Харизматичность руководителя: дополнительный ресурс компании или бомба замедленного действия?

эксперты Юлия Булгакова директор по развитию центра «Эрфольг» Светлана Гринишина директор по развитию и персоналу компании «Сибакадемстрой недвижимость» Екатерина Малявко директор представительства

Считается, что хороший управленец должен быть харизматиком. Однако переизбыток харизматичности может принести не меньше проблем, чем ее недостаток. На встрече дискуссионого клуба, организованной «Деловым кварталом» и тренинг-центром «Эрфольг», владельцы и менеджеры новосибирских компаний разрабатывали инструментарий для управления своей харизмой.

эксперты
Юлия Булгакова
директор по развитию центра «Эрфольг»
Светлана Гринишина
директор по развитию и персоналу компании «Сибакадемстрой недвижимость»
Екатерина Малявко
директор представительства Московской страховой компании
Денис Рудых
директор компании «АэМэС»
Лариса Сахончик
генеральный директор страховой компании «СТИФ»
Петр Рыженков
директор Центра психологии НГУ
Андрей Филатов
директор компании «Частный консультант»
Александр Холопов
директор интернет-портала «Все тренинги.ру»

Каковы признаки харизматичного руководителя?
Когда харизма полезна, а когда  вредна?
Возможно ли дозировать собственную харизматичность?
Каков портрет идеального харизматика- управленца? 

За последние годы «харизма» стала почти словом-паразитом: его употребляют так часто, что над смыслом едва задумываются. Участники дискуссионного клуба пытались препарировать харизму, чтобы понять, как именно она проявляется, насколько необходимым для руководителя является данное качество, можно ли управлять харизмой, в каких случаях она приносит бизнесу дополнительные бонусы, а когда грозит обернуться потерями. Оказалось, что в «разобранном виде» харизма вполне понятный и осязаемый практический инструмент.

Харизматик может не обладать чувством юмора, но цельным человеком быть обязан

Решено было начать с определения понятия «харизма». ЮЛИЯ БУЛГАКОВА, директор по развитию центра «Эрфольг», напомнила, что в переводе с древнегреческого харизма означает «дар свыше», а классическим определением считается формулировка немецкого социолога Макса Вебера: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям».

Эти абстрактные формулировки участники клуба в ходе «мозгового штурма» разложили на составляющие, предложив более 40 признаков, которыми, по их мнению, обладает харизматик. Среди перечисленных: способность убеждать, обаяние, одаренность, сила воли, властность, чувство юмора, способность импровизировать, жесткость, эмоциональность, сексуальность, амбициозность, уверенность, мудрость, неординарность мышления, высокая концентрация внимания, дипломатичность, умение предвидеть ситуацию и др. Присутствующие назвали и несколько довольно неожиданных характеристик, таких как низкий голос, умение сеять творческий хаос, внутренняя расслабленность, вождизм, брутальность.

Впрочем, в число ключевых эти экзотические качества не вошли. Для дальнейшей работы аудитория голосованием выбрала шесть основных признаков харизматичности. Участники клуба решили, что харизматик немыслим без целостности (или гармоничности), энергетичности, обаяния, неординарности мышления, амбициозности и силы воздействия.

Теперь гостям дискуссионного клуба предстояло выяснить, при каких проявлениях ключевых черт харизматичность первого лица является благом для компании, а при каких может принести вред. Аудитория разделилась на четыре группы, две из которых исполняли роль руководителей, а две других  сотрудников. Одна группа руководителей оценивала, при каких значениях шести параметров харизматичности бизнес получает выгоды; одна группа сотрудников оценивала выгоды с позиций комфортности персонала. Вторые группы руководителей и сотрудников оценивали, при каких значениях качеств харизматичность становится фактором риска как для компании в целом, так и для персонала. Всем группам в рамках своего задания нужно было присвоить каждой из шести характеристик значение от 1 до 10, где 1 и 10  минимальное и максимальное проявление качества.

Руководитель должен заряжать своей энергией сотрудников

Группа руководителей, определявшая выгоды харизмы для компании, сочла, что бизнес выиграет, если все шесть ключевых параметров харизматичности будут проявлены у топ-менеджера выше среднего: обаяние  на «семерку», целостность, неординарность мышления и амбициозность  на «восьмерку», энергетичность  на «девятку» и сила воздействия  на «десятку». Денис Рудых, директор компании «АэМэС», приоритетным для харизматичного руководителя назвал энергетичность: «Наличие этого качества необходимо для того, чтобы действовать и подвигать на действия других». Максимальный балл энергетичность не получила потому, что в таком случае появляется угроза подавления подчиненных. Из схожих соображений группа расставила «восьмерки»: чрезмерная амбициозность руководителя может вовлечь компанию в гонку за нереальными задачами, а слишком неординарно мыслящий топ-менеджер рискует остаться непонятым и коллективом и рынком. А вот в максимально проявляющейся силе воздействия ничего страшного нет  группа решила, что это качество не может привести к негативным последствиям.

