«Кризис — это всегда передел рынка, и на профессиональных мероприятиях все смотрят, какие у конкурентов предложения». Сооснователь выставки PIR Expo рассказала, как индустрия выживает в коронакризис.
Из-за пандемии выставочному бизнесу пришлось на время полностью свернуть свою деятельность. Сейчас мало кто понимает, в каком формате будут работать отраслевые выставки. Московская область живет отдельной от Москвы жизнью и подчиняется своим распоряжениям, поэтому выставки там уже начали проводить, а это настоящий старт для индустрии. И хотя сейчас власти в принципе признают, что выставки не массовые мероприятия, но не подают соответствующих сигналов для экспонентов и участников, что отрасль нужно поддержать, что выставки по своей работе мало чем отличаются от торговых центров.
Сооснователь выставки PIR Expo Елена Меркулова
Цифровизация не заменит оффлайн-выставки
— В первую очередь я буду говорить на примере своей выставки PIR Expo, которая объединяет и развивает индустрию гостеприимства. Но это характерно и для других выставок. В онлайн-формате можно проводить небольшие конференции, форумы, но выставки — это нечто большее, чем просто онлайн-коммуникация, это реальное, а не виртуальное место, где демонстрируется оборудование, и не просто выставляется, а обязательно работает, где сравниваются технологии, где заключаются контракты, где делятся знаниями не только рассказывая, но и обязательно практически показывая мастер-классы, где собирается вся индустрия. Кроме того, количество участников —например у нас это порядка 600–700 компаний, более 500 экспертов — как их перевести в онлайн, чтобы это было эффективно?! В онлайне будет просто большой электронный каталог товаров и услуг.
Карантин показал, что для нашей индустрии онлайн-взаимодействия недостаточно. Наша индустрия не виртуальная, не супертехнологичная, нам обязательно надо трогать, пробовать, демонстрировать в живую, только тогда достигается желаемый результат.
Да, диджитализация нужна, но как вспомогательный ресурс. Например, рестораны, у которых уже была настроена доставка и другие технологии, пережили этот переходный период чуть спокойнее, чем те, кто был вынужден все создавать с нуля. Но это все не главное.
В первую очередь гостю нужна атмосфера, живое общение и еда из-под ножа. Любая доставка еды из ресторана по качеству отличается от того, что приносят тебе через пару минут. Пицца из печи или через полчаса курьером совершенно разная по вкусу. И это относится как к ресторанам, так и к выставкам. Да, мы можем провести онлайн-формат для какого-нибудь дальнего региона, но участники хотят общаться, тестировать оборудование, пробовать и т.д.
Выставочная индустрия помогает экономике и бизнесу в новых условиях
— Выставочная индустрия — одна из наиболее важных в экономике страны, так как для организации мероприятия всегда требуется использование ресурсов сразу нескольких отраслей. Это требует большой работы всех участвующих в процессе подготовки и проведения мероприятия компаний. Выставки — это ключ к восстановлению экономики. Они помогают пережить сложности. Кризис — это всегда передел рынка, и на профессиональных мероприятиях все смотрят, какие сейчас у конкурентов предложения, какие новые технологии, какие успешные кейсы.
Выставки — это всегда помощь бизнесу с точки зрения инструментария, кейсов, коммьюнити, которые позволяют быстрее выйти на новой уровень. Здесь напрямую заключаются контракты и делаются специальные предложения, за которые так борются игроки отрасли.
А главное — это живое общение сообщества, когда вся страна, от Владивостока до Калининграда, собирается в одном месте и делится опытом и решением проблем.
Господдержка во время пандемии
— Все, кто попал в перечень пострадавших отраслей по коду ОКВЭД, получили поддержку: отсрочку по налогам, пособия на заработную плату, кредиты. Однако проблема в том, что многие предприниматели жаловались, что выбор этого критерия в качестве основания для господдержки не позволил получить помощь реально пострадавшему бизнесу. Это связано как с несовпадением ОКВЭД с фактическими видами деятельности у конкретных компаний, так и с ограниченным подбором властями кодов для списка. Например, ОКВЭД на конгрессно-выставочную деятельность долгое время не существовало в принципе. Он появился только три года назад, и многие выставочные компании его не меняли, особенно те, кто давно работает в индустрии. Еще одна проблема — это вовлеченность огромного количества технических компаний, обеспечивающих застройку выставки, звук и пр. Очевидно, что у них не было соответствующего ОКВЭД, и они не могли даже рассчитывать на помощь от государства, поэтому им пришлось очень непросто. Это имеет отношение и ко многим другим компаниям, которые занимаются поставкой оборудования и оснащением индустрии гостеприимства.
У индустрии гостеприимства, хотя она также вошла в список наиболее пострадавших, тоже много-много вопросов по получению поддержки.
После пандемии на выставках ожидается активность отечественных предпринимателей и рост производителей и поставщиков
— Каждый год мы наблюдаем рост количества не только производителей продуктов, но и оборудования, it-технологий из регионов. Также местные органы власти выделяют дополнительные субсидии на участие в выставках федерального масштаба. А в связи с текущей эпидемиологической ситуацией, можно начинать готовиться к еще большей активности российских производителей и поставщиков. Государство это будет только поддерживать, так как мы должны быть в состоянии находиться на самообеспечении, когда закрыты границы. На выставке ПИР Экспо мы наблюдали такую динамику по количеству участников отечественных производителей и поставщиков от общего числа экспонентов: 2018г. — 15%; 2019г. — 17%; 2020г. — 10% (по текущему году данные промежуточные, продажи еще идут).
Из-за COVID-19 ситуация в сфере HoReCa остается довольно сложной. Это отражается на профессиональных выставках, они помогают гостиничной и ресторанной отрасли справиться с новыми вызовами.
— Судя по обратной связи, которую мы сейчас получаем, и по состоянию рынка в целом, представителей ресторанного сообщества сейчас интересуют несколько основных вопросов: как правильно оптимизировать работу, как сделать качественную доставку, как диверсифицировать бизнес и как не потерять гостя. В деловой программе акцент будет поставлен на это. Помимо ресторанов, у нас будет важное событие для отельеров — инвестиционный форум HoReCa Investment Day, где внутреннему туризму будет уделяться особое внимание. Карантин показал, что если бизнес не имеет собственного профессионального комьюнити, то некому отстаивать его интересы. Один ресторатор, отельер или выставочник не может пойти и решить все вопросы отрасли. Такие проблемы решаются именно общественными объединениями. У нас их достаточно много: Федерация Рестораторов и Отельеров, Ассоциация кейтеринговых и банкетных служб, Ассоциация загородных отелей, Ассоциация глейпинга, Ассоциация франчайзинга и другие. У каждой своя аудитория и свои задачи.