Вопросы «зачем» и «почему»: как они помогают в бизнесе

«Зачем» намного лучше «почему». Во-вторых, ответ на вопрос «зачем?» позволит выяснить гораздо больше об истинной причине происходящего.

Как правильно начать проект?

Ежедневно каждый из нас участвует в десятках проектов: подготовить отчетность, собрать друзей на ужин, отправить коллег на конференцию, выбрать новые обои. Кстати, проект «Внедрение новой CRM-системы» ничем не хуже проекта «Покупка новой квартиры». Еще не известно, который сложнее. Чтобы определиться с задачей в самом начале, я задаю два любимых вопроса. О них и поговорим.

Отлично, а зачем?

«Зачем» намного лучше «почему». Во-первых, на «почему?» очень хочется ответить «потому что», особенно если у собеседника скоро дедлайн и нервы его на пределе. Во-вторых, ответ на вопрос «зачем?» позволит выяснить гораздо больше об истинной причине происходящего.

Нет

Да

- Здравствуйте, мы компания N, торгуем оборудованием, нам нужен сайт.

- Почему?

- Потому что так сказал директор.

- Здравствуйте, мы компания N, торгуем оборудованием, нам нужен сайт.

- Зачем?

- Чтобы продавать в интернете.

- Я хочу учить английский язык.

- Почему?

- Потому что в журналах пишут, что это главное знание любого современного человека.

- Я хочу учить английский язык.

- Зачем?

- Чтобы уехать на стажировку в Манчестер.

«Зачем» – такое волшебное слово, которое провоцирует на нормальный ответ, формулирование и объяснение причин. А еще это слово отлично умеет ставить в ступор — увы, на практике многие не формулируют цель перед постановкой задачи.

Специально для тех, кому не просто перестроиться с «почему» на «зачем», придуман второй вопрос.

Круто, и чего?

Нет

Да

- Нам нужен новый фирменный стиль.

- Отлично, а зачем?

- Ну как же, существующий устарел, разве вы не видите.

- Нам нужен новый фирменный стиль.

- Давайте представим, что он у вас есть. Представили? Ага. Вот он у вас есть, и что? Что произойдет? Что изменится?

- Федеральные партнеры начнут воспринимать нас как серьезную организацию, а не как очередной сервис займов.

- Мне нужно съездить на конференцию за деньги компании.

- Отлично, а зачем?

- Ну как же, очень хочу, а своих денег нет.

- Мне нужно съездить на конференцию за деньги компании.

- Давай представим, что ты его прошла. Представила? Ага. Вот ты его прошла, и что? Что произойдет? Что изменится?

- Начну разбираться в теме и смогу отвечать на запросы по ней, потому что они приходят уже полгода.

Работает безупречно

Конечно, анализировать каждый свой шаг — кратчайший путь к славному такому безумию. Так что подробный поиск истинной причины покупки нового платья… ну его, не разорюсь.  Другое дело – вовремя не спросить себя «зачем нам новый сайт?», а потом понять, что миллион-полтора потрачены куда-то не туда.

Я использую эти два вопроса, чтобы точно понимать, что мы делаем, и не искать причины неоправданных ожиданий. А для вас какие вопросы самые полезные?

Аня Кармишина, бренд-стратег Студии МартДизайн

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.