Средний класс стал главной жертвой мирового кризиса
Масштабы экономических, социальных, политических сдвигов последних лет не оставляют надежды на сохранение прежнего уклада жизни. Главной жертвой потрясений становится средний класс.
Это стало понятно уже во времена финансового кризиса 2008-2009 гг., приводит Forbes слова Федора Лукьянова, профессора-исследователя НИУ ВШЭ и главного редактора журнала «Россия в глобальной политике». Герой нашего времени, считает он, — «обычный гражданин, который перестает понимать, что происходит, а поэтому испытывает растущее раздражение». Ему надоедают одни и те же политики, которые хоть и сменяют друг друга, но не приносят ни свежих идей, ни новых подходов.
В Германии, которую принято считать наиболее устойчивой страной ЕС, еще вчера благополучная часть населения (тот самый средний класс) сегодня не способна удерживать свои позиции. Сейчас таких людей в стране около 15%, и с ними не работает ни одна из политических партий, чья деятельность направлена на «успешных середняков». Беднеющая прослойка населения превращается в группу поддержки протестных движений.
В незападных странах расслоение общества заметнее, поскольку там не успела сформироваться привычка к благосостоянию. Сегодня для этих государств характерно большое количество лозунгов, но дефицит практических программ. На Украине и в Молдавии на запросы беднеющего населения у власти один ответ: страна стремится к европеизации.
В России процессы примерно те же, что и в Европе: приближается конец общества потребления, средний класс сокращается, а схемы развития отсутствуют. Увеличению среднего класса в России препятствуют несколько факторов: недостаточный рост доходов, неизменность социально-профессионального статуса россиян и дефицит материально-имущественного признака среднего класса. Иными словами, больше всего мешают переходу в средний класс низкий уровень накопления человеческого капитала и структура рынка труда. Кроме того, большинство рабочих мест не соответствует критериям среднего класса, а сегмент рабочих мест в инновационной сфере экономики - там, где высоки и оплата труда, и требуемая квалификация, - невелик. Именно поэтому доля среднего класса в скором будущем может сократиться.
«Большинство отраслей, в которых работают представители среднего класса (финансовый и банковский сектора, страхование, ипотечное кредитование), находится в зоне высокого экономического риска и, соответственно, рисков снижения заработной платы»,— говорят авторы исследования «Средние классы на различных этапах жизненного пути».
Исследователи относят к среднему классу людей, соответствующих как минимум двум из трех признаков этой социальной группы. Первый такой параметр - это уровень материальных активов (доход не ниже средней заработной платы по региону, наличие сбережений, достаточных для приобретения автомобиля), второй - набор социально-профессиональных признаков (высшее образование, принадлежность к группе специалистов или предпринимателей), третий - это субъективное самоощущение человека (достаточно высокая оценка положения в плане благосостояния, власти и уважения).
По оценкам экспертов, 22% россиян обладают двумя из трех этих признаков, а все три качества отнесли к себе только 8,1% населения. Границы среднего класса выглядели так же в момент экономического подъема в начале 2000 гг. и на пике экономического роста в 2007 году.