За что страдают корпоративные клиенты банков с отозванными лицензиями: дайджест мнений
Банк России целенаправленно сокращает число кредитных учреждений. СМИ фокусируются на проблемах розничных клиентов банков, лишенных лицензий, а о юрлицах не вспоминают. DK.RU исправляет ситуацию.
С приходом Эльвиры Набиуллиной в Банк РФ в июне 2013 г. регулятор взял курс на прореживание российской банковской системы. В 2012 г. лицензий лишились 19 банков и 3 НКО, причем подавляющая их часть были игроками даже не второго, а третьего-четвертого эшелона. Во втором полугодии 2013 г. ведомство под руководством г-жи Набиуллиной резко активизировало отзывной процесс: 13 банков попали в «черный список», причем среди них появились по-настоящему значимые организации: «Мастер-банк», «Банк проектного финансирования», «Смоленский Банк». Всего в прошлом году лицензии были отозваны у 27 банков. В 2014г. темпы отзыва возросли более чем в два раза: с начала года по 16 сентября лицензий лишились 60 банков. Запретительная активность Эльвиры Набиуллиной даже стала предметом мягкой критики Владимира Путина в июне 2014 г. Правда, президент призывал Набиуллину «притормозить», апеллируя к возможности АСВ выплачивать депозиты пострадавшим вкладчикам:
«Требования закона о защите интересов вкладчиков должны полностью соблюдаться структурами, на которые эта ответственность возложена. И АСВ должно соответствующим образом своевременно реагировать. Я понимаю, что это не Центральный банк, но всё-таки, это должно соотноситься. Ваши действия должны соотноситься с возможностями этого агентства».
Эльвира Набиуллина продолжает твердо следовать своему курсу, объясняя его необходимостью оздоровления банковской системы:
«Это не временная кампания, это политика Банка России по оздоровлению банковского сектора. […] Cейчас этот процесс чуть более интенсивный, чем раньше […] «Черного списка» у ЦБ нет, его быть не может, потому что любой банк — это живой организм. Периодически решения, связанные с отзывом лицензии, будут приниматься. Но это крайняя мера, и мы ее принимаем крайне неохотно, после того, как исчерпаны все другие методы воздействия на банк. […] Нужно повышать ответственность собственников и менеджеров тех банков, которые довели свой банк до соответствующего состояния. Сейчас в Думе проходит законопроект о том, что должна быть введена и уголовная ответственность за недостоверную финотчётность».
Но оздоровление банковского сектора помимо стратегической целесообразности на практике означает еще и сильнейший удар по бизнесу тех компаний, что обслуживаются в закрываемых банках. Анализируя по просьбе «Делового квартала» основные угрозы для бизнеса в 2014 г., управляющий ГК «Институт Тренинга - АРБ Про», известный эксперт по стратегическому управлению Сергей Макшанов в начале года внес в число главных рисков продолжение кампании по отзыву лицензий. Прогноз полностью оправдался:
«Продолжающийся отзыв [банковских] лицензий – это перебитая артерия. Захлебываются многие юридические лица, их счета и вклады не имеют защиты. Любому инвестору очень бы понравилось, если бы у нас было как в Австрии: госгарантия для всех форм банковских вкладов – 100%. Когда инвестор понимает, что банк даже из первой сотни может превратиться в «тыкву» - инвестор в печали. Деньги любят тишину, но разве тишины, стабильности, предсказуемости стало больше? Нет. Неопределенность выросла. Сейчас давление коснулось банков […]. Что за этим следует? Бегство инвесторов, отток капитала и уход в тень бешеными темпами».
Что происходит со средствами юрлиц в банках, лишившихся лицензии, объясняет Илья Новиков*, партнер компании Tenzor Consulting Group в материале онлайн-издания "Первое Антикоррупционное СМИ":
«В самом простом случае (зависли деньги на расчетном счету, других взаимоотношений с банком не было) единственное, что можно и нужно сделать после сообщения об отзыве лицензии – правильно оформить свои требования и предъявить их временной администрации банка. Ваши деньги вы увидите не раньше, чем через год, а скорее полтора-два и более. Суммы на валютных счетах будут пересчитаны в рубли по курсу на день отзыва лицензии. […] Несколько сложнее положение компаний, у которых наряду с расчетным счетом были иные связи с банком, например, кредитный договор. Обязательств по уплате текущих и основных платежей по кредиту не приостанавливаются с отзывом лицензии у банка, исполнять их необходимо в установленные сроки. «Зависание» денег в том же банке не рассматривается судами как обстоятельство форс-мажор, причем закон прямо запрещает с момента отзыва лицензии и зачет по встречным требованиям, то есть ваши текущие платежи не могут осуществляться из средств на счетах в том же банке».
Эксперт рекомендует юрлицам, чье имущество в залоге у проблемного банка, освободить залог из конкурсной массы до окончания процедуры ликвидации, досрочно исполнив обязательство, под обеспечение которого залог был установлен. Иначе заложенное имущество может быть переоценено конкурсным управляющим, что приведет к необходимости отвлекать средства на дополнительное обеспечение.
Представление об эмоциях бизнесменов, чьи счета оказались заблокированными в банке с отозванной лицензией, можно составить по ленте комментариев на фейсбуке Банка24.ру – последнего выбывшего банковского игрока на момент подготовки материала.
Сева Сашин:
«Мои компании имели счета в вашем банке и теперь эти счета мне недоступны, впрочем, равно как и мой бизнес... Не уверен, что в тот момент когда вы вернете мне деньги я смогу продолжить жить так же как и жил. В этом нет вашей вины - в этом вина государства, и потому я хотел бы задать вопрос... Когда прекратится этот беспредел 115 ФЗ? Почему банкиры всей России, равно как и вкладчики, физ и юр лица должны с ужасом совершать каждую операцию в надежде избежать мониторинга и допроса с пристрастием? Почему банковский сектор не выступает против этого антипотребительского закона? В вашем банке помимо моих счетов заморожены деньги многих моих партнеров, знакомых и близких мне людей. У всех начинается "новая жизнь" .....».
Олег Попов:
«Мне как предпринимателю без разницы через какой банк, а вот наш бухгалтер очень любил ваш банк. Даже когда мы приняли решение о переходе в другой банк, 24ру оставили как расчетный, потому что удобно... Действительно жалко терять хороший продукт».
Подобными отзывами переполнены сейчас страницы закрытых банков в соцсетях и банковские форумы. Большинство спикеров сходится во мнении с Натальей, оставившей реплику на сайте Столичной финансовой корпорации. Предприниматели убеждены, что массовый отзыв банковских лицензий прежде всего вредит самому российскому бизнес-сообществу:
* - выполняет функции иностранного агента«Наталья 17.09.2014 09:49 Я юр лицо, мои последние деньги зависли в банке с отозванной лицензией, и мне не откуда их взять... В нашей стране созданы все условия чтобы малый бизнес загнулся окончательно! В какой банк теперь идти? Где гарантии, что не ограбят меня снова? […] Даже если закроют все-все банки, умру с голоду, но в сбер не пойду».