Меню

Медицина и IT. Сделать шаг навстречу друг другу

«Идти навстречу друг другу придется, поскольку уже давно понятно, что медицина и IT могут, будут и должны идти бок о бок, и развитие этого тандема неотвратимо для обеих сторон».

Генеральный директор Медицинского маркетингового агентства «МЁД» Ирина Овдина

Цифровизация медицины идет активными темпами. По словам властей, еще немного, и мы будем у цели. Вопрос только — у какой? 2020 год буквально проверил действующие IT-сервисы на прочность, нужность и целесообразность использования и вскрыл немало проблем так называемой проходящей цифровизации. Ведь пострадавшим при этом оказался пациент, не получив или недополучив информацию и даже медицинскую помощь своевременно.

Все для развития IT-бизнеса

К медицинской отрасли предъявляются высокие требования, к IT в медицине в том числе. Сегодня закон требует, чтобы IT-контур у медучреждения был и работал. Так, в соответствии с ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года у каждого медучреждения должен быть сайт и в каждой медорганизации должна использоваться медицинская информационная система. Если раньше эти обязательные компоненты IT-контура медучреждения могли быть какими угодно, то сегодня они должны иметь вполне определенный функционал и соответствовать определенным требованиям.

С одной стороны, законотворчество позволило стабилизировать сумбурно развивающуюся отрасль: и у медучреждений, и у IT-специалистов есть ориентир, некий стандарт, чему обязательно следует соответствовать, и есть понимание, как эти IT-продукты должны выглядеть.

С другой — эти нормативные акты создали условия для развития именно бизнеса, пользование услугами которого жизненно необходимо. Ведь если медучреждения не выполнят требования законодательства, это повлечет за собой штрафные санкции, дополнительные проверки, которые никто не хочет проходить, и, конечно, денежные потери, а оплата штрафа в любом случае потребует устранения недочетов, ошибок и несоответствий нормативным актам.

IT-отрасль понимает это и намеренно не снижает стоимость часа IT-специалиста. К примеру, 1800-1900 руб. за час работы — это средняя цифра по рынку, применимая разработчиками тех же сайтов и к оценке индивидуальной разработки, и к работе с шаблонными и готовыми решениями на одной из известных коммерческих платформ, рекомендованных к использованию в медицинской сфере.

Если ранее IT-компании, работая исключительно в условиях рыночной экономики, прилагали более очевидные усилия для продажи своих услуг, то сегодня медучреждения фактически оказались в заложниках у IT-отрасли. Некоторые компании, выбрав индивидуальную разработку и индивидуальной код конкретной компании, находятся фактически на игле. И предлагаемыми услугами вынуждены пользоваться, потому что другое не показано.

Конечно, каждая медорганизация имеет право на выбор подрядчика. Но в том-то и дело, что проверить компетенции в этой теме объективно крайне сложно. Это стало еще одной проблемой для медицинской отрасли. Рекомендации едва ли не единственный ориентир для выбора подрядчика.

Между тем медучреждения все равно заведомо покупают услуги, не имея возможности проверить их качество и возможность эксплуатации будущего продукта.

В этом состоит главная проблема, — говорит основатель, руководитель HB cosmetology center Анна Шашкова. — Как я могу проверить работу IT-специалиста? Я только могу поверить ему на слово. Стандартов качества его работы не существует. Да и как проверить это качество. Визуально и функционально вроде все работает, а спустя время или при продвижении, например, сайта выясняется, что все не так, и проданный мне продукт (а это немало в денежном эквиваленте) просто технически невозможно продвигать, и только создавать новый.  

По словам многих руководителей медучреждений, IT-отрасль этим непониманием активно пользуется: тем более, своих IT-отделов в медучреждении нет. Позволить себе отдел разработки и даже более-менее опытного специалиста мало кто может, в лучшем случае —системный администратор в штате.

Создавать, а не переделывать за другим специалистом, агентством, компанией — давно норма в IT-отрасли. Разбираться в алгоритмах и кодировках друг друга в IT тоже почему-то не принято или нежелательно, а, возможно, и не к чему, потому что заказчик заплатит за все возможные работы.

Субъективный IT

В целом можно понять, чем обоснована стоимость услуг в IT-отрасли. Интеллектуальные вложения очевидны, а на сегодня эти услуги стремятся стать самыми дорогими на всех рынках. Зачастую заказчик сам не знает, чего хочет, что должно быть на сайте, а в процессе разработки может потребовать, оперируя незнанием того, что об этом нужно было заявлять ранее. IT-компании страхуются от таких внезапных выпадов в ходе разработки, и эти риски изначально закладывают при оценке любого проекта и в стоимость часа работ в том числе.

