«Онлайн-обучение сильно сказалось на динамике группы. Если провести день тренинга офлайн не составляет труда даже для начинающего тренера, то онлайн это практически невозможно». Мнение бизнес-тренера.
Директор ГК «Лиртана» Андрей Федюкин
Опираясь на собственные наблюдения и общение с коллегами, я понял, что пандемия коронавируса сказалась на скорости перехода рынка обучения в онлайн. Но всегда есть нюансы, которые не заметны сразу. Во-первых, далеко не все игроки рынка ушли в онлайн — некоторые просто не захотели. Во-вторых, далеко не у всех формат онлайн остался на том же уровне результативности, что и офлайн. В-третьих, далеко не все темы обучения можно качественно отработать онлайн.
Количество инструментов, которые нужно освоить клиенту для эффективной работы в онлайн, увеличилось. А вот желание их осваивать появляется не всегда. Я столкнулся с тем, что для эффективного проведения тренинга онлайн мне нужно минимум четыре инструмента. Но для того, чтобы обучить участников пользованию этими инструментами, необходимо подготовить и провести дополнительный тренинг, а это — увеличение времени (на которое не всегда готов заказчик), усложнение обучения для участников (что требует дополнительной работы и со стороны заказчика, и со стороны исполнителя) и т.д. Например, на обучение базовым функциям работы в Zoom (без которых его использование невозможно даже номинально) у меня ушло больше 15 минут.
Онлайн-обучение сильно сказалось на динамике группы. Если провести день тренинга офлайн не составляет проблем даже для начинающего тренера, то онлайн это практически невозможно. В одном из обсуждений с коллегами пришли к выводу, что максимальное время, в течение которого можно нормально держать группу онлайн — 4 часа. И это при условии дополнительных «танцев с бубнами».
Если технически это а-ля Zoom (когда каждый человек подключается самостоятельно), то очень сложно контролировать поведение людей, так как в камеру видно ограниченное поле, за пределы которого участнику выйти очень легко. А жесткость условий (обязательное включение камеры, запрет выхода из кадра и т.п.) влияет на мотивацию участников, что тоже усложняет работу.
Если говорить про рыночную составляющую онлайн-обучения, то я бы выделил два момента. 1) Появилась возможность увеличить охват. И это вроде бы плюс. Но, учитывая некоторые нюансы, описанные выше, с учетом принципов групповой динамики, без снижения качества обучения группу увеличивать невозможно. Вроде бы можно решить проблему набором нескольких групп, поскольку снялось территориальное ограничение, но я не знаю тренеров, у которых бы это случилось (так как трудозатраты не уменьшились, а даже и подросли). 2) Желание охватить как можно больше людей превратило тренинги в семинары, а это уже другой формат и другие результаты.
Если говорить про реакцию обучающихся, то их две. У тех, кто ни разу не пробовал офлайн, реакция обычная, так как им не с чем сравнивать. А у тех, кто знаком с онлайн-обучением и дистанционной работой, чаще говорят, что им не хватает «чувства локтя», причем не только с коллегами, но и с тренером.
Кто бы что ни говорил о продвинутых средствах и возможностях онлайн-обучения, я могу с уверенностью сказать, что при прочих равных оно уступает в результативности офлайну. Но я не буду отрицать, что использование новых инструментов, подходов и методов может дать неплохой результат.
Я не ретроград и отрицать то, что онлайн пришел в нашу жизнь окончательно и бесповоротно, не стану. Но если мы говорим о формате группового тренинга, то здесь онлайну еще далеко до старого доброго обучения лицом к лицу. Если смотреть на тенденцию, то рынок онлайн-обучения будет расти, причем быстро. Но для того, чтобы именно формат тренингов ушел в онлайн, требуется большая работа и по развитию самих тренеров, и по обучению будущих участников пользованию инструментами онлайн-обучения.
Мнение подготовлено специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» к премии «Человек года» от 23.11.2020 г.