Меню

Подбирая ключи к рынкам

Иллюстрация: ГК «Инновационная Бизнес Группа»

Новосибирский бизнес узнал об отраслевых возможностях и подводных камнях торговли со странами ЕАЭС

Уникальная практическая ценность состоявшейся в Новосибирске в конце февраля III Международной конференции «Экспорт в страны ЕАЭС» заключалась в непосредственном живом общении между предпринимателями, и экспертами, участвующими в разработке программ интеграции между государствами Таможенного союза.

Организуя в рамках конференции экспертные сессии, мы, безусловно, учитывали обновления в Стратегии развития евразийской экономической интеграции-2025. За минувший год в каждой из стран ЕАЭС произошли изменения, которые, помимо пандемии, препятствовали торговле — где-то происходила смена власти, а у кого-то случилась и война. Однако сегодня экономическая активность возвращается, и в подборе экспертов для обмена опытом с предпринимателями, мы ориентировались на те сегменты экспорта, которые привлекают максимальную поддержку со стороны государства— рассказывает модератор мероприятия, член Совета директоров ГК «Инновационная Бизнес Группа» Марина Глаголева.

Экспорт медицинских и образовательных услуг, IT-технологии и туризм — в свое время именно эти сферы были выбраны Новосибирской областью в качестве приоритетных в стратегии развития региона, и эксперты постарались максимально интересно рассказать об отраслевом опыте взаимодействия со странами ЕАЭС.

– По сути, мы продаем иностранцам не свои технологии, а капитал, который легко перетекает через границы, — говорит венчурный предприниматель, управляющий партнер IVoice Technology Андрей Заворин. — Мы ищем у зарубежных партнеров, а они у нас — то, что можно продать дороже. Происходит трансферт капиталов, но нужно уметь анализировать чужие рынки, чтобы не попасть со своим бизнесом в зону риска.

Сибирский университет потребительской кооперации давно имеет богатую самостоятельную практику экспорта образовательных услуг, и его специалисты научились занимать свободные ниши на чужих рынках.

– У российских вузов, заходящих на бывшее постсоветское пространство, ситуация и сложная, и простая одновременно: с одной стороны, мы имеем там мощную поддержку среди людей, которые воспитывались и получали образование в СССР. Но в условиях пандемии мы, как и туристическая отрасль, отмечаем снижение интереса к интеграции, выживая благодаря новым формам дистанционного обучения— замечает эксперт по вопросам международной деятельности вуза Людмила Гейцман.

– Высокоинтеллектуальный потенциал Новосибирской области не всегда полноценно учитывается в экспортной деятельности, ведь экспорт услуг — весьма сложная работа, которая часто получает поддержку в последнюю очередь, в отличие от обычных торгово-промышленных контактов— считает начальник отдела коммерческой деятельности Новосибирской областной больницы Николай Бугайченко. — Тем не менее, наше сотрудничество с региональными институтами поддержки экспорта имеет положительную историю. Безусловно, 2020 год несколько смазал результаты, но благодаря постепенному развитию онлайн-сервисов мы совершенствуем систему работы, имеем собственную цепочку представителей в странах ЕАЭС, участвуем в программах Центра развития экспорта и бизнес-миссиях на территорию других стран.

Ожидания от реализации туристического потенциала региона также остаются велики, ведь по-настоящему, как отмечает председатель комитета Новосибирской ассоциации туристских организаций по инкамингу Виктор Данн, возможности отрасли будут раскрыты, если она получит в правительстве свое отдельное министерство.

– За минувшие три года руководство страны осознало, что пора инвестировать во внутренний туризм, это понимание пришло после зимних Олимпийских игр-2014 и Чемпионата мира по футболу-2018. Мало кому известно, что сегодня туризм приносит в страну инвестиций больше, чем продажа оружия. Мы продаем не только удовольствия, но и отношения. Ведь туризм может сыграть колоссальную роль как инструмент развития рынков при организации встреч малого и среднего бизнеса на чужих территориях— считает Виктор Данн.

Представителям компаний, экспортирующих пищевую и косметическую продукцию, а также лекарственные средства, оказалось полезным узнать о возможностях новосибирского «Биотехнопарка», который способен в сжатые сроки подтверждать качество поставляемых товаров.

