«В идее проекта мне нравится то, что он попадает в общие глобальные тренды»

«Старт обошелся в 4,5 млн руб. Для меня это значительная сумма. Откровенно говоря, можно было уложиться и в 3 млн, но каждое неверное решение стоило денег».

Автор нестандартного проекта — производства съедобных ложек (о нем ДК уже писал ранее)  бизнесмен Вадим Фаттахов рассказал об истории бизнеса, специфических трудностях и потребностях компании, заботе об экологии и планах на будущее.
 
Как возникла идея запуска столь необычного бизнес-проекта? 
 
— Хотелось открыть собственное производство, бизнес по схеме «купи-продай» мне не очень интересен. До этого я занимался организацией фестивалей, был небольшой однозальный кинотеатр. Но это все проекты, масштаб которых ограничен одним городом, и через какое-то время все наскучило.
 
Когда размышлял над следующим проектом, то сам для себя определил критерии, чем хотел бы заниматься. В итоге в интернете прочитал про съедобные ложки. Меня это заинтересовало, начал искать, занимается ли кто-то их производством в промышленном масштабе. Оказалось, что съедобные ложки есть в Индии, а в России ничего такого нет.
 
В идее проекта мне нравится то, что он попадает в общие глобальные тренды. Например, тренд на более бережное отношение к экологии и осознанное потребление. Не буду преувеличивать, что это тренд, которому следует большинство людей, но [следует — прим. ДК] активная часть населения, а в крупных городах — безусловно. 
 
Сколько времени и финансов было затрачено на первых этапах?  
 
— Старт обошелся в 4,5 млн руб. Для меня это значительная сумма. Первые шаги делались на мои личные средства: продал машину, летом доезжаю в офис на велосипеде. Сам тоже стал чуть более осознанным в плане потребления и экологии. Откровенно говоря, можно было уложиться в 3 млн., но каждое неверное решение стоило денег, а неверные решения были — ориентироваться не на кого.  
 
Также на первых порах разместились по очереди на двух главных краудфандинговых платформах России. За полтора месяца собрали с помощью площадки 130 тыс. руб. Сумма по меркам бизнес-проектов не очень высокая, но благодаря этим деньгам мы сумели продать первую партию в 4 тысячи ложек и, главное, привлекли к проекту внимание, в том числе и партнеров. У нас, в первую очередь, бизнес b2b, и многое лежит на региональных дилерах. У меня как у производителя задача — загрузить производственные мощности, а продажей и конкретными договоренностями с кафе и ресторанами занимаются представители в каждом городе. 
 
После краудфандинга стало легче привлекать инвестиции: 1,5 млн руб. мы получили от профессионального инвестора, вложение значительно помогло развитию. Но даже сегодня мы находимся в поиске средств. Нужно привлечь больше финансов, чтобы реализовать все задумки.
 
Что было самым сложным в реализации проекта? 
 
— Рецептура и производство — наиболее сложная часть бизнеса. На отлаживание технологии выпечки ушел год. Например, была необходимость сделать ложки, которые долго сохраняют форму, чтобы есть ими горячие блюда. 
 
В месяц мы можем сделать до 100 тыс. ложек, но изготовлением заняты семь человек (без учета офисных сотрудников), и это по-прежнему во многом ручная работа. Мы хотим автоматизировать процесс выпечки, а для этого требуются значительные инвестиции. Механическую линию производства придется изготавливать специально под наш проект, а это дорого. Например, есть линии для производства кексов разных размеров, для ложек — пока еще нет.  
 
Сам продукт полностью экологичный. Но, как и у многих других эко-продуктов, есть сложности с упаковкой. Дело в том, что у ложки есть несколько аудиторий. В первую очередь — это общепит и кейтеринг. Они заказывают оптовые партии, где в одной упаковке находится сразу десяток ложек. Но есть еще и ложки в индивидуальных упаковках — их заказывают в качестве подарка или сувенира. Сложность в том, чтобы сделать индивидуальную упаковку с минимальным вредом для окружающей среды, но при этом позволяющую транспортировать продукт.
 
Получается, что проект напрямую связан с заботой об экологии и снижением количества пластиковой посуды
 
— Разумеется. Данный продукт является альтернативой одноразовой пластиковой посуде, как в кафе, так и на кейтеринге. С точки зрения экологии, массовое распространение и использование одноразовой пластиковой посуды — безусловно вред. Поэтому сейчас все чаще сами потребители, особенно поколение миллениалов, отказываются от такого вида продукции. Иногда тренд задается сверху государством: например, в странах ЕС недавно был принят запрет на производство одноразовой пластиковой посуды, так как есть аналоги из разлагаемых материалов. Подобный по сути продукт производится в Индии, в России до меня не было производства съедобных ложек в промышленном масштабе.  
 
Какие ингредиенты вы используете при изготовлении ложек?  
 
— Молоко, соль, сахар, пшеничная мука и масло. Это основа продукта, в некоторые ложки мы добавляем натуральные вкусовые ингредиенты. Сладкими ложками можно есть мороженое и другие десерты, а например, ложками с чесноком — супы. Одной ложки как раз хватает на тарелку горячего супа. Также в планах — начать изготовление ложек для веганов и без содержания глютена.
 
Пользуется ли продукт спросом? С какими компаниями сотрудничаете? 
 
— В настоящее время представительства компании есть более чем в 20 городах России, а также в Республике Беларусь и Казахстане. В первую очередь, мы стараемся увеличить оптовые продажи. Есть кафе и рестораны, которые подают блюда вместе с нашими ложками. Есть контракт с одной компанией из Татарстана, которая продает съедобные сувениры.  
 
Но от розничных продаж мы сами тоже не отказываемся. Основной канал продаж — интернет: официальный сайт, страницы в социальных сетях. Сарафанное радио хорошо работает в том числе. Частые клиенты — молодые мамы. Они покупают ложки с разными вкусами, чтобы завлечь ребенка поесть.
 
В каких заведениях Новосибирска можно попробовать продукт? 
 
— Например, в сети кафе «Коляда». Есть в некоторых островках с мороженным в ТЦ, есть еще кафе, где делают супы в съедобной посуде, мы там поставляем ложки. Заинтересовались в нескольких кейтеринг-компаниях: например, уже поставили в компанию «Фуршет NSK». С торговыми сетями процесс идет дольше, к сожалению — интерес есть, но пока контракты не подписаны и говорить о них рано. 
 
Есть ли в планах заняться производством другой серии приборов: например, тарелок, вилок или ножей? 
 
— Пока такие планы не ставим, но и полностью от них не отказываемся. Все может быть. Кстати, подготовка патента для Съедобных ложек в процессе.
Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.