Генеральный директор ГЖА. рф и CMP invest рассказал, как Таиланд настроен на отношения с Россией, и как чувствует себя туристическая отрасль, когда границы уже открылись, а турпоток не растет.
Поскольку из-за пандемии коронавируса границы долго были закрыты, и сейчас идет очень робкое восстановление, туристический сезон в Таиланде начнется скорее всего с осени. Границы уже открыты, но пока нет большого потока туристов. К осени туриндустрия успеет хорошо подготовиться, но первое время, кто будет прилетать, увидит много сложностей с документами. Спокойный отдых, как раньше, отладится, вероятно, ближе к октябрю, если исключить сценарии отката в связи с возможно второй волной коронавируса в России.
Таиланд настроен на отношения с Россией вполне позитивно, как и раньше. Россияне по-прежнему привилегированные клиенты, поскольку у них в Таиланде куплено много недвижимости, и вообще очень много взаимосвязано между сторонами. Россия одна из первых стран, которую ждут в Таиланде.
Что касается поведения рынка недвижимости на фоне коронакризиса, то аренда в Таиланде осталась примерно на прежнем уровне, правда, цены пришлось оперативно немного опустить, когда в связи с карантином в марте застрявшие в стране туристы перебрались из отелей в апартаменты. А в целом рынок не заметил большой просадки, все в рамках сезонных колебаний.
Что касается дистанционных продаж недвижимости, то спрос, наоборот, увеличился, причем как на дешевые продукты — эконом-класс в Паттайе — так и на дорогие объекты в Пхукете. Сейчас пошли запросы за 3-5 млн долларов. Кто-то покупает отели. В ходу и маленькие квартиры-студии за 1,5-2,5 миллиона бат. Поэтому, на мой взгляд, рынок вполне жив и развивается.
Мы заметили также, что увеличились запросы от инвесторов в бизнес, от предпринимателей, которые задумывались, а сейчас уже более предметно обсуждают разные направления по открытию бизнеса. Частые запросы — Бангкок, Пхукет.
Как правило, люди ищут не только офисы под размещение компаний, они интересуются именно нюансами, как открыть бизнес здесь — значит, видят перспективы. И я могу сказать, что действительно перспективными здесь могут быть абсолютно разные бизнесы — рестораны, магазины, спа-центры, СТО, продажа и аренда авто, производства совершенно разных товаров (стройматериалы, газированная и многое другое).
Сейчас, например, мы ищем инвестора на производство воды, это крупный бизнес. Но в основном ориентируемся на малый и средний, здесь он как раз наиболее перспективен.
Правда, для бизнеса и тех, кто хочет жить в Таиланде, к сожалению, нет программ по получению гражданства через инвестиции в недвижимость, как, например, на Кипре. Чтобы получить вид на жительство, недостаточно купить офис и зарегистрировать бизнес, здесь необходимо интегрироваться в общество. Если ты инвестор, это значит, что ты не с обществом. Политика здесь такая, что ты должен стать именно частью общества. Если ты пять лет отработал здесь, значит, по их представлениям, ты интегрировался в общество — говоришь на тайском, знаешь историю, культуру. Вот тогда ты можешь получить вид на жительство.
Тем не менее, в отсутствие таких «удобств», российские инвесторы все равно стремятся открывать здесь бизнес, потому что это выгодно, несмотря на экономические сложности, с которыми сейчас приходится бороться почти всем странам мира. Туристы все равно будут, и будут всегда. В этом году сезон хоть и отложен, но все-таки состоится, и Россию в Таиланде всегда ждут.
Материал подготовлен специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» «Книга топ-листов» от 29.06.2020 г.