В этих претензиях к медикам есть большая доля правды. По данным Медицинского маркетингового агентства «МЁД», большая часть руководителей медучреждений не хотят (или не могут) вникать в суть разработки и понять, что они покупают и что по итогу получат. Важны только сроки и стоимость, то есть быстро и как можно дешевле. Кроме того, о качестве и безопасности сегодня по-прежнему мало кто задумывается. Но именно безопасность заложена в дорогие продукты и дорогие услуги.

Наконец, ошибочны ожидания руководителей медучреждений и в отношении полученного результата. Готовый продукт не факт, что сразу будет удовлетворять всех, кто им пользуется. В этом специфика любой разработки: все гипотезы, описанные в технических заданиях, должны быть проверены и подтверждены. Если гипотезы были неточны, то потребуется переделка, а это тоже время и совершенно новый этап работы с подрядчиком.

По словам IT-компаний, в медучреждениях нет понимания, что, когда они получат новый сайт или МИС, их управленческие проблемы на этом не завершатся. Эти продукты надо технически поддерживать, совершенствовать и вести. Возможно, они потребуют новой доработки, доделки, что также повлечет дополнительные затраты. IT-контур требует внимания всегда и в перспективе будет требовать еще больше.

В целом именно по этой же причине IT-компании стараются на протяжении работ настойчиво вести заказчика, иначе последний, сбившись с пути, начнет фантазировать и выгибать подрядчика по срокам оплаты. «Мы знаем, как надо, доверьтесь нам» — основной аргумент такого взаимодействия. Это давление со стороны все понимающего IT и ничего не понимающего заказчика или его представителя в ряде ситуаций может быть чрезмерным и очень заметным.

Они точно живут своей жизнью и им все равно, будет этот инструмент работать у нас или нет, считают в медучреждениях.

По итогу мне за результат и предъявить нечего, все же работает, — продолжает Анна Шашкова. — В договоре условия соответствию качества не прописаны настолько детально.

Больше всего медицинский рынок смущает IT-субъективизм, — «мы считаем, что так лучше» — которым, пожалуй, страдают все сегменты IT-отрасли. Если ранее медучреждения готовы были принять и дать возможность себя вести, то сегодня все изменилось. При сокращении бюджетов на IT-развитие заказчики хотят максимального погружения в проект и понимания, как все будет работать, и как можно удешевить проект, если изменить эти алгоритмы.

По мнению ММА «Мёд», IT-субъективизм должен сойти на нет. Рынок готовых IT-решений способствует этому, что позитивно скажется и на коммуникациях медучреждений, и IT-компаний, и на стоимости услуг на этом рынке. Шаблоны сайтов сегодня очень помогают уйти от этой субъективности, решить задачу «пожеланий» и адекватных бюджетов на разработку. Такие же коробочные решения может сегодня предложить и рынок МИС, однако он пока развивается достаточно слабо, менее динамично, в отличие от рынка шаблонов сайтов. Разработчики МИС только начали учитывать требования законодательства к эксплуатируемым решениям и их безопасности. Значит, полностью готового к эксплуатации решения не будет еще ближайшие год-два.

Завести в тупик

Впрочем, с медицинскими информационными системами в принципе все намного сложнее: у них другая роль, даже более значимая, чем у сайтов.

Некогда эти решения были приобретены в первую очередь как инструмент менеджмента, да и создавались они первоначально для ведения бизнеса. С введением требований законодательства к МИС и к обязательному включению в ЕГИСЗ пришло осознание, что то, что есть, достаточно сложно изменить или и старую МИС нечем заменить.

Мы свою МИС долго развивали. 4 года назад думали установить другое решение, но, тщательно изучив рынок, остались на прежней, созданной под нас МИС, — рассказывает директор сети офтальмологических центров «Глазка» Илья Смирнов. — Мне не понравилось, что было представлено тогда. Были хорошие системы, но нам они не подходили и гибкими при этом не были.

По словам Ильи Смирнова, основное предназначение МИС — систематизация работы всего медучреждения.

Мы сделали все, чтобы врач как можно меньше усилий прилагал для того, чтобы заполнить карточку. Медсестры и администраторы в нашем медучреждении первыми заносят данные по пациентам в МИС, далее карточку заполняет врач, — продолжает Илья Смирнов. — Данные по проведенным обследованиям со всех наших приборов автоматически заносятся в систему. По итогу система выдает готовые решения для CRM и для маркетинга. У нас уже все автоматизировано. Так что перейти на что-то другое мы уже не сможем.

