Эксперт Райффайзенбанка рассказала о том, почему идея создания экосистем захватила рынок, как выглядит Россия на фоне остального мира, и какое будущее у этой тенденции в нашей стране.
Руководитель Центра технологических инноваций Райффайзенбанка Евгения Овчинникова поделилась аналитическим обзором банка по теме развития экосистема. Как отметили эксперты банка, в России в этом направлении уже давно развиваются технологические компании, за ними следуют телеком-операторы и банки, прошедшие через технологическую трансформацию, к ним присоединяются электронные торговые площадки, государственные предприятия и крупные компании из других отраслей.
Среда в цифровом пространстве подталкивает компании к формированию технологических партнерств для расширения клиентской базы, обеспечения бесшовного клиентского опыта и нативной интеграции сервисов в наиболее удобный для пользователя контекст, отмечают в Райффайзенбанке.
У таких партнерств, по мнению экспертов, может быть два полюса: формирование экосистем или предоставление банковских услуг как сервиса (BaaS). Экосистемы открывают новые возможности для расширения клиентской базы не только в своей стране, но и трансгранично. Согласно опросу компании Accenture, будущее банкинга в создании или участии в экосистемах видят 90% опрошенных глобальных банков.
Пользователю экосистема приносит преимущество в виде бесшовного опыта для всех входящих в нее сервисов: на одной площадке можно заказать стройматериалы, записаться к врачу и пройти обучающий курс. Однако, чтобы экосистема работала в полную мощь и удерживала клиента, качество сервисов должно быть одинаково высоким, считают аналитики. По их мнению, создание необходимого уровня пользовательского опыта на всем ландшафте может занимать продолжительное время и требовать значительных инвестиций, а выход на окупаемость — долгие годы. У Amazon выход на окупаемость занял 9 лет. Сейчас, безусловно, добиться этого можно значительно быстрее, хотя не каждому бизнесу это удается.
Экосистема открывает компании доступ к большому массиву клиентских данных, использование которых предполагает развитую экспертизу по работе с данными внутри организации, а также понимание возможностей для построения клиентского пути к целевому продукту через смежные сервисы. CEO технологических компаний, опрошенные Gartner, называют главными преимуществами экосистем возможность расширить точки взаимодействия с клиентами и нарастить продажи.
Вовлечение в экосистему открывает новые способы взаимодействия с клиентами, каналы продаж и дистрибуции, отметили эксперты.
По статистике:
Новые способы взаимодействия с клиентами — 61%
Новые каналы продаж и дистрибуции — 61%
Новые возможности в развитии продукта — 45%
Новые продукты или услуги в пределах наших основных компетенций — 42%
Новые продукты или услуги за пределами наших основных компетенций — 42%
Улучшение отношений с поставщиками — 39%
Новые способы найма сотрудников — 10%
Реструктуризация частей организации — 6%
Возможность продажи бизнеса партнеру по экосистеме — 3%
Реструктуризация всей организации — 3%
Другое — 6%
К 2025 г. на российском рынке останется несколько крупных экосистем, успех которых будет определен объемом вложенного в них капитала. Часть компаний, нацеленных на развитие экосистем сегодня, пересмотрят свой подход, сократят размеры своих экосистем и откажутся от части сервисов. В частности, это может коснуться финансовых сервисов, потому что как банкам не хватает опыта в других областях, так и компаниям из других отраслей не хватает его в банкинге. Как правило, они недооценивают глубину экспертизы, необходимую для эффективной работы на финансовых рынках, управления качеством кредитного портфеля по физическим и юридическим лицам, соблюдения необходимых требований регуляторной среды, — спрогнозировала Евгения Овчинникова.
DK.RU задал эксперту вопрос: сколько компаний сейчас можно считать экосистемами, помимо Сбера, каковы темпы развития тренда, и является ли это инструментом конкурентной борьбы между банками?
Евгения Овчинникова:
— Два банка сейчас в России называют себя экосистемами. Это Сбер и Тинькофф. У них разный объем: Тинькофф емкий, но Сбер шире по количеству покрываемых сфер. Из компаний, наверное, можно упомянуть МТС, которая растет как экосистема и наращивает количество разных сервисов, чтобы диверсифицировать источники доходов. Но это рынок телеком. У МТС, конечно, тоже есть банк, но нельзя считать, что именно банк становится экосистемой, просто вся структура МТСа идет по экосистемному пути.
Также экосистемами можно назвать Яндекс и Mail.ru. Они берут за ядро другую компетенцию и создают свою экосистему — например, сейчас Яндекс уже начинает ассоциироваться вовсе не с поиском. Есть несколько банков, которые идут в этом направлении, но не так активно, и скорее тестируют какие-то гипотезы, нежели заявляют о претензиях на звание экосистемы.
Основная характеристика экосистемы — это максимально обширная база пользователей якорной услуги. Это может быть банк, интернет-сервис или телеком. Среди экосистем, которые есть в России, максимально широкий охват — порядка 100 млн пользователей — есть как раз у Сбера, Тинькофф, Mail.ru и Яндекса. У МТС — около 80 млн мобильных пользователей, поэтому их тоже можно отнести к экосистемам. У остальных таких обширных баз нет, и, если кто-то будет участвовать в экосистемности, то более логичный путь — встраиваться в качестве элемента экосистемы. Потому что полноценных экосистем много быть не может, особенно на базе банов. Тех, которые есть у нас в стране, сейчас вполне достаточно.
Как вообще появляются экосистемы? Когда какие-то рынки растут, у отдельных игроков концентрируется много возможностей в части капитала и амбиций в части создания экосистем — и они вырастают. А когда рынок уже насыщен экосистемами, порог входа становится очень высоким — их сложнее создавать. И, в принципе, мало кто хочет этим заниматься.
Если говорить о доходности всей этой инициативы, то сейчас мы наблюдаем, что все экосистемы проходят стадию, когда пошел только первичный доход в 1-3%, все экосистемные сервисы составляют около 2%. И следующий для всех этап — наращивание этой доли доходов и проверки гипотез относительно синергии внутренних сервисов — что с чем работает. Поэтому экосистемы сейчас начинают очищаться от сервисов, которые не находят никаких синергий внутри и оказываются не очень полезными для внутренней среды.
Что касается конкурентного инструментария, то создание экосистемы вряд ли можно назвать способом конкурировать. Банки соревнуются уже не только с банками — мы уже смотрим и на ритейл, и на страховой сектор, и на телеком. Конкуренция давно стала кросс-индустриальной.