«В идее проекта мне нравится то, что он попадает в общие глобальные тренды»

«Старт обошелся в 4,5 млн руб. Для меня это значительная сумма. Откровенно говоря, можно было уложиться и в 3 млн, но каждое неверное решение стоило денег».

Автор нестандартного проекта — производства съедобных ложек (о нем ДК уже писал ранее)  бизнесмен Вадим Фаттахов рассказал об истории бизнеса, специфических трудностях и потребностях компании, заботе об экологии и планах на будущее.
 
Как возникла идея запуска столь необычного бизнес-проекта? 
 
— Хотелось открыть собственное производство, бизнес по схеме «купи-продай» мне не очень интересен. До этого я занимался организацией фестивалей, был небольшой однозальный кинотеатр. Но это все проекты, масштаб которых ограничен одним городом, и через какое-то время все наскучило.
 
Когда размышлял над следующим проектом, то сам для себя определил критерии, чем хотел бы заниматься. В итоге в интернете прочитал про съедобные ложки. Меня это заинтересовало, начал искать, занимается ли кто-то их производством в промышленном масштабе. Оказалось, что съедобные ложки есть в Индии, а в России ничего такого нет.
 
В идее проекта мне нравится то, что он попадает в общие глобальные тренды. Например, тренд на более бережное отношение к экологии и осознанное потребление. Не буду преувеличивать, что это тренд, которому следует большинство людей, но [следует — прим. ДК] активная часть населения, а в крупных городах — безусловно. 
 
Сколько времени и финансов было затрачено на первых этапах?  
 
— Старт обошелся в 4,5 млн руб. Для меня это значительная сумма. Первые шаги делались на мои личные средства: продал машину, летом доезжаю в офис на велосипеде. Сам тоже стал чуть более осознанным в плане потребления и экологии. Откровенно говоря, можно было уложиться в 3 млн., но каждое неверное решение стоило денег, а неверные решения были — ориентироваться не на кого.  
 
Также на первых порах разместились по очереди на двух главных краудфандинговых платформах России. За полтора месяца собрали с помощью площадки 130 тыс. руб. Сумма по меркам бизнес-проектов не очень высокая, но благодаря этим деньгам мы сумели продать первую партию в 4 тысячи ложек и, главное, привлекли к проекту внимание, в том числе и партнеров. У нас, в первую очередь, бизнес b2b, и многое лежит на региональных дилерах. У меня как у производителя задача — загрузить производственные мощности, а продажей и конкретными договоренностями с кафе и ресторанами занимаются представители в каждом городе. 
 
После краудфандинга стало легче привлекать инвестиции: 1,5 млн руб. мы получили от профессионального инвестора, вложение значительно помогло развитию. Но даже сегодня мы находимся в поиске средств. Нужно привлечь больше финансов, чтобы реализовать все задумки.
 
Что было самым сложным в реализации проекта? 
 
— Рецептура и производство — наиболее сложная часть бизнеса. На отлаживание технологии выпечки ушел год. Например, была необходимость сделать ложки, которые долго сохраняют форму, чтобы есть ими горячие блюда. 
 
В месяц мы можем сделать до 100 тыс. ложек, но изготовлением заняты семь человек (без учета офисных сотрудников), и это по-прежнему во многом ручная работа. Мы хотим автоматизировать процесс выпечки, а для этого требуются значительные инвестиции. Механическую линию производства придется изготавливать специально под наш проект, а это дорого. Например, есть линии для производства кексов разных размеров, для ложек — пока еще нет.  
 
Сам продукт полностью экологичный. Но, как и у многих других эко-продуктов, есть сложности с упаковкой. Дело в том, что у ложки есть несколько аудиторий. В первую очередь — это общепит и кейтеринг. Они заказывают оптовые партии, где в одной упаковке находится сразу десяток ложек. Но есть еще и ложки в индивидуальных упаковках — их заказывают в качестве подарка или сувенира. Сложность в том, чтобы сделать индивидуальную упаковку с минимальным вредом для окружающей среды, но при этом позволяющую транспортировать продукт.
 
Получается, что проект напрямую связан с заботой об экологии и снижением количества пластиковой посуды
 
— Разумеется. Данный продукт является альтернативой одноразовой пластиковой посуде, как в кафе, так и на кейтеринге. С точки зрения экологии, массовое распространение и использование одноразовой пластиковой посуды — безусловно вред. Поэтому сейчас все чаще сами потребители, особенно поколение миллениалов, отказываются от такого вида продукции. Иногда тренд задается сверху государством: например, в странах ЕС недавно был принят запрет на производство одноразовой пластиковой посуды, так как есть аналоги из разлагаемых материалов. Подобный по сути продукт производится в Индии, в России до меня не было производства съедобных ложек в промышленном масштабе.  
 
Какие ингредиенты вы используете при изготовлении ложек?  
 
— Молоко, соль, сахар, пшеничная мука и масло. Это основа продукта, в некоторые ложки мы добавляем натуральные вкусовые ингредиенты. Сладкими ложками можно есть мороженое и другие десерты, а например, ложками с чесноком — супы. Одной ложки как раз хватает на тарелку горячего супа. Также в планах — начать изготовление ложек для веганов и без содержания глютена.
 
Пользуется ли продукт спросом? С какими компаниями сотрудничаете? 
 
— В настоящее время представительства компании есть более чем в 20 городах России, а также в Республике Беларусь и Казахстане. В первую очередь, мы стараемся увеличить оптовые продажи. Есть кафе и рестораны, которые подают блюда вместе с нашими ложками. Есть контракт с одной компанией из Татарстана, которая продает съедобные сувениры.  
 
Но от розничных продаж мы сами тоже не отказываемся. Основной канал продаж — интернет: официальный сайт, страницы в социальных сетях. Сарафанное радио хорошо работает в том числе. Частые клиенты — молодые мамы. Они покупают ложки с разными вкусами, чтобы завлечь ребенка поесть.
 
В каких заведениях Новосибирска можно попробовать продукт? 
 
— Например, в сети кафе «Коляда». Есть в некоторых островках с мороженным в ТЦ, есть еще кафе, где делают супы в съедобной посуде, мы там поставляем ложки. Заинтересовались в нескольких кейтеринг-компаниях: например, уже поставили в компанию «Фуршет NSK». С торговыми сетями процесс идет дольше, к сожалению — интерес есть, но пока контракты не подписаны и говорить о них рано. 
 
Есть ли в планах заняться производством другой серии приборов: например, тарелок, вилок или ножей? 
 
— Пока такие планы не ставим, но и полностью от них не отказываемся. Все может быть. Кстати, подготовка патента для Съедобных ложек в процессе.
Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.