Удар по автобизнесу
От редакции Пока же в результате повышения пошлин цены на ввозимые автомобили устремились вверх. Увеличению цен способствовал и рост курсов японской йены (основной валюты покупки автомобилей) и евр
От редакции
«Емкость новосибирского рынка аукционных автомобилей в 2008 г. составила $800-900 млн», — говорит управляющий партнер компании DSO Consulting СЕРГЕЙ ДЬЯЧКОВ. Бывший совладелец компании Juca ЕВГЕНИЙ АГАЛАКОВ оценивает среднюю стоимость аукционного автомобиля примерно в $10-15 тыс. По оценке Дьячкова, за год в городе было продано около 80 тыс. аукционных автомобилей.
До января 2009 г. примерно 200-220 компаний заявляли, что оказывают услуги по приобретению на зарубежных аукционах подержанных автомобилей и доставке их в Новосибирск. Крупных игроков было около 7-8. Каждый из них ежемесячно привозил 20-30 автомобилей, рассказывает директор компании «Сибирь- Япония» Алена Гулина. К крупным она относит «Автобэст», «Ист-Моторс», БТК, «Токидоки», Juca, «Амаяма».
Алена Гулина отмечает, что на каждом привезенном под заказ автомобиле компании зарабатывают около $500. По словам совладельца компании «Автобэст» ВЛАДИМИРА НЕФЕДОВА, средняя маржа с каждого автомобиля — $400-600. Евгений Агалаков утверждает, что в конце прошлого года компании снизили маржу до $200. Опрошенные «ДК» руководители компаний говорят, что после повышения таможенных пошлин стоимость услуг аукционных фирм в рублях на изменилась.
В январе 2009 г. правительство повысило таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок. В результате стоимость ввозимых автомобилей старше трех и особенно старше пяти лет сразу же значительно увеличилась. По словам Алены Гулиной, автомобили, которым от трех до пяти лет, подорожали на 50-100 тыс. руб., старше пяти лет — на 100-300 тыс. руб.
Владимир Нефедов считает, что по рынку аукционных автомобилей еще сильнее, чем пошлины, ударил рост курсов японской йены (основной валюты покупки автомобилей) и евро (валюты их растаможивания). «Пошлины — это цветочки по сравнению с ростом курсов евро и йены», — согласна директор компании ISICAR Светлана Сваровская. Если размер пошлин фиксирован, то постоянное изменение курсов валют приводит к тому, что клиенты опасаются покупать машины с открытой ценой. «От момента покупки автомобиля до растаможивания проходит 3-5 недель. За это время курс евро может резко подорожать. Клиенты не всегда готовы к тому, что им придется доплатить 1-2 тыс. евро», — говорит Владимир Нефедов.
В перечень причин разрушения рынка аукционных автомобилей директор компании Juca Сергей Глазко включает, кроме повышения пошлин и изменения валютного курса, еще и отсутствие свободных денег у людей, а также фактическое прекращение кредитования покупок подержанных машин. «Машины стало невыгодно покупать в кредит, — говорит Владимир Нефедов. — Круг банков, дающих кредиты на покупку аукционных автомобилей, сократился, а ставки по таким займам выросли с 12-15% до 19-21% годовых».
«Рынок затоварен подержанными японскими автомобилями. Слишком много их было ввезено в конце прошлого года, когда люди торопились приобрести машины до вступления в силу новых пошлин», — рассказывает Сергей Глазко. По его словам, сроки доставки автомобилей увеличились с 1,5 до 2-2,5 месяцев (причины — закрытие во Владивостоке ряда складов временного хранения и компаний, занимавшихся грузоперевозками).
Повышение цен на подержанные машины, увеличение сроков доставки, нестабильность валютного курса — все это привело к тому, что спрос на услуги аукционных компаний резко снизился. «Покупателей стало меньше в несколько раз. В феврале этого года мы продавали по 3-4 автомобиля в неделю, в то время как в прошлом продажи составляли до 20 машин в неделю», — отмечает Владимир Нефедов. Многие более мелкие компании, пережидая трудные времена, приостановили работу.
Среди местных компаний, по его мнению, преобладали «столы заказов». «В ближайшее время заказов не будет, и они закроются», — уверен он. Нефедов считает, что весной 2009 г. в городе закроется около 90% аукционных компаний, а у остальных доставка автомобилей с аукционов перестанет быть главной статьей доходов. Впрочем, найти другие источники доходов не так-то легко: в связи с кризисом нет стабильности и в других сферах экономики, кроме того, многим элементарно не хватает начального капитала на новый бизнес.
Многие компании несут потери из-за отказных машин. «Те компании, которые не успели растаможить машины до 2009 г., просят доплатить с учетом поднявшихся пошлин. Часто клиенты не готовы к этому», — рассказывает Владимир Нефедов. «Мы постепенно возвращаем таким заказчикам деньги», — говорит Сваровская.
