Меню

Прогноз глубины падения: какие бизнесы выживут после пандемии

Китай, Италия, Британия и даже США прошли свои эпидемические пики. Бизнес в этих странах в основном стоит на коленях, но для многих это просто низкий старт в новую жизнь…

Директор по рыночной аналитике podelu.ru Лилия Федулина

Мы собрали сведения о разных отраслях зарубежной экономики, чтобы российские предприниматели видели контекст и могли планировать собственные «реанимационные» мероприятия. 

Почти коснулись дна

Некоторые отрасли, которые связаны с приемом и обслуживанием больших групп людей, одинаково пострадали во всех странах. Чиновники, в том числе российские, уже назвали их максимально уязвимыми и выделили деньги для восстановления этих секторов. Здесь ожидается много банкротств, переструктурирование бизнесов и заметный недобор денег не только для владельцев компаний, но и для государственных бюджетов через несобранные налоги.

Туризм

Туристическая сфера проседает с начала эпидемии в Ухане. Flightradar в феврале зарегистрировал уменьшение числа внутренних и международных рейсов в Китае на 87%, группы любопытных китайских туристов перестали перемещаться по миру, и отрасль начала терять деньги. Всемирная торговая организация ООН сообщала, что в 2018 г. китайские граждане потратили в поездках 277 млрд долларов. Для сравнения, это годовой бюджет Турции в 2019 г. 

Многие страны временно запретили въезд гражданам Китая, а потом и сами закрыли границу для иностранцев. Внутренний туризм в каждой стране тоже «временно мертв». Отменились притягательные туристические и деловые события: спортивные чемпионаты, фестиваль Burning Man, Евровидение-2020 и даже парад в честь Дня Святого Патрика в Ирландии. Закрыты Лувр, Тауэр и обзорная площадка на Эйфелевой башне.

Событийный мировой туризм с середины ХХ века считался очень устойчивой и растущей отраслью мировой экономики. В 2018 г. рынок событийного туризма эксперты оценивали в 1,4 трлн долларов, и это уже годовой бюджет Германии. Организаторы мероприятий и туроператоры ждут спада эпидемии, чтобы восстанавливать отрасль, но многие игроки не смогут подняться или потеряют уровень.

В Италии туризм занимает 13% экономики, и в некоторых областях число отказов от туров и отелей достигло 90%, убытки оценивают в 5-7 млрд евро. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, по данным сети отелей Marriott, заполняемость крайне низкая, в одном из главных игорных центров мира Макао она опускалась до 1%.

Минфин США отчитался: из-за пандемии авиаперевозчики пострадали больше, чем после терактов 11 сентября. Международная ассоциация воздушного транспорта прогнозирует ограничения на дистанцию между пассажирами в самолетах, которые введут после пандемии, и тогда авиабилеты подорожают в полтора раза. Это станет еще одним препятствием для восстановления туристической отрасли.

Индустрия развлечений

Отменились не только чемпионат мира по хоккею и Лондонская книжная ярмарка, но и более скромные события — выставки, концерты музыкальных групп, форумы — тоже переходят в онлайн или переносятся на неопределенный срок. Даже конференцию «Как вести бизнес на фоне коронавируса» в Нью-Йорке пришлось отменить. 

Убытки несут музыканты, артисты, лекторы, ведущие тренингов, клубы, концертные площадки. Работники индустрии развлечений отмечают, что ни один кризис до этого не подавлял их бизнес так сильно, как пандемия коронавируса. Журнал «Rolling Stone» прогнозирует миллиардные убытки в индустрии живой музыки, часть промоутеров и организаторов просто потеряют свой бизнес. К тому же, за время вынужденной паузы зрители переосмыслят творчество многих артистов, и случится «естественный отбор» звезд шоу-бизнеса. 

Огромные потери у Голливуда: пандемия может обойтись ему в 20 млрд долларов. Отменяются или переносятся премьеры, закрываются кинотеатры, которые и так с трудом выдерживали конкуренцию с онлайн-сервисами. Нового «Бонда» не покажут в срок и могут потерять из-за этого 50 млн долларов. В Италии отменили съемки очередной части «Миссия невыполнима», в Новой Зеландии приостановили работу над сериалом по «Властелину колец», заболел коронавирусом Кристофер Хивью, снявшийся в «Игре престолов».

Знаковая история: в Великобритании из-за пандемии разорилась компания John Anderson Hire, официальный поставщик королевского двора. Она предлагала клиентам, не только при дворе, наряды для статусных мероприятий: крупных матчей, гонок, королевских скачек, музыкальных фестивалей — все они отменились из-за карантина. Многие, более скромные компании, связанные с проведением торжеств и культурных событий, тоже подают на банкротство.

Общепит

Коронавирус бьет по предприятиям общепита. Главная причина — закрытие заведений по распоряжению властей, самоизоляция и отсутствие спроса из-за страха граждан перед вирусом. Компании работают навынос, подключают линии доставки и переходят на производство простых блюд, которые пользуются максимальным спросом. Увеличивают расстояние между столиками, дезинфицируют все от ложек до входной двери и считают убытки. 

Франция, Испания, США, Британия закрыли бары, кафе и рестораны еще в середине марта, обороты в ресторанном бизнесе упали от 30 до 90%. В Китае посещение кафе сократилось на 70%. Американские рестораны продают гамбургеры вместо изысканных блюд. Пустые залы, отмена бронирований на праздники и мероприятия, миллионные долги перед персоналом, арендодателями и поставщиками — новые скучные будни общепита. 

