Директор Сибирско-Уральского макрорегиона Райффайзенбанка, финансовый эксперт Эльвира Емец рассказала о безопасности в сети, личном опыте и правилах интернет-покупок.
Вслед за всплеском популярности онлайн-шоппинга в 2020 г. вырос и уровень интернет-мошенничества. Эти данные обнародовал Центральный банк в своем отчете за третий квартал 2020 г. Их подтверждает и исследование «Лабораторий Касперского», которое проводилось летом.
— Я уже много лет являюсь приверженцем онлайн-шоппинга, но пандемия изменила мои привычки в этой сфере. Анализируя свои расходы, я вижу, что трансформировалась сама структура трат. К таким частым покупкам в интернет-магазинах, как предметы гардероба, добавилось много мелких бытовых вещей, товаров для дома, продуктов. Похожие тренды мы видим и при анализе транзакций клиентов. Те, кто не делал покупки онлайн до карантина, попробовали это впервые и хотят пользоваться дистанционными сервисами и в дальнейшем. А те, кто, как и я, был активным пользователям онлайн-версий магазинов, теперь ищет с помощью смартфона те товары, за которыми раньше отправлялся в торговый центр.
По данным аналитического агентства Data Insight, за период карантина в e-commerce в России появилось не менее 10 миллионов новых покупателей. Помимо того, что в сети становится все больше активных пользователей, появляются и новые торговые площадки. Сегодня онлайн-магазином пекарни уже никого не удивишь. Многие представители малого бизнеса активно начали развивать онлайн-торговлю именно в локдаун. И это, безусловно, правильный шаг, который многим помог удержаться на плаву в тот непростой период. Уверена, этот тренд будет развиваться и дальше.
За период ограничений я также открыла для себя новые возможности онлайн-шоппинга. Например, начала покупать аудио и электронные книги на Amazon. Обычно сложности с использованием этой крупнейшей платформы в России связаны с высокой стоимостью доставки и необходимостью уплаты таможенных пошлин, но для покупки именно электронных книг ресурс оказался очень удобным.
Все эти новые тренды и открытия вызывают только позитивные эмоции. Удобство и легкость использования онлайн-площадок покоряет. У нас появляется выбор — пойти в привычный магазин или сэкономить время и сделать заказ онлайн; появляется возможность сравнить стоимость и купить товар по оптимальной цене, плюс — продавцы часто стимулируют покупателей на онлайн-покупки, предлагая скидки, акции и прочие приятные бонусы.
Но у этого ощущения простоты, удобства и выгоды как будто есть и обратная сторона. Мы расслабляемся и не замечаем подмены сайта, соглашаемся сохранить данные карты или переходим по ссылкам, которые отправляет только что возникший инстаграм-магазин. К тому же, тот факт, что в сети появились сотни новых площадок и новых покупателей, замечают не только эксперты, но и киберпреступники. Это новое огромное поле действий для мошенников.
Как проходит покупка в интернете? Заходим на уже известную онлайн-площадку, естественно, автоматически, ведь логин сохранен, здесь уже подобраны товары под личные запросы, и даже оплату можно провести буквально одним кликом, ведь все данные карты сохранились с прошлой покупки. Но в этой классической, удобной и простой схеме действий есть уже две ошибки и две лазейки для мошенничества. Наш собственный опрос, посвященный привычкам людей в отношении безопасности финансовой информации, показал, что 28% респондентов хранят данные карт на сайтах, где часто совершают покупки. Каждый пятый респондент сообщил, что уже сталкивался со взломом личного кабинета на сайтах интернет-сервисов и магазинов.
Поэтому в период формирования новых покупательских привычек важно вспомнить уже известные правила безопасности и знать о новых способах защиты.
1. Внимательно проверяйте название ресурса, где собираетесь проводить оплату. Важно, чтобы сайт использовал безопасный протокол http.
2. Избегайте сомнительных площадок с минимальными ценами. Если товар стоит в разы дешевле, чем в конкурирующих магазинах, это должно вызвать подозрение.
3. Не сохраняйте данные своих карт ни в каком магазине.
4. Заведите отдельную виртуальную карту для онлайн-покупок. Переводите на нее ровно ту сумму, что собираетесь потратить, непосредственно перед оплатой. Такую карту легко выпустить прямо в мобильном приложении банка.
5. Оформите страховку для всех карт и счетов. Это стоит небольших денег и защитит все средства от действий мошенников. Я профессиональный банкир и опытный пользователь дистанционных сервисов, но считаю этот способ лучшим вариантом закрытия рисков. Не часто, но все-таки случаются реальные истории, когда даже финансово грамотные люди попадаются в искусные сети киберпреступников. Еще в 2019 г. ЦБ назвал одним из пяти основных типов жертв финансовых мошенничеств «индивидуалистов» благополучных в финансовом плане людей, которые легко тратят деньги на себя и излишне доверяют новым технологиям.
6. Используйте оплату через Систему быстрых платежей (СБП) там, где это возможно. Все чаще можно видеть QR-коды на сайтах различных компаний. Этот вид платежей с использованием СБП быстро входит в нашу жизнь, становясь альтернативой интернет-эквайрингу. Все операции, совершаемые через систему, защищены в соответствии с высокими стандартами информационной безопасности на уровне ЦБ, НСПК и банков-участников. К тому же, при оплате через СБП, не надо вводить данные своей карты на сайте или в мобильном приложении, а нужно просто считать QR-код или перейти по ссылке, что всегда быстрее и безопаснее.
Казалось бы, это простые и всем известные правила, но за прошлый год в России зафиксировано 363 тыс. киберпреступлений — это на 77% больше, чем за аналогичный период 2019 г. Наибольший прирост мошенничества случился в сегменте оплаты товаров и услуг через интернет.
С дальнейшим развитием технологий и сервисов в ритейле будет нарастать и тренд на все больший переток клиентов в интернет-магазины. И тем важнее всем нам помнить о правилах цифровой безопасности. Несколько простых привычек в этой сфере позволят получать только радость от удобных и легких покупок онлайн.