Вытянет ли авторынок из кризиса новая программа утилизации старья: дайджест мнений
С 1 сентября начнет действие новая программа поддержки автопроизводителей. Спасет ли она крайне депрессивный авторынок, как это произошло в 2009-2010 гг. – в дайджесте DK.RU
Глубина падения российского авторынка заставила правительство задействовать схему стимулирования сбыта, отлично проявившую себя для восстановления продаж, которые просели после кризиса 2008 г. вдвое. Программа, заработавшая в марте 2010 г., позволила к концу 2010 г. увеличить продажи на 30%. В июле 2014 г., по данным Автостата, падение продаж достигло 23%, поэтому повторение сценария 2010 г. – идеальный вариант для всех участников авторынка.
Глава Минпромторга Денис Мантуров на брифинге для журналистов уточнил параметры программы утилизации 2014 г.:
«Программа […] будет действовать до 31 декабря этого года. Средств будет выделено на эту программу 10 млрд рублей. Средства будут доводиться до субъектов Российской Федерации в виде субвенций, соответственно, в конце этого года. Сама программа начнёт осуществляться с 1 сентября непосредственно автодилерами за счёт поставок, автопроизводителями – за собственный счёт автопроизводителей с последующей компенсацией той премии, которая будет выдаваться в виде скидки покупателям, уже непосредственно от субъектов в конце года. Мы предполагаем реализовать в рамках этой программы до конца года более 170 тыс. автомобилей разных классов».
Министр пояснил, что программа распространится на все категории автомобилей – легковые, внедорожники, лёгкий коммерческий автомобильный транспорт, грузовики и автобусы. Разницы между покупателями – физическими или юридическими лицами – не будет. Основное отличие от предыдущей программы, по словам г-на Мантурова – расширение условий: «не только предполагается утилизация автомобиля для получения последующей скидки, но если возраст автомобиля – более шести лет, то имеется возможность при сдаче в трейд-ин этого автомобиля дилеру приобрести со скидкой новый автомобиль, причём без разницы – либо ты сдаёшь грузовик, покупаешь легковой, либо, наоборот, легковой – грузовик». Скидки покупателям, утилизирующим старую машину, составят от 40 тыс. руб. (для легковой модели), до 350 тыс. (грузовой).
Глава одного из основных автопроизводящих регионов РФ – нижегородский губернатор Валерий Шанцев считает, что новая программа выгодна не только производителям, но и муниципалитетам:
«Сейчас произошло падение спроса на коммерческие грузовые автомобили на 25%, а на автобусы – на 35. […] Программа утилизации старого автотранспорта […] даст двойной эффект. Во-первых, это дополнительная загрузка наших промышленных предприятий. Во-вторых, программа позволит потребителям – а это и муниципалитеты, и социальная система – обновить парк коммерческих автомобилей, автомобилей «скорой помощи», автобусов, транспорта, который используется для перевозки различных групп населения за счет снижения цены на эту продукцию. Возможности бюджетов как муниципальных, так и регионального по замене автомобилей на более современные расширятся».
Масштабы влияния на авторынок госпрограммы оценил аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. «Газета.Ru» приводит его прогноз: с действующей программой падение авторынка составит 10%, притом что в ноябре-декабре рынок уйдет в минус на 5% относительно показателей этих же месяцев 2013 г. Ассоциация европейского рынка прогнозировала падение авторынка по итогам года до введения программы в 12%, таким образом, ее эффект – примерно 2 процентных пункта, что никак не сопоставимо с результатами 2010 г. Но, по словам Владимира Беспалова, любые действия властей смогут поддержать авторынок — и объявленная программа утилизации тоже. Владимир Беспалов:
«[…] В среднем размер выплаты по утилизации легкового автомобиля составит около 70 тыс. руб. То, что программу вводят уже с 1 сентября, не так страшно: те потребители, которые собирались покупать машину, следили за ситуацией и без труда разберутся что к чему».
Исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов обращает внимание на то, что у программы 2014 г. – довольно короткий срок действия:
«Здесь важно то, что на программу отводится определённый срок. Это будет стимулировать покупать автомобили быстрее. Я думаю, что производители всё это поддержат с удовольствием. Тем более, что пока оценка рынка достаточно негативная практически у всех производителей».
Пока не ясно, будет ли продолжена программа в 2015 г. – по словам Дениса Мантурова, это будет зависеть от ситуации к тому моменту. Автопроизводители хотели бы долгосрочной программы. Гендиректор Renault в России Бруно Анселен объяснил «Ведомостям», что опыт Франции показал, что наиболее действенна долгосрочная программа утилизации автомобилей. Но нужно постепенно снижать размер скидки – это снизит нагрузку на бюджет и обеспечит поддержку отрасли. В целом участники рынка позитивно отреагировали на действия Минпромторга – падение продаж субсидии за утилизацию старых автомобилей не остановят, но производителей и продавцов поддержат. Хотя и не в той степени, как им бы того хотелось.