В год пандемии потребительская активность жителей Новосибирской области снизилась на 3% по сравнению с 2019 г., заявили аналитики проекта Tinkoff CoronaIndex.
По их данным, предновогодние расходы уже уступают прошлогодним на 4% и едва ли достигнут традиционного для декабря пика потребления.
Среднее значение индекса Tinkoff CoronaIndex, который учитывает потребительскую и деловую активность россиян и разнообразие их покупок, в Новосибирской области в первой половине декабря составило 6,6 балла по сравнению с 6,9 годом ранее. Этот показатель находится в пределах нормы и не настолько критичен, как в период весенней самоизоляции, отметили аналитики. В апреле 2020 г. средний индекс, по их подсчетам, составлял 4,8 (годом ранее — 6,7), а 5 апреля было зафиксировано его самое низкое значение за год — 3,8 (в прошлом году он не опускался ниже 5,9). По России в целом показатель 5 апреля составлял 3,4.
В 2019 г. декабрьский индекс потребительской активности достигал пикового значения — 10 баллов. Сейчас в Новосибирской области продолжают действовать некоторые ограничительные меры, связанные с распространением коронавируса. В сочетании с данными Tinkoff CoronaIndex это позволяет прогнозировать, что ситуация до конца года вряд ли изменится — даже в последнюю неделю декабря, традиционно посвященную предпраздничному шоппингу, потребительская активность новосибирцев будет ниже, чем год назад, считают эксперты проекта.
С учетом неординарного влияния пандемии на нашу экономику, к концу года можно выделить ряд феноменов. Так, при падении доходов населения статистика не отмечает снижение уровня зарплат. Возможно, потому что кризис ударил в первую очередь по теневому сектору, доходы конкретных домохозяйств снизились, и потребление стало более сжатым, но статистика не выявляет причин сжимания. Из привычной структуры расходов исчезли заграничные поездки и культурный отдых, а при покупке товаров люди стали более осмотрительными и рациональными. Потребительское поведение сильно изменилось как в силу вынужденных причин, так и в силу опасений, которые есть у населения: вторая волна пандемии вернула в потребительские настроения толику пессимизма. К прежнему образу жизни мы не вернемся. После мирового кризиса 2008 года в экономической литературе появился термин new normal, указывающий на то, что традиционная сменяемость кризисов и периодов экономического подъема больше не работает. Окончательно эта «новая нормальность» пришла к нам в 2020 году. Мы вряд ли сможем жить по прежним правилам, потому что экономические отношения на всех уровнях и траектории дальнейшего развития будут уже иными, — отметил доктор экономических наук, руководитель Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Климанов.
Несмотря на снижение активности в целом, аналитики заметили рост расходов на авиабилеты (+40% за неделю с 9-15 декабря в сравнении с первой неделей месяца), железнодорожные билеты (+17%) и бронирование номеров в гостиницах (+10%). В агентства при этом новосибирцы не обращаются: траты на туроператоров сократились на 21%, отметили специалисты. Также, по их информации, на неделе с 9 по 15 декабря в Новосибирской области вырос спрос на аренду авто (+26%), развлечения (+24%), товары для животных (+20%) и услуги салонов красоты (+18%).
По данным Tinkoff CoronaIndex на 21 декабря 2020 г., Новосибирская область занимает 60 место в рейтинге потребительской активности. На первом — Республика Тыва с показателем 10. Хуже всего среди регионов чувствует себя Чукотский АО, где индекс составляет 4,5. Москва занимает в рейтинге второе место с конца (4,8).
Полный график индекса потребительской активности по регионам, динамику затрат россиян по более чем 40 категориям товаров, прирост трат в каждом регионе и другие данные можно посмотреть на сайте Tinkoff CoronaIndex. Индекс учитывает информацию о финансовых операциях в онлайне и офлайне более 11 млн клиентов экосистемы Тинькофф во всех регионах России (физические лица-клиенты розничного банкинга и более 600 000 компаний — клиентов Тинькофф Бизнеса и эквайринга Тинькофф).
Индекс измеряется по шкале от 0 до 10 баллов, где ноль означает отсутствие расходов россиян и движений по счетам бизнеса, а за отметку 10 взят пик потребительской активности, зарегистрированный в декабре 2019 г.
Изменения потребительских трат по категориям рассчитаны как разница расходов 9-15 декабря по сравнению с предыдущей неделей 2020 г.