Таким образом, внушительная часть действующих решений МИС на рынке не готова технически включиться в ЕГИСЗ, как это требует сделать закон к 2022 г. По данным ММА «Мёд», медучреждения в большинстве своем даже не в курсе, что их IT-контур (а сайт и МИС должны работать в тесной связке и быть полностью интегрированы друг с другом, как того требует законодательство) фактически не работоспособен. Самая частая проблема — устаревшие версии сайтов, которые не позволяют дополнить имеющийся сайт новым функционалом, например, таким, как «Личный кабинет» с возможностью в ведения онлайн-записи. Эти сайты нужно еще связать с МИС, с которой коннекта может вообще не произойти, потому что технически невозможно или очень дорого и ненадежно. У ряда организаций почти ничего не осталось от оригинальной МИС: настолько она была переработана за время эксплуатации. Это, конечно, не говорит о невозможности технически решить эту задачу. Все возможно: вопрос в том, сколько это будет стоить и насколько надежна будет новая система в медучреждении, где она должна работать круглосуточно (как требует этого законодательство).

Именно поэтому для некоторых организаций стало выходом установка новой МИС.

В настоящий момент готовится внедрение единой типовой МИС на всей сети «РЖД-Медицина», которая отвечает всем требованиям для подключения и интеграции с ЕГИСЗ», — говорит исполняющий обязанности главного врача ЧУЗ «КБ РЖД-Медицина г. Новосибирск Павел Шмерко.

Однако не все медицинские учреждения так свободны в выборе. В октябре 2020 года Новосибирская областная ассоциация врачей обратилась к губернатору Новосибирской области Андрею Травникову с предложением отказаться от внедрения в Новосибирской области медицинской информационной системы, разрабатываемой компанией «БАРС Групп». Собственно, это стало первым системным и коллективным откликом на IT-работу.

Программа разрабатывается и внедряется в наших медицинских учреждениях на протяжении уже 8 лет. До настоящего времени многие разделы программы не разработаны, работает она крайне ненадежно. Только за 2020 год (не полных 10 месяцев) программа не работала, полный день или частично — 44 раза — это почти 2 месяца ненормальной работы всех медицинских коллективов нашей области, — гласит официальное обращение к губернатору. — В сегодняшней непростой эпидемиологической ситуации, с резким ростом обращаемости за медицинской помощью с явлениями ОРВИ и новой короновирусной инфекцией, сбои в работе программы практически парализуют работу поликлиник. За первые 8 дней октября 2020 г. программа «зависала» в течение 5 дней.

По словам других специалистов, работающих в системе государственной медицины и использующих ее в отделениях платных медицинских услуг, программное обеспечение совершенно не учитывает коммерческие задачи, очень «тормозит», не отвечает требованиям медучреждений к скорости обслуживания пациента. Как говорится в обращении, «все это вызывает крайне нервозную обстановку в медицинских коллективах, совершенно справедливые нарекания пациентов на длительные ожидания оформления в регистратуре, вызова на дом и на приеме у врачей, т.к. всем «вручную» приходится оформлять медицинскую документацию, а потом повторно (когда заработает программа) перебивать в компьютер (источник — сайт noav.ru).

Конечно, не все эти претензии можно отнести на долю программного обеспечения, ведь есть еще понятие «железа» (оборудования, которое может устареть для конкретного ПО), скорости интернета и не только. Но, если вспомнить осень 2020 г., то IT в целом внесла свою, по цифрам существенную, лепту в коллапс системы здравоохранения в Новосибирске. Это если не говорить о постоянных нареканиях пациентов в отношении часовых ожиданий в очереди приема врача в государственной медицине.

В то время как активно насаждаются бережливые технологии в первичном амбулаторном звене, о потерях в рамках IT почему-то не говорят. Если не говорят, то вроде и проблемы не существует, и врачи продолжают оправдываться перед пациентами, используя для этого лексику из сленга сисадмина «завис» и «тормозит».

Пуститься во все тяжкие

Между тем, IT-отрасль активно выводит на рынок новые сервисы, продукты: сервисы по поиску врача (на основе отзывов и рекомендаций, справочники), новые IT-продукты, помогающие маршрутизировать пациента и таким образом продвигать медучреждение и врачей и иные сервисы (мониторинг здоровья пациента, поиск информации по заболеваниям, врачам, их лечащим, онлайн-консультирование, помощники в принятии врачебных решений). Зачем, когда есть, что делать с другими IT-решениями?

Эти продукты новой онлайн-реальности действительно нужны, особенно с растущим интересом пользователей к своему здоровью и жизни в онлайн. Этих потенциальных и настоящих пациентов нужно вести, считают врачи, в онлайне — тем более, иначе все это может закончиться самолечением.