Выкладки группы сотрудников, оценивавших выгоды харизматичности для персонала, презентовала ЕКАТЕРИНА МАЛЯВКО, директор новосибирского представительства Московской страховой компании. Выяснилось, что коллективу удобнее существовать при руководителе со средним проявлением харизматичных качеств  наивысший балл группа поставила только целостности. «Для сотрудников целостность руководителя нужна. Работать с гармоничным управленцем комфортно»,  говорит Малявко. Обаяние получило «восьмерку». Более сильное обаяние может сыграть злую шутку с сотрудником. «Руководитель так обаяет, что забудешь про просьбу о повышении зарплаты»,  иронизирует Андрей Филатов, директор компании «Частный консультант». Остальные черты харизматичности группа сотрудников предпочла видеть проявленными на 5-6 баллов. При больших значениях энергетичности, неординарности мышления, амбициозности и силы воздействия, считают члены группы, руководитель становится не линеен в постановке задач для персонала, может то давать, то отменять свои же указания.

Подчиненные предпочитают не слишком ярких начальников

Группа руководителей, оценивающих харизматичные качества управленцев с точки зрения рисков для компании, единственным, не несущим опасностей параметром назвала целостность  влияние этой черты топ-менеджера на бизнес в целом незначительно. А остальным качествам, по мнению группы, лучше проявляться не выше среднего уровня: чрезмерное обаяние первого лица становится отвлекающим фактором для сотрудников и партнеров, говорит Александр Холопов, директор интернет-портала «Все тренинги.ру». Лариса Сахончик, генеральный директор страховой компании «СТИФ», «рискоемкими» чертами считает неординарность мышления и амбициозность, яркие проявления которых могут привести к ограничению самостоятельности и сферы ответственности персонала.

Группа, анализировавшая риски с позиции сотрудников, по сути, отзеркалила выводы коллег, рассматривавших с позиции персонала выгоды харизматичности: остро выраженные признаки харизматичности оборачиваются для коллектива дискомфортом. Наименьшее отрицательное воздействие на сотрудников при сколь угодно сильном проявлении оказывает целостность руководителя, констатирует Светлана Гринишина, директор по развитию и персоналу компании «Сибакадемстрой недвижимость». А все остальные харизматичные качества управленца подчиненные предпочли бы видеть выраженными на среднем уровне. Высокая сила воздействия может буквально зомбировать сотрудника, с очень обаятельным руководителем сложно отстаивать свою точку зрения, а слишком энергетичный топ-менеджер будет стараться по максимуму нагружать подчиненных работой, перечисляет основные риски Гринишина. Петр Рыженков, директор Центра психологии НГУ, отметил, что сотрудники заинтересованы в невысокой харизматичности потому, что при таком руководителе персонал имеет больше возможностей для развития собственного творческого потенциала.

В кризисной ситуации и на стартапе без харизматика не обойтись

Выслушав мнения всех четырех групп, участники дискуссионного клуба пришли к выводу, что харизма  вовсе не абсолютное благо. В большинстве случаев оптимальный баланс внешних и внутренних интересов бизнеса способен обеспечить близкий к среднему уровень харизматичности первых лиц.

Подытоживая результаты, Юлия Булгакова попыталась суммировать выкладки групп и составить портрет «идеального харизматика» (см. детали). Булгакова полагает, что при стабильной ситуации в компании большинству предприятий подойдет руководитель, чьи харизматичные качества проявлены чуть выше среднего уровня, на 6-7 баллов. А вот в кризисной ситуации и на этапе старта бизнеса предпочтительнее отдать бразды правления более ярко выраженному харизматику. Особенно важны в период кризиса энергетичность, неординарность мышления, амбициозность и сила воздействия руководителя, считает Юлия Булгакова: «Харизматичность выступает определенным ресурсом, которым можно умело воспользоваться в определенных условиях. Но очень недолго. А для стабильного развития компании ярко выраженные харизматичные черты руководителя могут являться тормозом  чем нестандартнее мышление руководителя, тем выше его отрыв от реальных проблем компании».

Самое читаемое
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • В Екатеринбурге запустили первое в России производство тактических спортивных перчатокВ Екатеринбурге запустили первое в России производство тактических спортивных перчаток
  • Проектировщика дублера проспекта Космонавтов оштрафуют, но контракта не лишатПроектировщика дублера проспекта Космонавтов оштрафуют, но контракта не лишат
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.