Вопросы «зачем» и «почему»: как они помогают в бизнесе
«Зачем» намного лучше «почему». Во-вторых, ответ на вопрос «зачем?» позволит выяснить гораздо больше об истинной причине происходящего.
Как правильно начать проект?
Ежедневно каждый из нас участвует в десятках проектов: подготовить отчетность, собрать друзей на ужин, отправить коллег на конференцию, выбрать новые обои. Кстати, проект «Внедрение новой CRM-системы» ничем не хуже проекта «Покупка новой квартиры». Еще не известно, который сложнее. Чтобы определиться с задачей в самом начале, я задаю два любимых вопроса. О них и поговорим.
Отлично, а зачем?
«Зачем» намного лучше «почему». Во-первых, на «почему?» очень хочется ответить «потому что», особенно если у собеседника скоро дедлайн и нервы его на пределе. Во-вторых, ответ на вопрос «зачем?» позволит выяснить гораздо больше об истинной причине происходящего.
Нет |
Да |
- Здравствуйте, мы компания N, торгуем оборудованием, нам нужен сайт. - Почему? - Потому что так сказал директор. |
- Здравствуйте, мы компания N, торгуем оборудованием, нам нужен сайт. - Зачем? - Чтобы продавать в интернете. |
- Я хочу учить английский язык. - Почему? - Потому что в журналах пишут, что это главное знание любого современного человека. |
- Я хочу учить английский язык. - Зачем? - Чтобы уехать на стажировку в Манчестер. |
«Зачем» – такое волшебное слово, которое провоцирует на нормальный ответ, формулирование и объяснение причин. А еще это слово отлично умеет ставить в ступор — увы, на практике многие не формулируют цель перед постановкой задачи.
Специально для тех, кому не просто перестроиться с «почему» на «зачем», придуман второй вопрос.
Круто, и чего?
Нет |
Да |
- Нам нужен новый фирменный стиль. - Отлично, а зачем? - Ну как же, существующий устарел, разве вы не видите. |
- Нам нужен новый фирменный стиль. - Давайте представим, что он у вас есть. Представили? Ага. Вот он у вас есть, и что? Что произойдет? Что изменится? - Федеральные партнеры начнут воспринимать нас как серьезную организацию, а не как очередной сервис займов. |
- Мне нужно съездить на конференцию за деньги компании. - Отлично, а зачем? - Ну как же, очень хочу, а своих денег нет. |
- Мне нужно съездить на конференцию за деньги компании. - Давай представим, что ты его прошла. Представила? Ага. Вот ты его прошла, и что? Что произойдет? Что изменится? - Начну разбираться в теме и смогу отвечать на запросы по ней, потому что они приходят уже полгода. |
Работает безупречно
Конечно, анализировать каждый свой шаг — кратчайший путь к славному такому безумию. Так что подробный поиск истинной причины покупки нового платья… ну его, не разорюсь. Другое дело – вовремя не спросить себя «зачем нам новый сайт?», а потом понять, что миллион-полтора потрачены куда-то не туда.
Я использую эти два вопроса, чтобы точно понимать, что мы делаем, и не искать причины неоправданных ожиданий. А для вас какие вопросы самые полезные?
Аня Кармишина, бренд-стратег Студии МартДизайн