Для 200 тысяч итальянских ресторанов (большая часть которых — маленькие семейные траттории) единственное решение — работать в режиме доставки. Службы доставки взвинтили цены на свои услуги в страхе перед инфекцией, но альтернативы нет. Британские пабы предлагают простые традиционные блюда навынос и по-человечески просят клиентов в соцсетях помочь им выжить. Директор лондонской кофейни Drury Tea & Coffee, которая работает с 1936 года, написал, что выручка заведения упала на 80% впервые с «темных дней Второй Мировой войны». Он призвал заказывать доставку блюд, чтобы его семейный бизнес не прервался на нем.

Эксперты говорят, что процент «смертности» среди заведений общепита будет зависеть главным образом от мер государственной поддержки. Скажем, в Германии с ее компенсациями бизнесу в 9-15 тыс. евро и дешевой арендой, которая покрывается 1-3-дневной выручкой, можно надеяться на малые потери. А в России немудрено лишиться половины кафе, ресторанов и баров.

Держат голову над водой

В других отраслях дела идут не так плохо. При быстрой адаптации и адекватной господдержке компании могут пережить кризис или даже получить прибыль.

Розничная торговля

В отличие от общепита или туристического бизнеса, у многих ритейлеров — повышенный спрос, а значит можно заработать в кризис. Торговые сети во всех странах говорят о росте спроса на товары первой необходимости, особенно в первые недели карантина, когда люди в панике делали запасы. Затем спрос снизился, тем более что многие граждане потеряли доход.

Объемы продаж медицинских товаров, продуктов питания и напитков почти не изменились по сравнению с прошлым годом. Покупки одежды, обуви, мебели, товаров для дома и электроники сократились: доходы магазинов упали на 10-60%. Выиграли те, у кого уже была налажена линия доставки, а клиенты приучены к онлайн-заказам.

Сервисы доставки

В сфере доставки идет заметный рост, а курьеры стали настоящими героями улиц. Службы внедряют бесконтактную доставку и постаматы, чтобы снять страх клиентов перед вирусом. Крупный китайский сервис Meituan Dianping в 80% случаев получает заказы на бесконтактную доставку. 

Из-за роста заказов Amazon сперва заявил о задержках, а затем и вовсе временно перестал принимать на склады что-то кроме товаров первой необходимости. Instacart, крупнейший в мире сервис доставки продуктов, увеличил трафик в 10-20 раз в зависимости от территории. Итальянские доставщики увеличили комиссию до 40% за заказ. Владельцы магазинов и ресторанов возмущены, но недовольны и курьеры, которые рискуют здоровьем. 

Популярные службы Prime Now и Amazon Fresh не справляются с потоком заказов и увеличивают сроки их выполнения, не решаясь массово нанимать новых сотрудников. Ведь ситуация может «рассосаться» в ближайшие недели, и компаниям придется снова адаптироваться к падению спроса. Поэтому службы доставки действуют осторожно.

Цифровые технологии и мультимедиа

Когда люди долго сидят дома, они чаще заходят в соцсети, смотрят сериалы и учатся, а работа из дома не обходится без видеоконференций. Операторы связи и медиаресурсы стараются заработать на этом. eMarketer прогнозирует глобальный рост потребления всех цифровых мультимедиа в ближайшем будущем. Vodafone рассказал о росте мобильного интернет-трафика в Европе на 50%. Участились покупки фильмов и интернет-игр на 20%, скачивание сервисов для домашних спортивных тренировок — на 15%, покупка дистанционных уроков — на 12%.

Компании и простые люди публикуют больше контента, сам контент стал более качественным и творческим. Многие фирмы показывают, как работает их бизнес в карантин, общаются с клиентами, выстраивают с ними доверительные отношения, проявляют заботу. Эпидемия радикально переориентировала бизнес, и теперь онлайн-маркетинг нужен всем.

Производство

Во время карантина часть заводов бездействовала. Из-за остановки китайских фабрик собрались очереди в цепочках поставок из Китая, и это больно ударило по крупным и малым производствам. Мировая экономика уже несет многомиллиардные убытки, продавцы ожидают снижения поставок популярных товаров в первом полугодии.

Эксперты считают, что коронавирус может похоронить Китай как глобальный производственный центр. К этому уже были предпосылки, но теперь процесс может ускориться. Например, сегмент casual-одежды уже начал подыскивать альтернативные источники поставок на рынках Южной Азии. Для США и Канады заменой Китаю может выступить Мексика, с которой уже подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере производства и размещены заводы Boeing, KIA, General Electric.

К тому же, к локализации производства логически вело развитие технологий. Например, фабрика в Нью-Йорке, на которой работают роботы, заменяет фабрику в Шанхае, на которой работают люди. Регионализация производства и размещение его ближе к покупателям уменьшает расходы на доставку и вредные выбросы. Малый бизнес тоже охотно переключается на поставщиков в своей стране и регионе: это создает условия для взаимной поддержки бизнесов и большей устойчивости в кризисные периоды.

Если учесть все изменения, которые мы описали, то фразу «Пандемия изменит мир» надо понимать более прямо и смело. Некоторые эксперты говорят даже об отказе от экономической системы, которая основана на свободном рынке. Усиление государственного вмешательства с целью заботы о безопасности, регионализация производства и цифровизация жизни — все это может стать нормой ближайшего будущего. И восстанавливать свои раненые бизнесы придется на заре этого нового мира.