Меню

Людмила Михайловская: «У нашего бизнеса нет потолка саморазвития!»

Иллюстрация: Людмила Михайловская

Директор компании «Бизнес Альянс» о нюансах бухгалтерского консалтинга и covid-факторе в налоговом деле.

Людмила, роль компании «Бизнес Альянс» сейчас шире, чем просто бухгалтерский аутсорсинг. Это фактически комплексный консалтинг — сопровождение компании, начиная со стартапа. Какие аспекты значимы для каждой «возрастной группы» бизнес-сообщества?

— Да, у нас есть консалтинговые пакеты для различных сфер бизнеса, разных «возрастных групп» — для стартапов, малых компаний, переходящих с местного уровня на уровень межрегиональный или федеральный, для тех, кто выходит на международный рынок. В обобщенном смысле потребности едины у всех — наилучшая управляемость, неизнурительные налоги. Но приоритеты на каждом уровне индивидуальны. Например, для бизнес-дебютов у нас вводный курс. Начиная с регистрации ИП, консультации по построению управленческих схем, бухгалтерское обслуживание (как комплексное, так и оперативно-разовое — под любой бюджет и масштаб бизнеса), сопровождение налоговых проверок, юридическая поддержка, помощь по эффективному инвестированию дохода в недвижимость.

То есть полная универсальность?

— Фактически так. Для любого бизнесмена-дебютанта подбираем именно ту форму налогообложения, которая оптимально подходит его профилю и масштабу. Помогаем составить бизнес-план на перспективу развития компании, «подсвечиваем» потенциально сильные аспекты в стратегии и тактике развития, указываем на точки риска. Ведь очень часто проблемы развития компаний на срединных этапах кроются в аспектах, которые не были продуманы в дни запуска бизнеса. Их на фазе стартапа не увидели (точнее, просто не знали в силу естественной юниорской неопытности), потом эти «детские болезни» дали о себе знать и стали системным дефектом, таким «битым файлом». Консалтинг как раз такой ход событий и предотвращает. Такой наживной, накопительный бизнес, где каждый новый клиент, каждый сервисный кейс — пополнение фонда эффективных решений, которые идут в «багаж опыта». И я не побоюсь сказать, что сейчас у нас накоплены модели эффективных решений для любого бизнес-типажа, а сама коллекция продолжает пополняться.

«Хочешь сделать хорошо — найди, кому это поручить». Мы этот навык делегирования помогаем развить и отточить

Что принципиально значимо на старте бизнеса?

— Бухучет. К постановке этой темы многие стартаперы подходят по принципу: «Возьму подругу моей сестры. У нее, кажется, пятерка по математике была в шестом классе». Между тем эффективный бухучет к школьным пятеркам по математике не сводится. «Одноклассница-отличница» — некие петли в налоговой схеме, за которые умело цепляются налоговики. Способности к быстрому арифметическому счету и талант бухгалтера — это несколько разные типы дарований. Нередко при бесспорном математическом таланте человек может обладать сугубо линейным, плоскостным мышлением. Все люди разные, когнитивные темпераменты у них тоже различаются. И не каждый, умеющий бойко извлекать в уме квадратный корень, потенциальный супербухгалтер. Бухглатерский навык — это еще и стереоскопическое восприятие, сочетание математического мышления и сюжетно-образного, прогностического, умение мыслить и панорамно, и компонентно. В рамках локальной, скорострельной задачи и долгосрочных контекстах.

Налоги, налоговая составляющая бизнеса — тема нервирующая для дебютантов, многих она сразу провоцирует на подход «это так страшно, что я подумаю об этом потом». Что тут важно, как вылечить налоговую фобию?

— Налоги — это хлопотно, но не страшно. Главное в этом деле — навык диалога с фискальными органами и кропотливое внимание к контекстам. Такой диалог — наша «фишка». На любые требования налоговой службы мы пишем очень исчерпывающий ответ-заключение. У нас есть специалист, превосходно разбирающийся в этой сфере, отлично знающий налоговое законодательство и гражданский кодекс, во всех тонкостях, можно сказать на молекулярном уровне. И его участие в проработке таких заключений фактически «закрывает тему» — все последующие вопросы от налоговиков уже получили упреждающие ответы.

Почему действия налоговых инспекций направлены на «закошмаривание» бизнеса?