IT-компании абсолютно согласны с медицинским сообществом, тем более, интересы развития их бизнеса также лежат в этой теме.

По словам Павла Шмерко, в связи с растущим уровнем цифровизации всех источников информации и необходимости быть максимально доступным для клиента, все вышеперечисленные продукты должны быть в наличии для построения наиболее эффективной коммуникации с потенциальным пациентом.

Единственное, что смущает медицинский рынок — стоимость услуг за пользование этими решениями.

Все эти сервисы, конечно, коммерческие проекты для клиник, — говорит руководитель отделения платных услуг ГБУЗ «Новосибирская областная клиническая больница» Николай Бугайченко. — Они помогают нам стать чуть клиентоориентированнее, встраиваясь между клиникой и пациентом, но становятся при этом очень накладными для медицинских организаций. Тот процент от стоимости приема, который обычно съедает пользование агрегаторами, зачастую сводит на нет прибыльность услуг. Поэтому, если мы говорим в общем о коммерческом результате, целесообразность использования этих сервисов требует индивидуальных решений по каждой услуге или врачу. Такова ситуация на рынке, к тому же, дестабилизированная снижением покупательской способности на фоне главной медицинской темы современности — пандемии COVID-19.

По словам врачей, и качество этих сервисов (информационной части) пока оставляет желать лучшего. Безусловно, эти IT-продукты разрабатываются с участием врачей, но для создания нужной экспертности среди пациентов и авторитета во врачебной среде проработка всей информационной части должна быть более основательной, считают врачи.

По мнению ММА «Мёд», эти новые IT-продукты только отчасти закрывают потребности потребителя медуслуг. То есть рынок по факту предлагает условно недоработанные продукты. Если их не будут развивать сейчас, а это значит, наполнять и продвигать, такие продукты просто уйдут с рынка такими же полупустыми в предлагаемых возможностях и информации, как и были. Поскольку коммерческие интересы при выводе таких продуктов стоят на первом месте, то и судьба большинства уже понятна. Некачественный IT-продукт, особенно в медицинской сфере, не будет иметь желаемого успеха, так как он должен закрывать потребности потребителя, а он этого сделать не может, потому что недоработан.

Сделать шаг навстречу

«Идти навстречу друг другу придется, поскольку уже давно понятно, что медицина и IT могут, будут и должны идти бок об бок, и развитие этого тандема неотвратимо для обеих сторон». В нужности и важности IT сегодня у медучреждений нет сомнений.

Роль развития IT-контура в любой сфере бизнеса, особенно медицинского, невозможно переоценить, так как это основной источник информации для последующей аналитики успешности выстроенных бизнес-процессов, позволяющий адаптировать конечный продукт под нужды производителя и потребителя», — говорит Павел Шмерко.

Так что работа для IT-отрасли в медицине уже заведомо есть. Медучреждения рассчитывают на это долгосрочное сотрудничество.

Помимо этого, медицинский рынок просит и требует новых продуктов, решений, которые позволят закрыть их потребности по развитию МИС, сайтов, по включению ЕГИСЗ и ведению всего IT-контура, которые помогут им выстроить эффективные коммуникации с потребителями медицинских услуг. Медучреждения понимают, что цифровизация их теперь не отпустит, и они хотят совершенствоваться в ней, чтобы пациенты получали медицинскую помощь качественно и своевременно, а медучреждения зарабатывали на своих IT-решениях и не теряли. Это взаимодействие между медициной и IT может стать таким же особенным, как сама медицинская отрасль и медицинский бизнес в целом. Значит, надо будет двум сторонам договариваться и искать компромисс, чтобы это взаимодействие было успешным и интересным для всех.

Чего ждут от IT? Заинтересованности и мотивации объяснять, пояснять и вместе искать более эффективные решения для сложных медицинских задач.

Чего ждут от медучреждений? Готовности включиться в тандем, который на первом этапе может быть сложным, понимания, что IT — не волшебная таблетка и не решит их управленческих проблем, а также готовности учиться пользоваться продуктом и управлять им.

Такого же шага навстречу медицинская отрасль и IT ждут от регулятора рынка, который поддержит развитие этого тандема и законодательно, и технически.

Например, нам важно чтобы ЕГИСЗ, которая будет создана, давала технически широкие возможности для интеграции с любым ПО, безусловно, с соблюдением всех требований информационной безопасности, — предлагает Илья Смирнов.

Именно такой шаг и другие ему подобные нужны сегодня всем со стороны государства, затеявшего создать единый IT-контур страны, от внедрения которого каждый участник рынка и даже пациент получит свои дивиденды.