«Многие сталкивались с повышенным интересом банков к обычным сделкам. А если банк посчитает сделку подозрительной, то может сразу приостановить дистанционное обслуживание или запросить пояснение».
Банки усиливают работу над выявлением нетипичных операций, чтобы бороться с выводом денег из-под налогообложения или их обналичивания. А с октября 2021 г. список рисковых операций расширяется, становится более конкретным. Налоговый консультант, руководитель налоговой практики юридической компании «Юсконсалт» Яна Иванова рассказала ДК Новосибирск о «борьбе с обналом» и об усилении банковского контроля за перечислением денег.
— Все больше сделок могут быть признаны рисковыми, а перечисление денег может быть приостановлено. Борьба с обналом продолжается. И работает над этим не только налоговая, выявляя схемы вывода денег из-под налогообложения. Немалую роль в контроле за прозрачностью бизнеса играет и банковский контроль за перечислением денег.
Ни для кого не секрет, что, если банк посчитает какую-то сделку (оплату) подозрительной, он может запросить пояснения у предпринимателя или же сразу приостановит дистанционное банковское обслуживание (ДБО, онлайн-банк). Наверняка многие сталкивались с повышенным интересом банков к обычным сделкам.
Например, у нашего клиента банк попросил подтвердить источник поступления денег по договору купли-продажи недвижимости — потребовал не только договор купли-продажи объекта, но и договор, по которому эта недвижимость была куплена. Чтобы избежать приостановления операций, пришлось документы предоставить. Хотя у банка не было права их требовать, оспаривание действий заняло бы больше времени и сил.
Общая тенденция — банки усиливают работу над выявлением нетипичных операций для противодействия выводу денежных средств из-под налогообложения/обналичивания денег. А с октября 2021 г. список рисковых операций расширяется, становится более конкретным. Несмотря на то, что изменения вступят в силу только осенью, уже сейчас стоит задуматься о сборе подтверждающих документов, более детальной проверке контрагентов и ревизии бизнес-процессов, если ваша компания:
- осуществляет платежи в сектор с повышенным коэффициентом наличности (торговля, услуги физ. лицам, ИП, самозанятым);
- снимает наличные для покупки лома черных металлов;
- снимает наличные с корпоративных карт (например, несколько миллионов в месяц снимается на хозяйственные нужды);
- переводит деньги за товары, работы ИП, у которого нет других расходов (похоже на схему классического обнала);
- получает возврат займа не на тот счет, с которого такой займ выдавался (выдача/возврат в разных банках), либо если на счет приходит возврат займа, который выдавался наличными. Если банк не может проследить основание для возврата денег, это вызовет у него подозрения, а у предпринимателя — проблемы с банковским обслуживанием;
- также в рамках борьбы с агрегаторами фирм-однодневок под угрозу могут попасть собственники бизнеса, распоряжающиеся счетами нескольких компаний с одного компьютера.
С учетом того, что контроль за бизнесом постоянно растет, всем предпринимателям стоит держать руку на пульсе и перестраивать бизнес в соответствии с новыми веяниями и требованиями.
Несколько рекомендаций, которые помогут избежать необоснованной блокировки обычных платежей:
- отвечайте на запросы банка о предоставлении документов по сделке. Игнорирование может привести к приостановке дистанционного обслуживания и ограничению расходных операций;
- предоставляйте пояснения о существе сделки и порядке оплаты даже в том случае, если предоставлены все запрошенные документы;
- позаботьтесь о себе (и о сотруднике банка) и кратко поясните, в чем суть операции. Тогда шансы, что проблема с проведением операции решится на этапе получения банком ответа на запрос, возрастают;
- если какие-то из запрошенных документов отсутствуют, обязательно сообщите об этом банку, поясните причины отсутствия. Например, если такие документы не предусмотрены условиями договора, так и поясните.
Избегайте указания в договоре общего перечня документов безотносительно к вашей сделке. Например, часто в договоре поставки указывают общий перечень документов, а отношения сторон сложились так, что составляется только часть документов. Банк будет требовать предоставить ему все документы, составление которых предусмотрено договором. Если такие документы не будут предоставлены без пояснений, банк посчитает, что компания отказалась предоставить документы.
Рекомендация: указывайте в договоре только те документы, которые реально будут составляться в ходе исполнения договора. Откажитесь от шаблонных договоров в пользу договоров исполнимых и понятных.
Чего ждать дальше?
Безусловно, дальше контроль за бизнесом будет только усиливаться, уверена Яна Иванова:
Уже сейчас на рассмотрение Госдумы внесен законопроект, согласно которому предлагается распределить весь бизнес на три категории по степени риска: зеленые, желтые и красные (законопроект № 1064272-7). Причем компании, которые попадут в красный сектор, могут лишиться возможности забрать остаток денег на счете/перевести их на счет в другом банке. Если законопроект примут в такой редакции, бюджет получит еще один источник доходов — остатки денег на счетах предпринимателей из «красной» зоны.