Зачем обувному рынку дисконты, что носить бизнесменам и какие обувные тренды ждут Россию?
Главный дизайнер компании «Обувь России» Томас Франк рассказал DK.RU, какие обувные и производственные тренды идут из Европы, чего ждать в новом сезоне, и можно ли охарактеризовать человека по обуви.
Контракт с немецким дизайнером Томасом Франком «Обувь России» подписала в 2011 г. Согласно договору, он отвечает за разработку и совершенствование коллекций обуви Westfalika.
Как рассказывал тогда директор компании Антон Титов, к сотрудничеству привлечен именно немецкий дизайнер, потому что немецкая школа дизайна соответствует ожиданиям российских покупателей – немцы создают лаконичные и строгие образы, делая акцент на классике.
Когда Франк в очередной раз посетил Новосибирск, DK.RU решил узнать из первых уст, какую обувь носит Европа, каких трендов ждать России в ближайшее время, а также, какие существуют типы покупателей, на кого ориентируются дизайнеры, и какие цвета обуви следует носить.
– Действительно ли до нас все тренды доходят тогда, когда в Европе их уже меняют?
Существует три категории покупателей. Первые – те, кто всегда следит за модой, всегда в тренде одновременно с Европой, где бы они ни находились, в том числе и благодаря интернету. Второй тип покупателей – это те, кто немного следит за модой, но это для них не ключевой момент, и они покупают что-то модное и новое, когда видят это в магазинах, специально не отслеживают, не «охотятся» за модными вещами. И есть третий тип покупателей, которым вообще все равно, они за модой совсем не следят. Так вот, мы работаем для второго типа, и здесь уже ответственность лежит на самих магазинах, насколько быстро они привнесут в свои коллекции модные тенденции из Европы. И вопрос, почему в Сибирь мода приходит позже – это не вопрос удаленности региона, а качество работы магазинов и закупщиков товаров, тех, кто формирует коллекции. Расстояние роли не играет.
– Можно ли как-то поменять это отношение людей к моде: увидел – купил, не увидел – и не надо?
Это можно изменить, если активно использовать рекламу модных вещей. Также важно участие известных людей, которые всегда находятся в тренде – большинство покупателей на них ориентируется. Вот через знаменитостей можно быстрее доносить модные тенденции, чем просто через новые коллекции магазинов. Также на моду влияет и сама жизнь. Ведь мода – это не просто то, что человек носит, она отражает и то, как он себя ощущает. Например, если страна находится под каким-то давлением, экономическая ситуация не очень стабильна, то заметно, что люди предпочитают более темные цвета, консервативный стиль – все отражается на моде. А если все замечательно, люди довольны, живут в хорошем климате, у них в городе солнечная погода, тогда они носят более яркие цвета и смелее подходят к стилю. Мода отражает разные реалии жизни, особенности политической и экономической ситуации в стране.
– Насколько различается потребительское отношение к покупке и эксплуатации обуви в Европе и России?
Если брать Россию, особенно Сибирь, то можно заметить, что люди покупают обувь прежде всего тогда, когда это необходимо, а не потому, что она модная, или появилось что-то новое, — зимой нужна теплая обувь, летом – босоножки. А в Европе все зависит от доходов семьи. Если доход небольшой, тогда, конечно, люди покупают обувь тогда, когда она им нужна. Однако потребительское поведение подростков и молодежи отличается: они покупают обувь, когда видят что-то яркое и модное. Но это может быть и дешевая вещь, необязательно из премиум-сегмента. В России, в принципе, с молодым поколением – то же самое: покупки происходят не по необходимости, а по желанию.
– А как вы относитесь к сегменту «дисконт» именно на обувном рынке?
Я считаю, что он очень важен – чтобы люди с невысокими доходами тоже могли покупать то, что им нужно, что интересно и модно. Такие магазины предлагают хоть и очень низкие цены, но они за эти деньги максимально отрабатывают качество. В дискаунтерах можно найти довольно приличную обувь, хорошие модели – они ведь тоже следят за тенденциями. Есть такая точка зрения, что дешевая обувь конкурирует с дорогой, демпингуя и оттягивая покупателя на себя. Однако это ведь разные сегменты, их нельзя сравнивать, и у каждого свой покупатель: у кого доходы выше – они лучше купят одну качественную пару в дорогом магазине, чем десять – в дисконте. И это абсолютно нормальная ситуация.
