Меню

«Впереди — время возвратов и большие долговые ямы для ивент-агентств». Мнение эксперта

Будет и отложенный спрос, и убытки. Произойдет укрупнение. Участник рынка рассказал, как индустрия развлечений переживает кризис, и что ее ждет в будущем.

Президент федеральной event-сети Rublev Family, основатель платформы для online-квестов Станислав Рублев

Отмены и убытки

Из-за угрозы распространения коронавируса власти еще до объявления карантина ввели запрет на массовые мероприятия. Были отменены все ближайшие концерты, крупные спортивные события и фестивали, что уже повлекло за собой убытки всей индустрии на 40 млрд руб. (по нашим оценкам). Это потраченные организаторами на рекламу мероприятий и аренду площадок деньги, которые уже не получится вернуть, плюс —оценочный объем упущенной прибыли. Затем были закрыты торговые и развлекательные центры, запрещены мероприятия с участием более 20 человек, наконец, объявлен режим самоизоляции по всей стране — рынок схлопнулся. Даже выездные аниматоры потеряли возможность работать.  

Самая большая сложность заключалась в том, что не было никаких прогнозов. Не ясно было, когда все восстановится, когда можно будет возвращаться к работе, и нужно ли останавливать маркетинг, отменять мероприятия, проданные на два месяца вперед, и возвращать за них деньги. 

4-6 месяцев вынужденного простоя — это как минимум минус 50% годовой прибыли, учитывая, что потерян май — самый сезонный месяц в индустрии, время выпускных. Выпускные планируются за полгода-год, а значит, к моменту введения самоизоляции уже понесены фактические убытки. На маркетинг обычно тратится 10-15% от общего бюджета мероприятия, еще 10% — на аренду. Соответственно, впереди — время возвратов и большие долговые ямы для ивент-агентств.

Выводы кризиса

Благодаря этому кризису все бизнесы получили полную картину своих слабых мест и понимание моментов, которые нужно усилить. В том числе это касается расходов компаний: многие провели оптимизацию и обнаружили, что большинство урезанных ресурсов не сильно влияли на бизнес. Так произошло у нас, и мы приняли решение, что в дальнейшем будем работать минимальным штатом на максимальный результат.

Благодаря этому компании смогут вложить освободившиеся средства в продукт, сделать бизнес и свои услуги еще качественнее.

Кризис открыл новые возможности

Так как после наступления пандемии ивент-компании закрыты и не проводят мероприятий ни в одной стране, все неожиданно для себя открыли онлайн-формат.

Пока были закрыты все наши филиалы в 9 странах, мы ни на минуту не останавливались, и одной из первых компаний в России перестроились на ведение наших шоу и квестов онлайн. Благодаря этому уже в апреле мы запустили первые коммерческие игры, которые получили очень позитивные отзывы от клиентов. Также мы запустили программу выпускных онлайн и уже провели выпускные для 4-х классов школ. 

Онлайн-формат даст возможность даже при запуске оффлайн-рынка усилиться — онлайн-клиенты, в том числе русскоязычные, могут приходить со всего мира. 

Как будет меняться рынок

В ближайшей перспективе повышение качества и чека

Рынок развлечений и мероприятий все больше будет уходить в качественные услуги и, соответственно, более высокие чеки. Больше нет возможности долго сидеть в зоне комфорта, с чем мы столкнулись в режиме обычного времени. Например, в Rublev Family мы решили видоизменить бизнес с точки зрения подхода к качеству наших продуктов и продаж.

Оттянутый спрос

Есть позитивный момент. Мы видим оттянутый спрос, большую рогатку, которая натягивается все сильнее, и как только пандемия будет официально окончена, эта рогатка выстрелит. Индустрии развлечений уже сейчас стоит серьезно готовиться и ожидать большой спрос заказов на организацию мероприятий.

В перспективе чуть дальше выживут только большие

В этот кризис стало очевидно, что невыгодно быть маленьким. От государства малый и средний бизнес не получил практически никаких жизненно важных ресурсов, хоть наша отрасль и была признана наиболее пострадавшей от коронакризиса.

У малых предприятий меньше ресурсов на повышение качества своих услуг, особенно после кризиса. И этот фактор может стать одним из решающих.

Маленьких компаний после кризиса станет меньше, оставшиеся в живых будут стремиться к слиянию с крупным бизнесом. Здесь есть несколько путей. Во-первых, можно продать свой бизнес кому-то более крупному, а он либо закроет вас, либо сделает своей частью. Во-вторых, можно остаться владельцем собственного предприятия, став партнером крупного бизнеса, если тот развивается по франчайзинговой модели.