«У меня был опыт, когда партнер пытался сэкономить мелочах». Эксперт — о франчайзинге
Основательница «Интересного Холдинга» Жанна Казанская поделилась опытом работы по франчайзингу — как выбирать партнеров, формировать предложение, и на что обращать внимание.
В «Интересный Холдинг» входит сеть частных детских садов «Интересный детский сад», ресторан «Интересный» и ивент-агентство «Бюро интересных праздников».
Жанна Казанская
Выбор франчайзи
Одной из главных задач франчайзера является правильный выбор партнеров, ведь именно от этого напрямую зависит эффективность и репутация всего бизнеса. Для построения долгосрочных деловых отношений необходимо искать партнера, чьи жизненные ценности, являющиеся основой всех поступков, схожи с вашими. Хороший партнер должен разделять вашу корпоративную культуру, неукоснительно соблюдая все бизнес-стандарты.
Например, если вы считаете, что во главе угла вашего бизнеса стоит человеческий капитал, то вам следует искать партнера, который гордится профессиональным ростом своих сотрудников. Для меня как для владельца частного детского сада превыше всего качество в самом широком смысле этого слова. Я долгое время не решилась открывать франшизу, так как занимаюсь очень социальным бизнесом, работаю с детьми, и это требует колоссальной ответственности и вовлеченности — не каждый на это готов. У меня уже был опыт, когда партнер пытался сэкономить на каких-то мелочах, что ставило под сомнение высокий уровень качества предлагаемых услуг. Это привело к моментальному расторжению контракта.
Долгосрочные деловые отношения — это те, которые построены на основе общих видений и ценностей, и вы должны быть уверены в том, что разделяете одну и ту же деловую и личную философию.
Обозначьте правила игры
Партнеры не всегда понимают степень своей ответственности перед брендом, поэтому очень важно с самого начала оговорить все «правила игры». Он должен понимать, какие вы будете использовать стандарты, как предстоит обучать персонал, как будет проходить аудит бизнеса головной компании, и что последует за несоблюдением стандартов с его стороны. Вы создавали свой бизнес с нуля, создавали репутацию, поэтому важно прежде всего обезопасить свой бренд. Поэтому также очень важно будет заручиться качественной юридической поддержкой, которая необходима во время процесса франчайзинга. Установления цены паушального взноса и роялти, определение стратегии по защите интеллектуальной собственности — достаточно сложный и кропотливый процесс, и вам необходим человек, который будет вас консультировать.
Поддержка партнеров
Человеческий фактор в развитии франшизы играет решающую роль. Поэтому при идеальном положении дел важно оказать партнерам всестороннюю поддержку: сделайте обязательные встречи, выберите каналы для оперативной коммуникации, делитесь полезными контактами. Может показаться, что это мелочь, но человеку важно чувствовать себя в команде и знать, что он в любой момент может обратится за советом. Также это позволяет и вам лично быть уверенным в том, что ваш партнер соблюдает стандарты, отвечает всем необходимым требованиям и в правильном ключе работает на развитие вашего бренда.
Если вы создаете франчайзинговое предложение, то важно наладить постпродажный сервис. Это может быть что-то вроде предпринимательского сообщества с максимально комфортной обстановкой для ведения бизнеса, где партнеры общаются между собой и поддерживают друг друга. Хорошей практикой является организация ежегодных встреч между всеми франчайзи, где люди в неформальной обстановке общаются и налаживают контакты. Такая дополнительная поддержка позволит вашим партнерам без лишней траты времени и нервов быстро вывести партнера на окупаемость и обеспечить дальнейший успех всего проекта.