За последний месяц город заметно пополнился баннерами с информацией о вакантных площадях. Кто сейчас расшевелит рынок?
Коммерческий директор консалтинговой компании «Деловой Новосибирск» Марина Белых (Лысенко)
Пугающая апрельская пауза в сфере коммерческой недвижимости по причине резкой приостановки всей деловой жизни, к счастью, сменилась ростом активности участников рынка в мае.
Движение на рынке купли-продажи по-прежнему обеспечивают инвесторы, которые вкладываются в недвижимость для последующего ведения арендного бизнеса или перепродажи. Двигателями послужили законопроект о введении налога на доход от вкладов, рост курса доллара и спад на рынке ценных бумаг. Соответственно, это вызвало готовность инвесторов выводить деньги с вкладов, обменивать доллары на рубли на высоком курсе и сокращать портфель акций/облигаций.
Инвестиционные цели обеспечивают спрос на рынке купли-продажи коммерческой недвижимости любого типа. Традиционно среди интересов покупателей в лидерах — торговая недвижимость, далее — складская, наименее востребованной остается офисная.
На рынке аренды потребители площадей распределяются по типам недвижимости. Склады пользуются спросом у следующих арендаторов:
— интернет-магазины;
— логистические компании и дистрибьютеры;
— фармкомпании;
— торговые сети.
Как ранее давал прогноз ведущий специалист нашей компании по складской недвижимости Дмитрий Белых, арендные ставки на склады существенно не падают в связи с ограниченным количеством вакантных площадей качественных складов класса «В», «В+», «А» и ростом e-commerce.
Сейчас самые активные потребители торговых помещений на рынке аренды, согласно нашей статистике — это аптеки; алкогольные магазины; продуктовые магазины; шоу-рум одежды, в особенности российских брендов (в частности, наблюдаем отток арендаторов из торговых центров в streetretail); пункты выдачи/доставки общепитов (заведения общественного питания активно разрабатывают новые форматы с минимальным количеством посадочных мест, с акцентом на удобную локацию, парковку с целью организации самовывоза и доставки).
Что касается пунктов выдачи интернет-заказов, пик их активности пришелся на прошлый год, лидеры этого рынка активно занимали многочисленные универсально-торговые помещения по городу с заделом на будущее, в связи с этим сейчас темпы их развития замедлились.
Несомненно, запрет на ведение некоторых видов деятельности в качестве принятых властью карантинных мер, привел к освобождению значительного количества торговых помещений. Ежедневно мы получаем от владельцев магазинов заявки на услугу по подбору арендаторов.
При этом мы рекомендуем арендодателям взвешено подходить к арендным ставкам на торговые помещения с учетом текущих событий, ростом вакантных площадей, ориентироваться на реальную оценку от профессиональных участников рынка.
За последний месяц город заметно покрылся баннерами с информацией о вакантных площадях. Начали освобождаться помещения даже в самых топовых местах города с огромным пешеходным трафиком — площадь Калинина, Маркса, Ленина, привокзальная площадь напротив гостиницы «Маринс Парк Отель Новосибирск» и т.д.
С одной стороны, на этом пытаются спекулировать арендаторы, максимально снижая аренду, с другой — нужно помнить: пока у одних падают продажи, другие находят в кризисе точки роста и наращивают обороты. Последним открывается сейчас уникальная возможность занять «лакомые» места города по привлекательным ценам.
Для примера — за май мы закрыли 5 сделок по сдаче в аренду торговых помещений — под пункт выдачи интернет-магазина «Lamoda», специализированный алкогольный магазин региональной сети, две аптеки и крупный автосалон подержанных автомобилей.
Общая площадь реализованных на рынке аренды торговых площадей составила 2700 кв. м.
Спрос на офисы, по наблюдениям наших специалистов, обеспечивают:
— IТ-сфера;
— телекоммуникационные компании;
— топливно-энергетическая отрасль.
Стоит отметить, положительный опыт работы некоторых компаний в удаленном режиме приводит к тому, что уже не все возвращаются в офисы, что, конечно, бьет по рынку аренды офисной недвижимости.
Подводя итог, выделим три основных драйвера для роста активности на рынке:
1. Оптимизация расходов — сокращение площади, снижение арендной платы;
2. Бурный рост интернет-торговли, доставки;
3. Изменение внутрикорпоративных отношений и формы взаимодействия с покупателями.