«Локдаун-2020 подтолкнул людей к покупкам через интернет — даже тех, кто раньше от них отказывался. Это подстегнуло конкуренцию на рынке электронной торговли и создало новые вызовы финтех-компаниям».
Генеральный директор компании ЮMoney Иван Глазачев — о новых трендах в электронной торговле после локдауна-2020
— В прошлом году число заказов на интернет-площадках, которые работают с ЮKassa, выросло на 45% по сравнению с 2019 го., обороты платежей — на 49%.
Локдаун-2020 подтолкнул людей к покупкам через интернет — даже тех, кто раньше от них сознательно отказывался. Это подстегнуло конкуренцию на рынке электронной торговли и создало новые вызовы для финтех-компаний. Как бизнесу встроиться в новую реальность?
Пространство для покупок
Онлайн все больше проникает в жизнь россиян. По данным компаний We Are Social и Hootsuite, в 2020 г. в РФ было 118 млн пользователей интернета. Mediascope приводит другую цифру — примерно 97 млн человек. При этом 90% из них выходят в интернет каждый день, 61% делают это через мобильный телефон хотя бы раз в месяц.
Если раньше большинство россиян воспринимали онлайн как пространство для общения и досуга, то во время всеобщей самоизоляции интернет стал еще и местом для работы и покупок. По итогам 2020 г. АКИТ прогнозирует рост российского рынка электронной коммерции до 2,93 трлн руб., при этом 79% — это внутренняя торговля, 21% — международная.
Онлайн как способ выживания
В 2020 г. многие компании оказались перед выбором — перейти в онлайн или вообще уйти с рынка. И, судя по показателям, им удалось адаптироваться к новым условиям.
Если смотреть по микро-, малому и среднему бизнесу с оборотом до 2 млн руб. в месяц, то у компаний и предпринимателей, которые работают с ЮKassa, число продаж выросло в 2020 г. на 44% относительно 2019 г. Обороты платежей увеличились на 49%, а вот средние чеки почти не изменились — подросли всего на 4%.
Показатели по категориям товаров и услуг тоже оптимистичные в этих сегментах бизнеса. Так, в декабре 2020 — январе 2021 г. по сравнению с таким же периодом годом раньше в большинстве категорий наблюдался рост оборотов у онлайн-площадок, подключенных к ЮKassa. Сильнее всего этот показатель увеличился у интернет-магазинов с товарами для дома, для хобби, а также для домашних животных — на 25% в каждой из трех категорий.
У бизнеса с ежемесячным оборотом от 2 млн руб. этот показатель тоже вырос, но в других категориях. В декабре 2020 — январе 2021 самый заметный рост оборотов платежей через ЮKassa был у онлайн-площадок в категориях аренды жилья, оборудования, автомобилей — в 6,1 раза в каждой группе относительно такого же периода годом раньше. Заметно выросли обороты платежей и в других категориях: детские товары — в 2,7 раза, финансовые операции — в 2,2 раза, одежда, обувь, аксессуары — в 2,1 раза.
Маркетплейсы и супераппы
Увеличение покупательской активности в интернете стимулирует развитие самых разных сегментов электронной торговли. Мы наблюдаем рост востребованности маркетплейсов и супераппов (экосистем, объединяющих разные сервисы), развитие логистики, увеличение продаж через мобильные каналы, рост популярности бесконтактной оплаты и влияния соцсетей на потребителя.
Больше платежных возможностей
Помимо самих онлайн-площадок, развиваются и технологии для платежей в интернете. Например, бизнес может добавить на свой сайт прием умных платежей. Они в буквальном смысле такие и работают следующим образом. Покупатель переходит на страницу оплаты заказа и видит несколько способов расчета. Если человек уже платил в интернете через ЮKassa, она это вспомнит и предложит рассчитаться именно этим методом.
Многие предпочитают оплачивать покупки со смартфонов и других мобильных устройств: с помощью ЮKassa так делают 44% пользователей. Чтобы таким покупателям было удобнее рассчитываться, компании могут принимать платежи прямо в мобильных приложениях. Например, у ЮKassa есть для этого специальный SDK. С его помощью можно органично встроить в интерфейс приложения прием оплаты разными способами, будь то электронные кошельки, банковские карты, Apple Pay и Google Pay.
Соцсети и мессенджеры — тоже важные каналы онлайн-продаж. Через них предлагать товары и услуги могут даже те, у кого пока еще нет сайта или приложения. В таких случаях можно выставлять покупателям счета по электронной почте, в смс и мессенджерах. Такие продажи происходят просто: продавец принимает заказ и прямо в чате выставляет электронный счет, покупатель переходит по ссылке на сайт платежного сервиса и рассчитывается любым удобным способом.
Это далеко не все решения ЮKassa для онлайн-бизнеса. С ее помощью компании могут добавлять на свои сайты готовые платежные модули, созданные в популярных CMS — 1С-Битрикс, Opencart и других, а также принимать оплату в кредит или рассрочку. В Личном кабинете можно смотреть аналитику продаж, в Бизнес-маркете — пользоваться партнерскими скидками и бонусами, а через ЮBusiness — создать расчетный счет и управлять им.
Что дальше
Локдаун-2020 заложил тренды в электронной торговле на годы вперед. Онлайн-бизнес уже успешно показал себя в новых условиях, но сегодня он столкнулся с очередным вызовом — возросшей конкуренцией в интернете. Из-за этого компаниям и предпринимателям теперь нужно держать руку на пульсе финтеха и внедрять передовые решения в борьбе за покупателя — а значит, за собственное будущее в новой реальности.