Меню

Молодые архитекторы придумали проекты для улучшения городской среды Новосибирска

Это выпускники образовательной программы «АРХИТЕКТОРЫ.РФ»* Евгения Леонтьева и Роман Зимин. Они рассказали, какие проекты хотели бы реализовать в Новосибирске.

Работая над индивидуальным проектом в ходе программы, Роман Зимин разработал концепцию благоустройства улиц в Новосибирске.

Задача, касающаяся формирования будущего образа всего города, остается актуальной и требует особого внимания при намечающихся масштабных преобразованиях. В период, когда мир меняется столь стремительно и экономическая ситуация не оставляет права на ошибку, необходимо определить вектор развития уже сегодня. Сейчас, например, идет подготовка к молодежному чемпионату мира по хоккею с шайбой. К этому событию какие-то улицы обязательно будут меняться. В планах у города и области уже стоит разработка проекта благоустройства улицы Карла Маркса и создание новых ключевых общественных пространств, которые обязательно станут частью нового образа обновленного города, — рассказал он.

Роман Зимин мечтает увидеть более современные общественные пространства, отвечающие актуальным требованиям с эстетической и технической точек зрения. Для этого во многих странах мира уже приняты и реализовываются концепции и видения в развитии городов, которые обеспечивают поэтапное формирование комфортных условий для многих социальных групп среди горожан с разными возможностями, отметил он.

Города, устроенные для комфортной жизни, людей привлекательны в качестве выбора при переезде, уверен молодой архитектор:

Я рассчитываю на то, что Новосибирск также станет наиболее конкурентоспособным городом в борьбе за человеческий капитал, ведь именно этот фактор сегодня во многом определяет благополучие крупных городов. От этого зависит и инвестиционная привлекательность проектов, связанных с городской средой.

Евгения Леонтьева выбрала разработку объектов культуры в Новосибирске. Первым шагом стал Дом детского творчества имени Аркадия Гайдара в микрорайоне Юбилейный. Такие места, по ее мнению, вполне могут стать центром притяжения для горожан, ведь сейчас и молодежь, и взрослых, более привлекает центр, а это создает дополнительные транспортные проблемы. Она решила поставить эксперимент, который мог бы быть перенесен на другие площадки.

Дворец детского творчества был построен в 1980-е годы, и представляет собой очень интересный архитектурный объект с выступающей частью, чем-то похожей на борт корабля. Конкретных решений пока нет, потому что я считаю, что это надо делать в большой слаженной команде. Вместе с жителями, профессионалами, которым это интересно. Есть, например, среди единомышленников один человек, который баллотировался в депутаты от микрорайона. И одним из наказов, которые ему дали, — создание локации для скейтеров. И, возможно, это будет один из вариантов наполнения, преобразования площади перед Домом детского творчества, которая потом смогла бы запустить процесс трансформации внутри. А устройство пространства для скейтеров могло бы запустить коммуникацию между разными возрастными группами и самим домом. У проекта есть плюсы и минусы: вокруг ДДТ нет развитой инфраструктуры, лавочек, освещения. Зато есть очень хорошие зоны для газонов. Их надо только привести в порядок и высадить неприхотливые полевые растения. Хорошо бы создать и некое пространство, способное трансформироваться в некую сцену для проведения праздников. А еще на фасаде Дома можно сделать, столь популярную сейчас неоновую вывеску. Это может быть отсылкой как к новому, так и старому, — рассказала архитектор.

Большой проблемой, по ее мнению, можно считать и парковку: совсем выносить ее нельзя, но надо сделать более безопасной для окружающих. Один из последних трендов урбанистики — разделение парковочных мест кустами или небольшими деревьями. Визуально это создаст зеленую атмосферу, комфортную для всех, считает Евгения Леонтьева.

