Меню

«Нужно было идти на амбразуру». Руководители новосибирских клиник — о ковидном годе

«Деловой квартал» поговорил за круглым столом с руководителями частных медучреждений об итогах пандемийного 2020-го и ожиданиях на 2021-й.

Для медицинской отрасли 2020-й год, который принес миру пандемию коронавируса Covid-19, стал самым напряженным. Как турбулентность повлияла на работу частных медицинских учреждений и чего ожидать в наступившем году?

В заседании круглого стола приняли участие основатель клиники «Санитас» Михаил Андрушкевич, руководитель отдела маркетинга и рекламы клиники «Санитас» Кристина Елизарова, и.о. главного врача ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина-Новосибирск» Павел Шмерко, соучредитель сети клиник «СМИТРА» Светлана Смиренко, учредитель «Клиники 1+1» Татьяна Тищенко, директор клиники «Медпрактика» Людмила Начинова, директор центра семейной медицины «Здравица» Анастасия Аткина, главный врач холдинга ЦНМТ Елена Трубицина, руководитель департамента маркетинга и сбыта ЦНМТ Анна Кусанова, основатель HB cosmetology center Анна Шашкова, управляющая клиникой Меди Лэнд Ольга Нюняева, управляющая клиникой LifeBenefit & Reafan Лариса Панина, главврач клиники LifeBenefit & Reafan Галина Гимотдинова, генеральный директор СЦПЛБ «Глазка» Илья Смирнов, юрист компании «Бизнес и право» Иван Кашарин.

Модератором круглого стола выступила генеральный директор Медицинского маркетингового агентства «МЁД» Ирина Овдина, которая поделилась аналитикой по рынку за «ковидный» 2020 г.

Апрель-май 2020. Что было? Ограничение плановых амбулаторных приемов; ограничение плановых медицинских манипуляций в рамках дневного стационара; ограничение оказания плановой стационарной помощи.

Итого — падение выручки от 30% до 70%; сокращение штата; закрытие бизнеса; активное развитие серого рынка.

Сентябрь-ноябрь 2020. Что было? Возможность ведения плановых амбулаторных приемов; возможность плановых медицинских манипуляций в рамках дневного стационара; возможность оказания плановой стационарной помощи.

Итого — отмена амбулаторных приемов (страх пациентов); уход пациентов к конкурентам; сокращение работоспособного состава врачей (болезни); увольнение медперсонала и уход к конкурентам; активное развитие серого рынка.

Госмедицина в сентябре-ноябре 2020, когда поднялась вторая волна заболеваний коронавирусом Covid-19, испытала коллапс системы; сокращение работоспособного состава врачей (болезни); рост заболевших; увольнение медперсонала и уход в другие организации. По итогу рынок ждет активного запуска «ковидных» дел в судах.

Несмотря на турбулентность в показателях в первом полугодии 2020-го, к концу года, по словам участников круглого стола, ситуация выровнялась.

И, как отметила Ирина Овдина, аналитики прогнозируют рост медицинскому рынку в этом году примерно до 8-10% с учетом данных на конец 2019 г.

Как отметил и.о. главного врача ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина-Новосибирск» Павел Шмерко, 2020-й был сложным для государственных учреждений.

РЖД-Медицина как организация, обслуживающая пациентов как по ОМС, так и ДМС, получила, наверное, самые большие проблемы. Потому что объем помощи резко снизился, мы получили не самый удачный опыт перехода в режим временного простоя — мы были закрыты 2,5 месяца в связи с предписанием Роспотребнадзора. Это было несколько паническое решение, так как на тот момент не было еще понятных алгоритмов лечения от инфекции, не было четких рекомендаций, средств индивидуальной защиты, не было четкой маршрутизации пациентов с Covid-19, не было возможности эффективной медикаментозной терапии. Это все повлекло за собой большие финансовые трудности. Сейчас мы выходим из этого состояния, наблюдаем стабилизацию, количество помощи растет. Год был крайне сложным, у нас были и потери среди персонала, связанные с уходами в другие медорганизации. Но основной костяк мы сохранили, помощь возобновили, ситуация выравнивается. Сейчас уже все совсем по-другому, уже есть понятные возможности контроля инфекции. И мы уже скорее подходим к уровню коллективного иммунитета, поэтому подобных встрясок больше не ожидаем, ждем выравнивания рынка, — рассказал Павел Шмерко.

