Меню

Коронакризисных банкротов увидим только к концу года. Юрист ― о состоянии бизнеса

«Многие индивидуальные предприниматели вынуждены пойти по пути банкротства. Спрос на процедуру вырос вдвое, а к осени мы прогнозируем трехкратный рост интереса к этой услуге».

После «коронавирусной» весны малый бизнес Новосибирска оказался в затруднительном положении, как и многие другие предприниматели по всей стране. Временный простой и заморозка всех бизнес- процессов губительно отразилась на доходах. Руководитель федеральной юридической компании «Стопдолг» Валентина Зебницкая рассказала, как меняется портрет ИП-банкрота, и почему кредитные каникулы и льготы ― не панацея.

― В марте правительство России объявило о том, что поддержит владельцев малого и среднего бизнеса в связи с пандемией. Предпринимателям дали возможность отсрочить оплату кредитов или получить новые на льготных условиях, списать ряд налоговых выплат, получить финансовую поддержку из бюджета в размере 12 130 руб. для погашения долгов перед сотрудниками. Антикризисными мерами смогли воспользоваться только те, чей бизнес отвечает условиям программы поддержки.

Тем не менее, безболезненно выйдут из сложившейся ситуации действительно не все, даже несмотря на господдержку.

Многие индивидуальные предприниматели все же вынуждены пойти по пути банкротства. В численном выражении увидим «коронакризисных» банкротов только к концу года и даже в начале 2021 г. Это объясняется тем, что процедура банкротства длительная.

Однако уже сегодня спрос на процедуру вырос вдвое, а к осени мы прогнозируем трехкратный рост интереса к этой услуге.

Уже сейчас видно, как меняется профиль банкрота-ИП. Ранее в нашей практике значительная часть банкротств приходилась на компании, которые закрыли свой бизнес по разным причинам и задолго до начала процедуры. У них уже почти не было оборудования, товаров, которые можно реализовать. Налоговая и кредитора ― вот перед кем у них были основные долги.

Сейчас ситуация другая. В 2020 году даже успешный до этого небольшой бизнес может оказаться на грани банкротства. Новый тип банкротов-ИП ― это люди, которые не справились с обязательствами именно сейчас, в коронакризис. Из-за резких перемен компаниям придется решать целый комплекс проблем: у них есть нераспроданные товары, оборудование, они задолжали своим сотрудникам зарплату, им придется продавать имущество. Из-за всех этих нюансов и без того длительная процедура еще больше усложняется и растягивается во времени. Это в свою очередь неизбежно приведет к удорожанию банкротства для предпринимателя.

Сейчас у нас в работе случаи с долгами от миллиона рублей и выше. В основном это сфера услуг, розничная торговля, магазины по продаже непродовольственных товаров. ИП уже признаны банкротами, и сейчас мы добиваемся списания долгов.

В Новосибирске в этом году с января по август признали банкротами более 400 человек: сюда входят и физические лица, и индивидуальные предприниматели.  В 2021 г. мы ожидаем 400-500 новых случаев ежемесячно.

Чтобы понять, сможет ли ваш бизнес выйти из кризисной ситуации, необходимо детально оценить финансовое положение. Сначала посчитайте всю затратную часть, ― стоимость аренды, расходы на сотрудников и банковские займы ― а после соотнесите ее с доходной частью, учитывая изменившуюся ситуацию на вашем рынке. Изучите программу государственной поддержки: подходит ли ваш бизнес под ее условия, и на какие льготы вы сможете рассчитывать.

Если вы планируете воспользоваться «кредитными каникулами», оцените имеющиеся средства в перспективе на полгода. «Каникулы» закончатся, а ваши долги никуда не денутся ― их придется выплатить. Оцените, как может измениться ваша ситуация при разных раскладах через полгода. Если после подсчетов вы поняли, что доходы через полгода объективно не позволят оплачивать отсроченный кредит, вы потенциальный банкрот.

В таком случае лучше подготовиться к процедуре заранее уже сейчас и сформировать подушку безопасности в размере от 200 до 400 тыс. руб. Так вы будете уверены, что сможете вовремя снять с себя финансовые обязательства законным способом и не волноваться о последствиях.