Она отмечает, что самые очевидные проблемы всех городов-миллионников — транспорт и коммуникации:

Новосибирск регулярно стоит в огромных пробках. Не хватает системного подхода. Несколько лет назад было создано несколько участков выделенных полос для общественного транспорта, но они не могут показать эффективность из-за фрагментарности и постоянно выезжающих на них автомобилей.

По мнению архитектора, необходимо пересматривать маршрутную сеть в комплексе, подумать о снижении скоростного режима. При этом надо разработать гибкий тариф оплаты, чтобы пассажиры легче могли совершать пересадки, а также уделять внимание развитию вело- и пешеходной инфраструктуры для более комфортного передвижения на небольшие расстояния.

Тут надо находить оптимальные решения для всех, а вместо этого автомобилисты хотят расширить дорожное полотно и убрать нерегулируемые переходы. Пешеходы жалуются на велосипедистов на тротуаре и так далее. Но мало кто из горожан задумывается о том, что в течение дня он бывает и автомобилистом, и пешеходом, и пользователем общественного транспорта. Одним из неоднозначных событий этой осени стала установка светофора с кнопкой на ул. Ленина, которую мэрия планировала сделать пешеходной. Противоречие слов и дел привело к очень спорным решениям, — отметила Евгения Леонтьева.

Кроме того, в Новосибирске, по мнению Леонтьевой, нет выстроенной коммуникации между городскими субъектами. Сервис «Мой Новосибирск», который, по идее, должен помогать горожанам общаться с муниципалитетом, со своей задачей не совсем справляется.

На сервисе можно оставлять заявки о различных проблемах, будь то поваленное дерево, мусор или яма на дороге. Однако интерфейс сложный, непонятный. Даже если получится зарегистрироваться и оставить заявку в нужном разделе, то дальше скорее всего из-за технических или бюрократических несостыковок ничего не произойдет. Так и нарастает недоверие и социальная неудовлетворенность, — заявила архитектор.

При этом не стоит забывать, что новосибирцы — инициативные и энергичные люди. В городе создается много бизнесов, возникают интересные социальные проекты. И, по мнению Евгении Леонтьевойй, грех не воспользоваться этим потенциалом, чтобы изменить город и сформировать его идентичность:

Есть примеры, когда удалось выстроить взаимодействие между неформальным сообществом, мэрией, бизнесом. Граффитисты, например, расписывают трамваи и остановки, велосипедисты проводят парады, жители обживают пляжи, парки и заброшенные скверы. Центрами притяжения становятся и молодежные центры.

Евгения Леонтьева в 2012 г. окончила магистратуру по архитектуре Новосибирской архитектурно-художественной академии (сейчас НГУАДИ). Архитектор-урбанист мастерской Uproject (волонтерский проект), соавтор проектов «Конструктор городских пространств», «Школьный проект» (велоинфраструктура для школы №1), образовательных урбанистических программ Новосибирске.

В 2017-2018 гг. работала в агентстве методического обеспечения учреждений культуры, спорта и молодежной политики над воркшопами программы «Комфортная городская среда» в Новосибирске.

В 2018-2019 гг. преподавала авторский курс урбанистики для девятиклассников в научно-образовательным центре при НГУАДИ. Выпускница второго потока программы «АРХИТЕКТОРЫ.РФ»

Роман Зимин родился в Экибастузе Павлодарской области в 1993 г. Окончил Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. Бакалавриат (дизайн архитектурной среды) 2012-2017 гг., магистратура (архитектура) — 2017-2019 гг.

Работал в бюро Landmark architects 2016-2019 гг. Актуальное место работы: ООО «Брусника», отдел ландшафта, проектирование благоустройства придомовых территорий и общественных пространств.

*Образовательная офлайн-программа АРХИТЕКТОРЫ.РФ — бесплатная лидерская программа профессионального развития для специалистов в области архитектуры и градостроительства. Реализуется ДОМ.РФ в стратегическом партнерстве с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» при поддержке правительства Российской Федерации и министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.