Соучредитель сети клиник «СМИТРА» Светлана Смиренко рассказала о том, что в первой половине года плановая помощь заметно просела, но начала восстанавливаться во втором полугодии. Вторая половина года в какой-то степени компенсировала перекос первого полугодия, когда и клиники, и пациенты были крайне напряжены.

Другие участники рынка подтвердили эту статистику — второе полугодие оказалось заметно лучше периода самоизоляции, длившегося с апреля по июнь.

 

 

 

 

Директор центра семейной медицины «Здравица» Анастасия Аткина рассказала, что их клиника практически избежала серьезных колебаний из-за того, что сразу были разделены потоки пациентов: те, кто был с признаками ОРВИ, принимались в отдельном центре. Таким образом удалось и не снижать количество плановой помощи по другим проблемам, и принимать пациентов с ОРВИ, что делали в период первой волны коронавируса далеко не все учреждения.

 

Учредитель «Клиники 1+1» Татьяна Тищенко отметила, что показатели стационарной помощи, как и у всех, значительно упали. Но уже с лета, когда первая волна ковида ослабла, стационарная помощь начала понемногу подрастать. Клиника продолжала работать, удержаться на плаву помогала гинекология — наблюдение беременных. Кроме того, учреждение принимало пациентов с ОРВИ, активно продвигая онлайн-консультации.

Участники круглого стола согласились в том, что пандемия сильно подстегнула решения по онлайн-медицине, по разделению потоков пациентов, по внедрению новых технологий обеспечения безопасности — дезинфекции помещений и пр.

Как отметил основатель клиники «Санитас» Михаил Андрушкевич, для его клиники ковид стал «счастливым шансом»:

Мы освоили новые технологии, пополнились персоналом, развернули современную лабораторию для ПЦР, у нас значительно выросла выручка. Мы понимали: нужно было идти на амбразуру, ввязываться и смотреть, что будет. Мы сразу ввели двойной масочный режим на входе. Сделали «линии» — пациенты не пересекались, шли сразу по своим направлениям. На входе через каждые полчаса работал дезинфицирующий туман. Мы сразу полезли в ковид, решив, что первое, что нужно сделать — это преодолеть панику, второе — найти технологии лечения. Так как у нас тесная связь с партнерами в Германии, Израиле, Италии, мы постоянно обкатывали новые схемы, почерпнутые из их опыта, и начали применять их еще в мае. Когда люди начали видеть, что мы лечим, что нет осложнений, они перестали бояться ковида. Мы запустили стационарные линии, не останавливали плановую работу, делали операции, и заражений внутри стационара не было. У меня возникло ощущение, что все 30 лет, которые клиника работает, мы готовились к ковиду и выиграли эту лотерею.

Главный врач холдинга ЦНМТ Елена Трубицина рассказала, что их клиника тоже пошла на амбразуру и одна из первых запустила лабораторию, которая вскоре получила статус референсного центра (то есть лаборатории, чьи результаты не перепроверялись Роспотребнадзором):

2020 год был критическим, нам пришлось переформатировать свою деятельность, мы одни из первых ушли в лабораторную диагностику, получили статус референсного центра, выполняли прядка 20% всех исследований по городу. Мы понимали, что если выполним анализы, то должны сопровождать пациентов дальше, потому что было много обращений, люди не знали, что делать, если получали положительные тесты. В этот момент мы активно вели онлайн-консультации, причем от любых специалистов. Было большое количество запросов. Мы разграничили потоки пациентов, у нас были отдельные проходы на заборные пункты, никто не пересекался с потенциально ковидными пациентами. Активно развивались онлайн-записи и оплаты — контакты сокращались максимально.

Несмотря на то, что у всех клиник увеличилось количество онлайн-работы, участники рынка сошлись на том, что еще долго офлайн будет значительно перевешивать.

