Вячеслав Трунаев, СААП: «Система, что внедряется у нас, — это лишь механизм сбора штрафов»
В рамках круглого стола, посвященного вопросам эффективности институтов защиты и поддержки бизнеса в Новосибирской области, президент СААП поделился мнением о бизнес-климате в регионе.
ДК публикует высказывание президента Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслава Трунаева:
Для нашей отрасли — грузовых автомобильных перевозок — бизнес-климат процентов на девяносто определяется решениями федеральной власти. И здесь нам нечему радоваться. Условия для бизнеса только ужесточаются, налоговая и неналоговая нагрузка растут.
Все вы помните, как в 2015 году появилась система «Платон», какой накал страстей вызвало ее внедрение. Затем большим стрессом для перевозчиков стали изменения в системе весового контроля — на федеральных и региональных трассах создается сеть автоматических постов. Транспортное средство проехало через рамку, зафиксировали даже незначительное превышение — получите штраф. Для перевозчиков они будут разорительными — даже минимальный штраф составляет 150 тысяч рублей.
Наша ассоциация не устает доказывать, что в таком виде систему весового контроля внедрять нельзя. В Европе и США автоматический контроль устроен по-другому. Можно сказать, идеально. Если транспортное средство по результатам измерений автоматических весов заподозрили в перегрузе, то на светофоре ему загорается стрелочка — съехать на дополнительную полосу и пройти контрольное взвешивание на стационарных весах. В случае если стационарные весы подтвердят перегруз, то до устранения нарушения грузовик на дорогу не выедет. Тем самым, дороги действительно спасаются от разрушения. А та система, что внедряется у нас, — это всего лишь механизм сбора штрафов. Ее внедрение приведет к тому, что многие перевозчики, скорее всего, разорятся, а дороги будут продолжать разрушаться.
Хочу отметить, что еще в 2016 году Общественный совет при региональном омбудсмене рассмотрел и поддержал предложения СААП по внесению изменений в систему весового контроля. Минтранс России пошел на диалог с перевозчиками, обсуждает с нами меры, которые позволят улучшить работу автоматических весов. Например, идет речь об установке на трассах информационных табло, чтобы водитель сразу же получал информацию о том, что автоматические весы выявили перегруз. Это хоть маленький, но шажок в правильном направлении.
В прошлом году все транспортные компании получили сильнейший удар по своей экономике из-за резкого подорожания топлива. Дизельное топливо за год поднялось в цене на тридцать процентов! А себестоимость транспортных услуг почти на треть складывается из топливной составляющей. Все знают, почему увеличились цены на топливо. Это результат так называемого налогового маневра, то есть — следствие решения федеральных властей снизить экспортные пошлины на нефть, что увеличивает зависимость внутреннего рынка от цен на внешнем рынке.
После массовых акций протеста и решения правительства о заморозке цен на топливо в рознице, мы столкнулись с тем, что топливные компании ввели для потребителей-юрлиц так называемый сервисный сбор. По сути, это наценка к розничной цене на 1-3,7%. За что мы платим этот сбор? Может, нас цыгане с гитарами встречают у входа на АЗС? Нет, никаких новых услуг не появилось. При этом потребители-физлица — те, кто платят наличными, даже скидки получают на АЗС. Мы добиваемся отмены сервисного сбора. Еще осенью написали по этому поводу письма в региональное управление ФАС, в прокуратуру. Получили ответы, что наше обращение переправлено в вышестоящие инстанции в Москву. Надеемся, что сервисный сбор все-таки будет отменен.
В 2017 и 2018 годах мы вместе с другими бизнес-ассоциациями и институтом омбудсмена в Новосибирской области приложили немало усилий, чтобы доказать властям, какой огромный вред принесет отмена льготы по налогу на движимое имущество. Была реальной угроза того, что предприятия просто перестанут обновлять оборудование и в том числе автопарк. К счастью, президент прислушался к мнению бизнеса и подписал закон, в соответствии с которым с 2019 г. все движимое имущество организаций освобождается от налогообложения налогом на имущество. За последнее время это, наверное, единственное решение федеральных властей, облегчающее условия для ведения бизнеса.
Логично было бы сделать и следующий шаг — отменить транспортный налог. Сейчас грузоперевозчики подвергаются фактически тройному налогообложению. Самый разумный выход — зафиксировать этот сбор в виде акциза на топливо. В прошлом году мы вместе с Союзом транспортников, экспедиторов и логистов Сибири, региональным отделением Федерации автовладельцев России и депутатом Госдумы РФ Верой Анатольевной Ганзей направили президенту России, правительству России и Государственной Думе РФ обращение с предложением отменить транспортный налог. К сожалению, все вышеупомянутые инстанции ответили на наше предложение отказом. Но мы будем и дальше добиваться отмены этого налога.
Серьезной угрозой для малого бизнеса в сфере перевозок в последнее время стали действия Росфинмониторинга. То одна, то другая транспортная компания сталкиваются с тем, что банки по указанию Росфинмониторинга блокируют ее расчетный счет по подозрению в финансировании терроризма и отмывании доходов, полученных преступным путем. Видимо, подозрение вызывают переводы денег контрагентам. Но для транспортных компаний это стандартная форма работы, когда конкретным исполнителям-субподрядчикам (физическим лицам или ИП) перевозчик переводит деньги за оплату их работы. Конечно, перевозчики пишут жалобы в Центральный банк, и рано или поздно нелепые обвинения с них снимаются. Но все это время страдает бизнес. Хотелось бы, чтобы Росфинмониторинг тщательнее подходил к работе по блокировке счетов.
На региональном уровне самым ярким событием последнего времени, наиболее сильно влияющим на бизнес-климат для перевозчиков, можно назвать создание в этом году «транспортного коридора» через Новосибирск. Мы признательны министру транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолию Костылевскому за то, что он пошел навстречу перевозчикам. Наша ассоциация давно убеждала власти в том, что такой коридор необходим: мы писали письма в региональный минтранс, поднимали эту тему на различных совещаниях, а также на конференциях и круглых столах.
До сегодняшнего дня у транзитного транспорта не было возможности объехать Новосибирск, чтобы с западного или восточного направления попасть на Чуйский тракт, не заезжая на городские улицы. В период весенних ограничений это создает огромные проблемы для передвижения транзита, так как на федеральных трассах ограничения не вводятся, а на местных дорогах Новосибирска разрешенная нагрузка на ось в это время снижается до 5 т. Соответственно, загруженное по нормативам транспортное средство, заезжая на городские улицы, автоматически попадает в разряд нарушителей.
Чтобы создать транспортный коридор, требовалось предварительно провести диагностику участков дорог, которые в него войдут, понять, способны ли они выдержать более высокую нагрузку в этот период. В прошлом году мэрия Новосибирска провела исследование участков, которые должны были войти в левобережный транспортный коридор, убедилась в том, что они могут выдержать соответствующую нагрузку. На рабочем совещании в региональном Минтрансе мэрии Новосибирска было рекомендовано в 2019 г. провести диагностику улично-дорожной сети для организации дополнительного транспортного коридора и на правом берегу Оби. Надеемся, что эта работа будет выполнена, и в 2020 г. появятся уже два коридора.
Хотелось бы, чтобы на этом работа не остановилась, и городские власти провели диагностику и других улиц, прежде всего тех, где расположены крупные логистические комплексы.