше  5%. Но IT-компаниям есть на что рассчитывать. По прогнозам IDC, ежегодный прирост рынка IT-аутсорсинга в ближайшей перспективе составит 41% и объем рынка к 2008 г. составит около $800 млн.

Заказчики доверяют подрядчикам только простые функции
Под классическим аутсорсингом понимается комплексная передача сторонней организации IT-функций, в том числе таких сложных, как аудит и развитие корпоративной IT-инфраструктуры, установка и поддержка ERP-систем, обучение персонала заказчика и т. п. На практике гораздо чаще встречается «усеченный» аутсорсинг, называемый сервисным обслуживанием: работы по ремонту и замене компьютеров и оргтехники, обновление ПО, поддержка бухгалтерских программ.

 

Сервисное обслуживание оказывают как частники в лице системных администраторов и студентов, мелкие и средние IT-компании, так и крупные российские системные интеграторы. «Сами сервис-провайдеры еще не сформировали организационную и инфраструктурную составляющую, чтобы предоставлять в полном объеме услуги IT-аутсорсинга,  делится наблюдениями Денис Матеев, заместитель руководителя департамента технического маркетинга и поддержки компании «Микротест».  Основные доходы компании идут от сервисного обслуживания IT-систем. Все запросы на поставку оборудования сопровождаются сервисным договором». Дмитрий Гоков, заместитель директора новосибирского представительства «Открытых технологий», считает, что сервисное обслуживание  первый шаг к классическому аутсорсингу.

 

Впрочем, тормозит развитие аутсорсинга не только неготовность заказчиков. «Организовать услугу классического аутсорсинга сложнее, чем простое техобслуживание. Основная проблема  это кадры. Нужны особые специалисты, интеграторы с квалификацией на уровне IT-директоров, способные управлять бизнес-процессами. Такие люди в дефиците и стоят дорого. Нужны хорошие вложения в обучение и сертификацию своих специалистов»,  рассуждает Павел Королихин, исполнительный директор компании «Сервис-5!».

 

Новосибирские провайдеры пока не особо стремятся предлагать услуги аутсорсинга, предпочитая заниматься продажами IT-оборудования и ПО. Для них это больше дополнительная услуга и дань моде. Михаил Итигин считает, что отсутствие хороших предложений связано с низким спросом и незрелостью рынка. Денис Матеев не соглашается, считая, что инициатива должна идти со стороны провайдеров. Но эксперты единодушны в одном: пока на новосибирском рынке очень мало серьезных аутсорсинговых IT-компаний.

 

Привлечение IT-аутсорсера обходится в два раза дешевле содержания штатных специалистов
Первыми заказчиками IT-аутсорсинга были малые и средние компании с парком до 50 ПК. «Как правило, в небольших компаниях обьем IT-задач ограничен. В связи с этим содержание в штате постоянно присутствующего в офисе системного администратора нерентабельно. Такие компании обращаются за сервисом и поддержкой в сторонние организации»,  считает Михаил Итигин. Обычно вся работа провайдера сводится к простому абонентскому обслуживанию компьютерных систем предприятия, поэтому эксперты не считают это IT-аутсорсингом в чистом виде, называя его сервисным обслуживанием.

 

Пока еще руководители малых и средних компании обычно пользуются услугами своих знакомых студентов и частных системных администраторов. Однако все чаще владельцы небольших предприятий делают выбор в пользу IT-фирм. Александр Кичигин, коммерческий директор компании «Пронет», отметил, что к ним обращаются за абонентским обслуживанием клиенты, которые ранее «обожглись» на студентах или частниках. «Они не несут ответственности за свою работу, могут вообще пропасть в самый нужный момент. В итоге неизбежно возникают простои в работе и, как следствие, прямые и косвенные потери»,  добавляет Павел Королихин. «Серьезные сервис-провайдеры гарантируют заказчику результат, бесперебойную работу, оперативность и высокий уровень ответственности»,  утверждает Павел Баруткин, руководитель регионального представительства Softline в Сибирском федеральном округе.

 

Королихин приводит еще один аргумент в пользу аутсорсинга  экономия на фонде оплаты труда и возможность работать «в белую». «Например, обслуживание 10 ПК в среднем стоит 5 тыс. руб. в месяц. Держать своего сисадмина обходится с учетом налогов минимум в 10-15 тыс. руб.»,  подсчитал Александр Кичигин.

 

Аналогичная арифметика работает и в случае с крупным бизнесом, парк которого измеряется в сотнях машин, утверждает Дмитрий Гоков: «Оклад IT-инженера в такой компании составляет около $2500, с учетом налоговой нагрузки выходит $4000, или примерно $50 тыс. в год. Сервисный контракт обойдется в $30 тыс. в год и позволит получить гарантии оперативного решения всех IT-сложностей».

 

Средний и крупный бизнес опасается потери контроля над IT-инфраструктурой
Но крупные и средние компании как раз настороженнее своих меньших коллег относятся к аутсорсингу. «В головах опытных руководителей засела мысль, что IT-инфраструктуру должны поддерживать свои сотрудники. Чтобы всегда были под рукой и чтобы было с кого спросить»,  приводит один из самых часто встречающихся стереотипов Павел Баруткин. «Руководители компаний очень сложно воспринимают само слово «аутсорсинг» и с большим опасением относятся к этой услуге. Все договоры, которые мы заключаем, только частично относятся к аутсорсинговым. Мы свои услуги называем «расширенным сервисом»,  добавляет Дмитрий Гоков.

