Меню

Что таит в себе новое положение для дистанционного образования?

«Послабления в соответствии с новым положением в большей степени относятся к организациям дополнительного образования, а не к школам или вузам, в рамках которых не обойтись без оффлайн-занятий».

Специалист отдела лицензирования ГК Umbrella Group Татьяна Кнотько

— Период пандемии 2020 г. привел к возрастанию спроса на получение различной информации из интернет-ресурсов, в том числе и на дистанционное образование.

18 сентября 2020 г. вышло Постановление правительства РФ № 1490, которое утвердило на 2021 г. новое Положение о лицензировании образовательной деятельности. Наряду с устоявшимся укладом лицензирования оно предусматривает формат исключительно для дистанционного образования, что значительно снижает требования к соискателям лицензии.

Привычный перечень обязательных условий для получения лицензии включал в себя наличие образовательного класса со всем необходимым оснащением и оборудованием. На него образовательная организация первым делом должна была получить заключение Роспотребнадзора о соответствии всем установленным санитарным нормам и требованиям. Получение санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) занимает в среднем около двух месяцев. В целом стандартный срок лицензирования у образовательной организации занимает около трех с половиной месяцев.

Что касается онлайн-школ, то для них затруднительно и не целесообразно соответствовать этим требованиям, так как на все время обучения необходимо платить значительную арендную сумму за помещение, которое по факту не будет использоваться.

Послабления в соответствии с новым положением в большей степени относятся к организациям дополнительного образования, а не к школам или вузам, в рамках которых не обойтись без оффлайн-занятий. К тому же среднее, среднее профессиональное и высшее образование должны в обязательном порядке пройти аккредитацию. В новом положении речи об отмене этого процесса нет.

Новые реалии и благоразумность законодательства, казалось бы, дают глоток свободы для реализации возможностей онлайн-обучения. Однако даже на этом этапе следует задуматься о том, какие перспективы есть у этого вида образования, а также проанализировать его плюсы и минусы. 

Во-первых, лицензирование дистанционного формата учебы предусматривает, помимо наличия утвержденных образовательных программ, развитую электронную информационно-образовательную среду, которая включает в себя все необходимые электронные ресурсы и технические средства для более качественного и информативного обучения.  

Во-вторых, для организации образовательного процесса все-таки должна быть в распоряжении хотя бы комната, которую в любой момент сможет посетить эксперт, привлеченный министерством образования, и провести оценку соответствия ваших интернет-ресурсов новому формату предоставления знаний.

Подсказать, как это будет реализовываться на практике, мы, к сожалению, не можем. Так как сейчас нет ни малейшего намека на практическое применение нового законодательства в министерстве образования и науки Новосибирской области.

Образовательные организации, как и прежде, лицензируются в привычном формате, предоставляя контролирующему органу все необходимые документы на учебные классы. Возможно, этот процесс более продолжительный и затратный, но зато он проверен временем и давно применяется на практике. К тому же, никаких комментариев от уполномоченных лиц добиться невозможно, так как они сами не владеют общей картиной нового закона.

Поэтому нам остается только ждать организацию-первооткрывателя и надеяться, что подобный формат все-таки наберет законные обороты.