– Как бы вы посоветовали обуваться деловым людям, и какие цвета и модели подходят для разных случаев жизни?
По цветам для бизнеса – это однозначно только черный и коричневый, если речь идет о топ-менеджменте крупных серьезных компаний и о банковской сфере. В остальном — все зависит от вида бизнеса, которым человек занимается. Если вы работаете в рекламе и дизайне, например, то здесь допустима и любая форма одежды, и яркая обувь, и даже кеды и кроссовки. Все, что связано с креативом, не накладывает на моду жесткие рамки, даже если это топ-менеджмент. Если вы идете в театр, то все зависит от того, на какой спектакль: можно пойти в одежде и обуви casual, но если вы идете в смокинге, то, конечно, нужно выбирать классические туфли темных цветов. Однако сейчас очень модно носить кроссовки с любой одеждой, в Нью-Йорке считается нормальным, например, надеть на бизнес-переговоры классический костюм с кроссовками или теннисными туфлями.
– Что можно сказать о человеке по его обуви?
По обуви сложно судить о характере, потому что люди покупают обувь, руководствуясь разной мотивацией: кто-то покупает только дорогое, чтобы было красиво и модно, кто-то покупает дешевое, кто-то — удобное, но не потому что это модно. Важно смотреть на детали, ведь обувь — завершающий штрих к образу. Обувь говорит только о том, как человек относится к деталям, обращает ли он на них внимание. Бывает, что общий облик у человека безукоризненный, а обувь не очень вписывается в него. Можно встретить пожилого человека в модных кедах, однако он явно купил их не в погоне за модой, а потому, что это просто удобно. Можно, конечно, сказать, что если человек носит только классическую обувь, то он более консервативен в своих взглядах. Если носит что-то креативное, значит, живет в одном ритме со временем. Но это тоже не так однозначно, так как все зависит от ситуации и от причин, почему человек выбрал ту или иную обувь.
– Какие тенденции ждут Россию в ближайшем будущем – в производстве (технологии) и в моде?
В Европе сейчас очень распространен один важный тренд, но он скорее относится не к моде, а к стилю жизни, — люди все больше предпочитают комфортную обувь. Поэтому в повседневной обуви все чаще используют легкие гибкие подошвы, как у спортивной обуви. Они изготавливаются из полимерного ЭВА-материала Phylon (очень лёгкий и пружинистый материал, который производится из пенных гранул), который как бы раздувается, и получается легкая подошва, она очень мягкая и комфортная. В Европе очень популярно носить такую обувь, и скоро этот тренд однозначно придет в Россию. Там этот тип материала используется для летней и демисезонной обуви. Но такую обувь носят в Европе и зимой, так как для молодого поколения все равно, тепло или холодно на улице, им важно, что обувь им нравится, и все. И зима там все-таки отличается от российской. Однако для старшего поколения, конечно, важно подобрать обувь, которая подходит именно для зимы. Поэтому компании сейчас работают над тем, чтобы адаптировать данный полимерный материал для использования в зимней обуви.
Выше я говорил именно о стиле жизни, который меняется в последнее время. Если говорить о модных тенденциях, то в России будут оставаться в моде тяжелые, толстые «тракторные» подошвы, также вновь в тренде обувь с вытянутыми носками, причем не только в классическом, но и в спортивном стиле. Будет много молний, используемых в качестве декора, много блестящих материалов, «сияющая» кожа и специальные технические материалы, вроде карбона. Будет модно носить обувь байкерского стиля на мощном протекторе с декором из мягкого пористого материала. При этом в моде останется классическая обувь, для женщин – высокие каблуки. Но они поменяют форму, станут более широкими и устойчивыми. Может быть, дизайнеры слегка снизят высоту. Вообще мода сейчас противоречива. Будет популярен как велюр, так и гладкая кожа, меховая отделка в обуви. В тренде окажется темно-серый цвет, коричневый уйдет на второй план. Полностью коричневые туфли, например, не будут в моде, этот цвет будут использовать в качестве дополнения, яркого акцента в каких-то элементах. Грядущей осенью и зимой принципиальных изменений в моде не ожидается, а вот весной-летом стоит ждать новинок. Цветом весны-лета 2016 года будет желтый.
– Почему решили работать с компанией «Обувь России»?
Чтобы получить новые знания. Раньше я не работал с российскими компаниями. Для меня это интересный и полезный опыт.