Изменились ли потребности малого бизнеса в кредитовании, какие еще сервисы становятся востребованными в новой реальности и как будут развиваться финансовые услуги для предпринимателей.
Рассказывает эксперт — Мария Горенко, руководитель управления по работе с малым бизнесом Сибирско-Уральского макрорегиона Райффайзенбанка.
- Мария, вернулось ли кредитование малого бизнеса к докарантинным показателям?
- Сегодня спрос на банковские кредиты со стороны новосибирских предпринимателей полностью восстановился, и достиг уровня начала 2020 года. Однако и в периоды прошлогодних жестких ограничений потребность в кредитовании у бизнеса не исчезала. Конечно, в ситуации локдауна, она не всегда могла быть реализована. Но уже летом 2020 года, после некоторого ослабления карантинных мер, проявился отложенный спрос на финансовые ресурсы. К концу года спрос на кредиты вновь вырос, но эта тенденция уже соответствовала известным многолетним трендам.
Отдельные отрасли, которые пострадали от пандемии больше всего, пока не вышли на свои привычные показатели, но и здесь уже чувствуется положительная динамика восстановления.
- Как сегодня выглядит клиент, который имеет максимальные шансы на получение кредита?
- В сегменте малого бизнеса для Райффайзенбанка, в первую очередь — это клиент с растущей динамикой оборотов и прибыли. Но мы понимаем, что прошлый год был очень сложным для бизнеса, и учитываем это в анализе. Наши специалисты внимательно изучают как саму компанию, так и специфику отрасли, в которой она работает. И если потребительский спрос на товары или услуги компании существует — то бизнес может рассчитывать на поддержку банка.
Кроме того, претендент на заёмные ресурсы не должен иметь отрицательную кредитную историю. Для нас важна способность компании аккуратно и ответственно обслуживать свои долговые обязательства. Большое значение имеет грамотное и непротиворечивое ведение бухгалтерской отчётности.
Если клиент удовлетворяет этим простым требованиям — рассмотрение заявки на кредит и вынесение решения проходит быстро. Те наши заёмщики, которые имеют опыт работы с другими кредитными учреждениями, всегда отмечают высокую скорость Райффайзенбанка при работе с кредитными заявками, и индивидуальный подход к каждому клиенту.
- Какой сейчас уровень одобрения заявок на кредиты?
- Большинство клиентов, которые обращаются за кредитованием, получают необходимые средства. У нас небольшой уровень отказов по кредитным заявкам.
- Всегда ли кредит является инструментом для решения задач клиента? Что может выступить альтернативой кредитования?
- Альтернатив кредитованию может быть несколько. Мы можем предложить нашим клиентам — банковские гарантий, лизинг и факторинг.
Гарантии в сфере малого бизнеса больше востребованы компаниями, которые занимаются исполнением контрактов, (муниципальных, государственных, а также коммерческих). Они дешевле кредита, и при наличии гарантии клиент может получить авансирование по контракту от заказчика — конкретного контрагента.
Факторинг — это точечный инструмент, который решает вполне определённую задачу переуступки дебиторской задолженности конкретного контрагента нашего клиента, и, по сути, мы конвертируем её в денежные средства для компании. Здесь большое значение имеет платёжеспособность контрагента, поэтому это, как правило, крупные торговые сети, на которые банк устанавливает определённый лимит факторинга.
Лизинг обычно используется на узком направлении развития бизнеса — наращивании или обновлении парка автомобилей или оборудования. Оформить лизинг бывает быстрее и проще, чем кредит, также лизингополучатель получает некоторые налоговые преимущества. Клиенты Райффайзенбанка из сегмента малого и микро бизнеса могут подать заявку на лизинг в интернет-банке Райффайзен Бизнес Онлайн. Весь процесс занимает не более 2 минут.
Что касается кредитования, то это универсальный инструмент, который подходит для всех отраслей и направлений деятельности компании. Он не привязан к конкретным контрагентам и имеет широкое целевое использование.
- Насколько сегодня для компаний МСБ актуальны вопросы оптимизации статей собственных расходов, в том числе — при использовании банковских продуктов?
- Эти вопросы всегда стоят в повестке дня предпринимателей. Мы следуем за потребностями клиентов, поэтому непрерывно разрабатываем и запускаем продукты, которые помогают экономить время и деньги. Так, для экономии на РКО мы предлагаем нашим клиентам пакетное обслуживание. Это существенно дешевле, чем оплачивать каждую операцию в отдельности. Клиент покупает в пакете определённое количество продуктов расчётно-кассового обслуживания — платежные поручения, переводы, бизнес-карту и т.д. Эти пакеты тщательно ранжированы, и подобраны для каждого вида и этапа развития бизнеса — он начинающего до крупного, ведущего внешнеэкономическую деятельность. Конечно же, мы поможем каждому клиенту подобрать свой пакет, с которым можно экономить на РКО.
- Как ещё предприниматели могут минимизировать свои расходы на транзакционные операции?
Сейчас мы предлагаем своим клиентам очень выгодную альтернативу эквайрингу — примем платежей по QR-кодам через Систему быстрых платежей (СБП). Наши клиенты-предприниматели могут подключиться к СБП очень быстро — в мобильном приложении Райффайзен Бизнес Онлайн. С оплатой по QR-кодам прием платежей для бизнеса становится в несколько раз дешевле. Этот формат оплаты постепенно отвоёвывает всё большую долю рынка, число таких операций постоянно увеличивается. Этим сервисом приема платежей по QR-кодам уже пользуются тысячи компаний. Наибольшее число подключений в Райффайзенбанке за 2020 год прошло именно в Сибири и на Урале. Макрорегион стал лидером по этому показателю среди других регионов присутствия банка. Мы стали одни из первых банков, внедривших систему СБП для клиентов малого бизнеса, и сегодня имеем большое количество сценариев интеграции сервиса. Его можно комбинировать с использование эквайринга и за счет этого снизить расходы.
- Сегодня многие банки предлагают не только классические услуги для бизнеса, но и дополнительные сервисы. Планируете ли вы развиваться в этом направлении?
- Да, конечно, у нас есть банковские и небанковские сервисы. Например, все более востребованной становится наша бесплатная онлайн-бухгалтерия для предпринимателей, которые работают на упрощённой системе налогообложения. Этот продукт позволяет экономить на штатном бухгалтере или на оплате аутсорсинговых услуг. Клиент в своём личном кабинете может самостоятельно сформировать, подписать и сдать налоговую декларацию.
Также у нас есть сервис проверки контрагентов «Светофор», анализ работы партнеров по бизнесу с помощью СПАРК-Интерфакс и другие онлайн-сервис, которые делают работу предпринимателя проще и безопаснее.
Мы постоянно расширяем перечень партнеров, чтобы предложить клиентам скидки или кэшбэк в самых востребованных направлениях.
В целом, мы стремимся создать комфортную и экономически эффективную среду для наших клиентов, и для этого предлагаем комплекс наших традиционных и инновационных продуктов.