— У них очень самобытное видение своей миссии. Немного перекошенное, я бы сказала. Налоговики очень любят своеобразный режим наблюдения. По принципу «глядим на каждого налогоплательщика сквозь презумпцию его заведомой виновности и изнуряем руководство компаний допросами, пока сей бизнес вообще жив». Да, звучит диковато, даже инфернально как-то. Но в 2020-м такая манера взаимодействия стала, увы, массовой. Фискальные органы сейчас стали очень механистично понимать свою задачу: выбить как можно больше налоговых сборов, даже если это опрокинет бизнес-субъект за грань выживания. Такие обострения и раньше порой случались ближе к концу года — система премирования была абсурдно привязана к еще советской идее перевыполнения плана. Кризис, вызванный пандемией, вызвал у налоговой службы такую профессиональную деформацию — вплоть до сходства с коллекторскими агентствами. Сейчас функциональный горизонт налоговиков сузился до формулы «давление ради давления». И потому мотивация доначисления налогов порой бывает просто коварной, абсурдной — выстроенной на пустом месте. Даже крупным фирмам отразить такую атаку бывает нелегко, а для малого и среднего бизнеса она вообще убийственна. Ибо для противодействия нужен не просто обычный бухгалтер, а именно специалист с панорамным взглядом на задачу. У нас такой человек-сокровище есть. И его миссия — помогать бизнес-субъектам, строить безупречно корректные диалоги с налоговиками. И, так сказать, возвращать их в сознание — от хищно-охотничьего азарта к нормальной государственной задаче.

С кем интереснее работать — с юниорами на стартапе или с проектами постарше?

— Все интересны и достойны внимания. Зрелым бизнес-проектам помощь тоже бывает нужна. Есть такой красивый этап бизнес-биографий — я его условно называю «возраст представительства в столице», или возраст федерального брендирования. Он — свидетельство успеха и верного развития, но именно в этот период владельцы бизнесов спотыкаются о свои давние, старта­перские привычки. Например, о проблему делегирования полномочий. Тогда мы садимся вместе с капитаном бизнеса порассуждать над панорамой проекта. Мол, слабые места здесь и вот там. Для их коррекции нужен помощник, определенного функционального типа. Найти его можно по вот такой поисковой парадигме. Когда руководитель погружен в дело, он зачастую отлично видит в дробной конкретике, но не успевает увидеть сверху и целиком. Мы помогаем именно взглянуть панорамным видом и увидеть все нюансы. Многие любят присказку «Хочешь сделать хорошо — сделай сам». На обиходно-бытовом уровне она вполне мудра, но к бизнесу в фазе роста неприменима в принципе. Там другая мудрость: «Хочешь сделать хорошо — найди, кому это поручить». Мы этот навык делегирования помогаем развить и отточить.

Часто встречается реплика в стиле «Мой бизнес и бренд теперь зрел и крут, мне консалтинг уже не нужен, я все сам умею». Есть что возразить на это?

— Такая логика понятна, но она сугубо бытовая, житейская. Бизнес — несколько иная среда, более насыщенная факторами, чем быт. Консалтинг, будь он финансовый, управленческий или производственный — это отнюдь не «возрастная» потребность. Для юниоров бизнеса это не роскошь, а для гигантов — не издержка детства. Консалтинг нужен всегда, на всех этапах бизнес-биографии, и чем надежнее куратор, больше универсальность его компетенций, тем бизнес-биография дольше и счастливее.

Налоги — это хлопотно, но не страшно. Главное в этом деле — навык диалога с фискальными органами и кропотливое внимание к контекстам

В общем, клиентское сообщество «Бизнес Альянса» открыто для бизнесменов всех уровней?

— Да, абсолютно. Эффективную систему поддержки мы строим для каждого — с  учетом всех нюансов конкретного бизнеса, бренда и кадрового состава. Причем это не просто клиентский клуб, а лидерский клуб. Мы умеем приводить к успеху. В этом году мы зарегистрировали объект интеллектуальной собственности — товарный знак, который является серьезным деловым активом для большинства компаний.

Что дает товарный знак в наше время?

— Во-первых, безопасность, что конкуренты не смогут воспользоваться нашим брендом безнаказанно. Во-вторых, престиж — доверие к компании с зарегистрированным товарным знаком гораздо выше. Наши клиенты и партнеры доверяют нам, уверены в нашей компетенции, эффективных методах решений любых трудностей. Мы приглашаем к сотрудничеству разные «возрастные группы», стартаперов, малый и средний бизнес, которым мы можем оказать профессиональную консультацию в решении налоговых споров. Для бизнес-дебютантов у нас есть cвой вводный курс. Работаем всегда на качество и результат, с индивидуальным подходом для каждого клиента.

Новосибирск ​Романова, 28​ 311 офис; 3 этаж