Директор «Медпрактики» Людмила Начинова рассказала, что клиника в период пандемии пациентов с признаками ОРВИ не принимала и потоки разграничивать не приходилось.

Это было осознанное решение, чтобы сберечь персонал. Поэтому мы смогли потом работать в штатном режиме и не только не потеряли персонал, но и приросли, — отметила она.

 

Тема сохранения персонала оказалась легкой не для всех — госучреждения признались, что теряли врачей: помимо того, что некоторых забирал ковид, кто-то из-за опасности и финансовых трудностей уходил в частные клиники. Однако, как отметили все участники круглого стола, несмотря на ограничения по работе старшего медперсонала (в возрасте от 65 лет), все сотрудники этой категории стабильно выходили на работу и смогли сохранить здоровье, даже стоя «на амбразуре». Это тоже стало своеобразной поддержкой клиникам в период ковидных ограничений.

Что касается узкоспециализированных клиник, то, к примеру, онкологическая помощь, как отметила главврач клиники LifeBenefit & Reafan Галина Гимотдинова, в период ограничений продолжала оказываться в плановом порядке и в обычном объеме, паники не было. Единственная проблема, которую принес ковид — это сложный вопрос вакцинации онкологических пациентов, которые, кстати, оказались менее подвержены риску, чем люди с хроническими заболеваниями типа сахарного диабета.

В этом году мы скорее наблюдали волнообразное развитие помощи: сначала люди пугались и не шли на прием совсем, потом расслаблялись и бежали все одновременно. Колебания были, но они компенсировали друг друга в течение года, и падение выручки у большинства игроков рынка оказалось не значительным.

Кроме того, как рассказал генеральный директор СЦПЛБ «Глазка» Илья Смирнов, специализированные частные клиники успешно воспользовались государственной помощью и «каникулами» от арендодателей. По его словам, какое-то время люди действительно пугались идти даже в узкоспециализированные клиники, но потом подумали о том, что самоизоляция — самое время воспользоваться скидками (маркетинговый шаг) и заняться, например, зрением.

 

К тому, же, как согласились другие руководители узкоспециализированных учреждений, во время самоизоляции у людей высвободились деньги, которые они копили, например, на отдых — тратить стало некуда, и они начали заниматься красотой, что помогло, например, удержаться на плаву косметологическим клиникам. Как отметила управляющая клиникой Меди Лэнд Ольга Нюняева, у людей, помимо освободившихся денег, появилось и много времени на то, чтобы заняться собой (отчасти поэтому у таких учреждений стало больше врачей).

С коллегами согласилась и основатель HB cosmetology center Анна Шашкова, руководитель совсем молодого бизнеса, стартапа, открытие которого случилось всего за полгода до локдауна. По словам Анны, клиника прошла период паники успешно, единственное, что было сложно — договориться с арендодателями, которые не пошли на уступки. Но, так же, как и коллеги из других узкоспециализированных учреждений, руководство HB cosmetology center решило использовать это время для рекламы, маркетинговых ходов, активных продаж сертификатов на будущее и т.д.

Еще одним вопросом, который подняли участники круглого стола — это опасение относительно возможных исков от недовольных пациентов, обнаруживших отложенные последствия после лечений. Юрист компании «Бизнес и право» Иван Кашарин успокоил участников рынка:

Как правило, все недовольные приходят сразу. Но возможно, что есть какие-то затяжные случаи или будут какие-то отложенные жалобы. Конечно, пациент всегда прав, и он хочет что-то полезное получить для себя из неприятной ситуации. Но мы полагаем, что доподлинно установить, что проблема возникла именно в том или ином центре в результате действий конкретного врача, будет очень сложно. Особенно если учесть, что долгое время не было понятных протоколов действия при ковиде. Но готовыми к искам и жалобам нужно быть всегда.

В целом по итогам круглого стола стало понятно, что рынок смотрит в будущее довольно позитивно, самый трудный период медицина уже прошла, идет постепенное восстановление, и к концу года прогнозируется рост.

Фото: Роман Барников