– Экспорт этой линейки продуктов подразумевает обязательную процедуру их соответствия техническим регламентам, и сегодня мы способны выполнять эту работу на самом современном лабораторном оборудовании, по рыночным ценам и в минимально короткие сроки— рассказал исполнительный директор АО «УК «Биотехнопарк» Денис Кузьмин. — Одновременно предприятие готово оказывать услуги по контролю качества продукции не только сибирским экспортерам, но и их контрагентам, поставляющим товары из ЕАЭС.

Руководитель офиса по привлечению ресурсов в инновационные проекты АО «Академпарк», куратор Фонда «Сколково» на территории НСО Евгений Пантюхин познакомил участников конференции с сервисами, которые позволяют начинающим экспортерам максимально эффективно выходить на новые рынки.

– Важно, что с 2018 года действует ФЗ, отменяющий экстерриториальность сервисов Сколково, поэтому сегодня, чтобы получить статус участника его программ, не нужно переезжать в Москву ни физически, ни юридически. Все механизмы помогающие экспортеру отныне доступны не только участникам экосистемы Сколково — к ним может обращаться любая, в том числе и не инновационная компания— рассказал Пантюхин.

Экспертная сессия со специалистами в сфере ВЭД оказалась полезна опытным экспортерам, и тем, кто только готовится ими стать. Предприниматели обращались к профессионалам на темы организации совестных предприятий в странах ЕАЭС, по вопросам применения права и маркетинговых инструментов в незнакомых регионах.

Необходимо четко знать, как рекламировать и подавать себя на новых рынках. Если вы хорошо знаете свой товар и его потребителя, вы сможете надеяться на успех— отмечает консультант в сфере ВЭД, руководитель ООО «НЕРА консалт» Анна Руднева. — Если вы способны определять целевую аудиторию под товар, с которым вы заходите, тогда движение навстречу пойдет быстрей. Столкнуть товар с рынком — это основная задача экспортного маркетинга.

Знакомя участников мероприятия с опытом организации совместных предприятий в ЕАЭС, финансовый эксперт, директор Центра развития цифровых образовательных технологий в РУДН Константин Соловьев пояснил об особенной популярности такого вида кооперации в государствах Таможенного союза.

– В нашей стране история совместных предприятий уходит корнями в 90-е, но сейчас их можно найти с трудом. А вот у партнеров в ЕАЭС такое практикуется довольно активно, когда иностранный и отечественный капиталы сливаются для обоюдной прибыли. Однако конкретные кейсы совместных предприятий говорят о повышенных рисках, в том числе репутационной зависимости от партнера, возможности поглощения сильными слабых, и т.д.

Говоря об основных рисках для экспортеров на рынках ЕАЭС, тренер и наставник акселерационной программы Школы экспорта АО «РЭЦ» «Экспортный форсаж» Алена Федоткина напомнила, что существуют три основных вида ошибок: таможенные, валютные и налоговые.

– Главная из них заключается в том, что многие полагают, будто поставки из России в страны ЕАЭС не являются экспортом, из-за того, что мы входим в Таможенный союз. Из этого заблуждения вытекают все остальные. Поэтому, чтобы работать на внешних рынках, нужно изучать довольно большой объем информации, —  говорит Алена Федоткина.

Правовые нюансы сотрудничества при экспорте в ЕАЭС, по мнению патентного поверенного РФ, к.ю.н. Анны Войцехович («ЮК «Гребнева и партнеры»), являются краеугольным камнем при заключении экспортных сделок, ведь цена ошибки здесь может оказаться слишком высокой.

– Речь идет не только о проблемах защиты интеллектуальной собственности в других странах. Следует еще раз напомнить, что контракты, заключающиеся в рамках сотрудничества с ЕАЭС, являются внешнеэкономическими, поэтому должны иметь полноценное юридическое оформление. Иначе мы получаем ситуации, когда грузы отправляются без полноценных договоров, а затраченные средства обратно не возвращаются.

По мнению участников Конференции, выбранный формат конференции оказался удачным вследствие живого тесного обмена опытом между представителями разных сфер предпринимательства, экспертами и руководителями институтов поддержки бизнеса.

– Думаю, что мероприятие оказалось очень полезным, потому что именно выходя за рамки отраслевого общения с коллегами начинаешь видеть новые решения, нестандартные ходы, которые приносят результаты в практической экспортной деятельности— говорит Николай Бугайченко.

Организаторы Конференции — Центр поддержи экспорта НСО (структурное подразделение Центра «Мой бизнес»), ГК «Инновационная Бизнес Группа» и представительство АО «РЭЦ» в Новосибирске.