Нефедов считает, что в нынешних условиях торговлю аукционными автомобилями смогут продолжить лишь крупные компании, у которых, как и у «Автобэста», хватит ресурсов, чтобы покупать машины за собственные деньги. Таких, по его мнению, не больше 5-7. «Ввозить или не ввозить машины зависит от того, какие проблемы вы предпочитаете: не иметь заказов или рисковать собственными день- гами», — говорит Сваровская. Не все даже крупные компании готовы сейчас рисковать, покупая автомобили на собственные деньги. Сергей Глазко: «Нет смысла «замораживать» деньги, потому что машины сейчас будут продаваться долго, а цены на них еще могут упасть, ведь непонятно, сколько будут стоить йена и евро через месяц».
Глазко отмечает, что за последние 3-4 месяца цены на автомобильных аукционах в Японии и США упали. «Например, если в прошлом году Toyota Corolla Spacio 2004 г. выпуска стоила около $10 тыс., то сейчас —около $6 тыс., Porsche Cayenne 2005 г. выпуска стоил около $30 тыс., сейчас — не больше $19 тыс.», — рассказывает он.
Дьячков прогнозирует, что в 2009 г. аукционных автомобилей в городе будет продано на 30-40% меньше, чем в 2008 г.: «При этом в стоимостном выражении емкость рынка, возможно, останется на прежнем уровне из-за увеличения цены автомобилей».
Директора аукционных фирм надеются, что стабилизация курса рубля приведет к тому, что спрос на подержанные иномарки снова возрастет. «Всегда найдутся люди, которые захотят купить подержанный автомобиль, потому что он дешевле. Еще одна причина — у официальных дилеров представлены не все популярные в городе модели той или иной марки автомобилей», — говорит Владимир Нефедов. По словам Светланы Сваровской, даже если государство полностью запретит ввоз праворульных машин, у некоторых аукционных компаний останется возможность выжить: «Будем завозить леворульные автомобили с аукционов в США, Корее, ОАЭ». Но поле деятельности у них сильно сократится.
А пока даже крупным фирмам приходится подтянуть пояса — все опрошенные «ДК» участники рынка сказали, что им приходится оптимизировать издержки. Компании сокращают персонал, уменьшают размер офисов или переезжают в более дешевые помещения.
мнение
Алексей Сухоруков
президент новосибирской региональной общественной организации «Свобода выбора»
В январе-феврале перестали продавать аукционные автомобили 90% компаний, которые ранее работали на этом рынке. Многие мелкие фирмы разорились, а владельцы некоторых из них даже вынуждены скрываться от кредиторов. Эти бизнесмены получили от клиентов деньги, купили машины в Японии, но не успели их растаможить по старым ставкам. Средняя сумма долга за один автомобиль — примерно 500 тыс. руб. При этом средняя фирма одновременно выполняла заказ на 4-6 машин, значит, объем ее долга — примерно 2-3 млн руб. Проблема в том, что уже привезенные во Владивосток автомобили не успели растаможить, а с новыми пошлинами они не по карману заказчику. На рынке сейчас остались в основном крупные фирмы, которые за собственные деньги покупают во Владивостоке автомобили, дожидаются, пока цена на них возрастет, и перепродают. На каждом автомобиле они зарабатывают максимум 30-40 тыс. руб.
Начата борьба со старыми иномарками
Правительство России предложило ограничить ввоз подержанных иномарок значительным повышением таможенных пошлин на машины старше семи лет. По всем регионам прокатились акции протеста, а на таможнях начался бум — в 2001 г. было ввезено 526,6 тыс. автомобилей (в три раза больше, чем в 2000 г.).
Повышены пошлины на машины старше семи лет
Постановлением правительства повышены пошлины на иномарки старше семи лет. Увеличение пошлин привело к тому, что старые иномарки подорожали в 1,5-2 раза, и их ввоз в Россию практически прекратился.
Ставки уравняли
Правительство приняло решение уравнять ставки ввозных пошлин для физических и юридических лиц на легковые импортные автомобили в возрасте от трех до семи лет, однако выравнивание произошло по верхнему пределу, что увеличило цены на 30-60%. По стране прокатилась волна митингов против повышения пошлин.
Третья волна повышений
Правительство вновь заговорило о повышении пошлин на ввоз иномарок. На Дальнем Востоке прошли многочисленные акции протеста автолюбителей.
Ограничен ввоз авто старше трех лет
Подписано постановление правительства о повышении таможенных пошлин на иномарки. Новые пошлины увеличивают стоимость автомобилей старше трех лет в 1,5-2 раза. Японские власти пытаются убедить правительство России отказаться от повышения пошлин.