 

Распространенная причина недоверия к аутсорсерам  боязнь заказчиков злоупотребления подрядчиком конфиденциальными данными компании. Представители IT-компаний утверждают, что штатные сотрудники «сливают» информацию куда чаще, чем внешние специалисты. Аутсорсеры вынуждены быть порядочными: «В противном случае компании с испорченным имиджем не удержаться на рынке»,  говорит Итигин.

 

Перелом в сознании заказчиков наступает тогда, когда он силами своего IT-специалиста уже не справляется. «IT-задачи усложняются, и требуются профессионалы с опытом, знаниями и всеми сертификатами. Однако держать в штате таких специалистов им затратно»,  объясняет Денис Матеев.

 

Даже если со стороны топ-менеджмента потенциального клиента есть готовность и желание нанять аутсорсера, заказчика останавливает отсутствие общепризнанной практики регулирования правоотношений сторон. Как это осуществить на практике, мало кто знает, нет разработанной технологии. «Нет универсальной методики оценки ущерба  кто и за что должен отвечать. У каждой компании свои представления об этом, при заключении каждого договора приходится «изобретать велосипед». Заказчик часто опасается подписывать договор: а вдруг он что-то пропустил?»  рассказывает Дмитрий Гоков. Он рассказал, что «Открытые технологии» практикуют заключение договоров страхования ответственности и имущества клиента: «Но и здесь возникают сложности,  отмечает Гоков.  Страховщики тоже не всегда понимают, как им рассчитать эти риски».

 

Принимая в расчет все эти опасности, средние и крупные компании в основном предпочитают отдавать на аутсорсинг отдельные, относительно простые сервисы, такие как обслуживание серверов, разработка и поддержка веб-сайта, поддержка бухгалтерских программ, перечисляет Михаил Итигин.

 

Остальной функционал руководители компаний предпочитают оставлять в компетенции штатных IT-отделов или IT-департаментов. Новосибирский офис «Открытых технологий», лидер российского рынка IT-аутсорсинга, работает два года. За это время ни одного договора на комплексный аутсорсинг компании заключить не удалось. «Хотя уже есть наметки. Думаю, к осени мы заключим первый такой договор»,  радуется Гоков. К концу года «Открытые технологии» планируют иметь три крупных аутсорсинговых контракта. Названия потенциальных клиентов Гоков не раскрывает, уточняя только, что средняя стоимость одного контракта составит около $2 млн. «Открытые Системы» считают для себя аутсорсинг одним из главных направлений развития.

 

Информационные отделы крупных компаний учатся зарабатывать самостоятельно
Конкуренцию «обычным» IT-компаниям создают выделенные в самостоятельные бизнесы IT-подразделения крупных холдингов или предприятий. Так, среди крупнейших российских сервис-провайдеров есть созданный ЮКОСом «Сибинтек», «дочка» РАО ЕЭС «ГВЦ Энергетики», входящий в IBS «Датафорт». По данным CNews, более 50% выручки они зарабатывают на проектах, не связанных с родственными компаниями.

 

В Новосибирске тоже встречаются аналогичные проекты. Например, два года назад IT-подразделение завода «Луч» стало оказывать свои услуги сторонним организациям. По словам директора производственного комплекса «Луч-ИТ» Юрия Томаева, пока «Луч-ИТ» получает финансирование от завода: «Но у нас появляются свои постоянные клиенты, хотя пока и немного. Наш отдел по разработке ПО загружен на 80%, а технический  только на 20%».

 

Но независимые операторы не видят в корпоративных IT-подразделениях серьезных конкурентов. «Успешность работы IT-отделов, выделившихся в самостоятельные компании, зачастую оказывается достаточно сомнительной. Им редко удается стать полноценным игроком на рынке, как правило, такие компании финансово и юридически остаются связанными со своими создателями»,  считает Денис Матеев.

 

 

статистика
Выручка IT-аутсорсеров увеличивается за год в 2-3 раза

Крупнейшие сервис-провайдеры России, выручка от договоров SLA*, млн руб.


























* Договор SLA (Service Level Agreem), или соглашение об уровне услуг, заключается между IT-компанией и клиентом. В SLA прописываются все услуги, оказываемые подрядчиком, и критерии их оценки.

Самое читаемое
  • В Свердловской области выдвинули еще троих кандидатов в губернаторы: кто ониВ Свердловской области выдвинули еще троих кандидатов в губернаторы: кто они
  • Власти Екатеринбурга решили судьбу парковки напротив мэрии: рендерыВласти Екатеринбурга решили судьбу парковки напротив мэрии: рендеры
  • В Серове в жилом доме произошел взрыв газа: что известно в настоящий моментВ Серове в жилом доме произошел взрыв газа: что известно в настоящий момент
  • Сотрудница АЛРОСы вынесла в футляре для очков алмазов на сумму около 1 млрд руб.Сотрудница АЛРОСы вынесла в футляре для очков алмазов на сумму около 1 млрд руб.
  • Москва выразила готовность помочь Ирану в случае необходимостиМосква выразила готовность помочь Ирану в случае необходимости
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.