«Стандарт» построил нефтеперерабатывающий завод
Группа компаний «Стандарт» построила на окраине Коченево первую очередь нефтеперерабатывающего завода, рассказал «ДК» глава администрации Коченевского района Александр Карасев. По его словам, перва
Группа компаний «Стандарт» построила на окраине Коченево первую очередь нефтеперерабатывающего завода, рассказал «ДК» глава администрации Коченевского района Александр Карасев. По его словам, первая очередь способна перерабатывать 50 тыс. т сырой нефти в год. Информацию об открытии завода подтвердила начальник отдела инвестиций департамента развития промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области Наталья Муханова. В самой ГК «Стандарт» отвечать на вопросы «ДК» отказались.
По словам Карасева, «Стандарт» планирует в 2009 г. ввести в эксплуатацию вторую очередь предприятия, после чего оно сможет перерабатывать 200 тыс. т сырой нефти в год. К строительству завода «Стандарт» приступил в 2006 г. Ранее в интервью различным изданиям руководство «Стандарта» оценивало объем инвестиций в проект в 450 млн руб., а ввод завода в эксплуатацию планировало на лето 2007 г. Причины переноса срока ввода в эксплуатацию опрошенным «ДК» участникам рынка неизвестны.
Как говорит Муханова, нефть на переработку в Коченево поступает из Северного района Новосибирской области с Верх-Тарского месторождения, разрабатываемого компанией ТНК-BP. Администрация Новосибирской области по лицензионному соглашению с ТНК-BP имеет квоту на переработку 200 тыс. т нефти в год, которую в конце 2006 г. передала «Стандарту». «Завод выпускает дизельное топливо и бензин марки А-80. Основные потребители продукции — сельхозпредприятия области. Часть топлива поступает и на АЗС Новосибирска», — рассказывает Александр Карасев.
Генеральный директор сети АЗС «Гордей» Сергей Чернухин знает, что «Стандарт» запустил завод, но говорит, что его сети компания топливо не предлагала. Директор компании «Хорос» (сеть из 9 АЗС) Сергей Фабричный рассказывает, что «Стандарт» предлагал ему продукцию нового завода, но он отказался: «Хотелось бы дождаться отзывов о ее качестве от других участников рынка». Руководитель одной из сетей АЗС, просивший не называть его имени, говорит, что берет бензин марки А-80 производства нового завода на реализацию, но в очень небольших объемах: «Нам хотелось бы убедиться, насколько стабильным будет его качество». По его словам, бензин А-80 завод «Стандарта» продает чуть дешевле, чем крупные НПЗ. Впрочем, заводскую цену собеседник «ДК» не раскрывает.
По словам Чернухина, «Гордей» тоже планирует построить мини-НПЗ: «Но это очень отдаленные планы». Он говорит, что собственный завод может увеличить устойчивость в снабжении собственной сети АЗС, поскольку крупные НПЗ время от времени останавливаются на ремонт, и приходится искать новых поставщиков. Фабричный тоже рассматривает возможность строительства мини-НПЗ: «Но не для снабжения топливом АЗС. Продукция была бы предназначена лишь для использования в котельных и для отопления коттеджей».
В Новосибирске 240-250 АЗС. По оценке участников рынка, около 60% рынка контролируют три крупные сети: «Новосибирск- нефтепродукт ВНК» (28 АЗС, около 30% рынка), «Трансервис» (17 АЗС, 25% рынка) и «Беркут» (10 АЗС, 10% рынка). У «Стандарта» в городе восемь АЗС.
детали
Топливо может снова подорожать
Гендиректор компании «Союзнефте- продукт» (структурное подразделение холдинга «Трансервис», занимающееся поставками и оптовой торговлей ГСМ) Владимир Сакач говорит, что в мае 2008 г. топливо на новосибирских заправках подорожает: «С 1 по 15 апреля 2008 г. отпускные цены на топливо повысились в среднем на 1,2 тыс. руб. за т». По его словам, оптовые цены увеличиваются из-за роста мировых цен на нефть, сезонного увеличения спроса на топливо в стране и одновременного сокращения объема ее предложения: «Сразу несколько крупных НПЗ останавливают производство на плановый ремонт». По оценке Владимира Сакача, рентабельность АЗС сократилась с 10% до 3-7% (в зависимости от вида топлива). Сергей Чернухин отмечает, что рентабельность АЗС составляет сейчас примерно 8%.