Меню

«Стало ясно, что бесконтактный наем прочно войдет в жизнь компаний»

Руководитель по развитию «Авито Работы» Дмитрий Пучков — о том, без каких программ и решений HR-специалистам уже не обойтись.

— Пандемия ускорила автоматизацию многих HR-процессов: от подбора до обучения персонала. 49% респондентов крупных компаний перевели очные собеседования в дистанционный формат, говорится в исследовании KPMG «Действия HR в ситуации пандемии». Но у каждого работодателя свои требования к онлайн-инструментам. Что нужно бизнесу, и в каких случаях те или иные цифровые услуги могут быть действительно полезны?

Интеграция работных сайтов по API в корпоративные ATS- и CRM-системы

API (Application programming interface) — это программный интерфейс приложения, который позволяет рекрутерам и HR-менеджерам компаний не заходить постоянно на разные площадки и не совершать множество ручных операций (обрабатывать резюме, общаться с соискателями, объединять в единую базу контакты кандидатов), а автоматизировать их через другую систему. Такая интеграция дает возможность, например, выгружать по нескольким параметрам резюме, а также, купив пакеты контактов из резюме, обрабатывать их в своей системе ATS (Applicant tracking system — системе по управлению кандидатами).

Работать в автоматическом режиме можно не только с резюме, но и с вакансиями: размещать одновременно несколько одинаковых позиций, продлевать их и поддерживать описание условий работы в актуальном состоянии. Еще одна возможность, которую дает API, — это работа с откликами. Мы проанализировали чаты работодателей и пришли к выводу, что рекрутеры теряют до 50% откликов кандидатов. Чаще всего это происходит потому, что собирать их вручную из разных источников в одну базу слишком трудоемко. Через API «Авито Работы» все отклики можно выгрузить в два клика в таблице Excel. 

Некоторые работодатели уверены, что процессы подбора и оценки персонала невозможно автоматизировать до конца. Они рассуждают так: решение о приеме сотрудника всегда принимает человек, а не робот, поэтому, как бы там ни было, но ни одно техническое решение не даст 100% гарантии относительно добропорядочности кандидата. Справедливые рассуждения. Да, человеческий фактор важен, но функционал у вышеописанной системы иной. Задача тех, кто использует такого рода решения, — не заменить HR-специалиста, а облегчить его работу. Eще несколько лет назад, по оценкам Deloitte, HR-специалисты тратили в среднем 41% времени на разного рода рутинные операции.  

Кому подходит это решение? Ответ: работодателям, у которых ведется постоянный массовый подбор. А также тем, кто использует CRM и ATS-системы для ведения базы контактов.

Чат-боты 

С проблемой срочного массового найма персонала компании сталкиваются постоянно, независимо от кризиса. Многие наши клиенты — крупные компании, особенно сети розничной торговли, трудоустраивают более 100 тыс. кассиров в год. Это связано и с сезонными продажами, и с текучестью персонала. Пандемия, которая, по оценке аналитиков Data Insight, привела в онлайн-магазины до 10 млн новых покупателей, сделала процесс поиска массового персонала еще более активным.

Как показывает анализ пользователей нашей платформы, 75% из них — мобильная аудитория, для которой смартфон стал неотъемлемой частью повседневной жизни. Через телефон мы заказываем еду, совершаем покупки, консультируемся с разными специалистами. Так и с поиском работы. Человек ожидает, что после отклика на вакансию он будет трудоустроен в течение суток, если, конечно, его кандидатура устроит работодателя. Молодые люди, вчерашние выпускники, претендующие на массовые позиции, и вовсе не станут проходить долгие собеседования, так как понимают: если их не возьмут в эту компанию — возьмут в другую. А зачем терять время, если разницы в деньгах нет?

Изучив ожидания кандидатов, работодатели начали активно пользоваться чат-ботами, и эта технология получила ускорение в пандемию. Боты общаются с соискателями, показывают потенциально интересные ему позиции, создают при необходимости резюме, проводят оценку компетенций. Кадровикам остается лишь пригласить человека на финальное собеседование.

Есть несколько зарубежных сервисов, которые значительно улучшили процесс найма персонала и выполняют довольно нетривиальные задачи. Например, чат-бот Leap может рекомендовать соискателю компании, учитывая навыки, которые он приобрел в течение своего профессионального пути. Машина сопоставляет эту информацию с требованиями работодателей, и если происходит совпадение, отправляет резюме в компанию, а соискателю сообщает, что вскоре он может получить предложение. Результативность сервиса подтверждает 88% пользователей. Еще один чат-бот по имени Lou функционирует в компании Pertoria, Inc., которая владеет шестью ресторанами Wendy's на северо-западе штата Огайо. Lou оперативно отбирает самых квалифицированных кандидатов для работы в ресторанном бизнесе и, не теряя времени, назначает им собеседование — часто буквально на следующий день после того, как те оставили заявку. Умная машина не упускает подходящих соискателей из виду до тех пор, пока те не явятся на собеседование. Попросту он периодически напоминает им об этом. С тех пор, как Lou был внедрен в компанию, число неявок на собеседование значительно сократилось — 90% запланированных кандидатов приходят на встречу.

Как проверить жизнеспособность бота именно в моем бизнесе? Ответ: чат-боты оптимальный вариант в массовом подборе. То есть в тех случаях, когда от кандидата требуется получить стандартизированную информацию — о желаемой должности, гражданстве, возрасте, наличии нужной категории водительского удостоверения. Для подбора менеджеров среднего звена и представителей сложных технических специальностей (например, IT-специалистов) этот инструмент не подходит.

Если вы захотите разработать собственного бота и встроить его в воронку найма, подумайте, насколько это будет целесообразно: достаточно ли у вас трафика, чтобы «занять» работой бота? Есть и технические нюансы: бот должен уметь отсеивать нерелевантных кандидатов, а также не пропускать ни одного подходящего, который очень быстро может уйти к конкуренту.

Видеособеседования

Борьба за курьеров, продавцов, кассиров, комплектовщиков и грузчиков в пандемию приобрела особые масштабы. Быстро закрывать все эти позиции позволяет еще один инструмент — видеособеседование (по скайпу, Zoom, Google Meet или через специальные сервисы видеоинтервью). Как работает этот инструмент? Рекрутер выбирает кандидата и отправляет ему приглашение на встречу. Если человек откликается и выходит на связь, ему показывают список вопросов и просят записать ответы — как правило, в течение одного-двух дней. После записи видео сохраняется — его в любой момент может посмотреть менеджер или руководитель фирмы. Такая технология значительно расширяет воронку кандидатов и высвобождает большое количество времени рекрутера. 

Видеособеседования помогают рекрутерам проверять кандидатов на соответствие требованиям компании, а также находить специалистов в регионах, что стало особенно актуально в пандемию. Есть даже такие технологии, которые освобождают HR-менеджера от необходимости сидеть перед камерой — видеособеседование проводит робот. И точность оценки соискателей в этом случае ничуть не ниже, чем при общении с человеком. Так, HR-робот Sever.AI, слушая кандидата, анализирует по более чем 100 параметрам звук голоса, изображение (микромимику) и смысловое содержание ответов. Несмотря на такую дотошность, некоторые кандидаты отмечают, что общаться с ботом при видеоинтервью комфортнее, чем с человеком: ему, не стесняясь, можно задавать любые вопросы.

Стоит ли всех соискателей звать на видеособеседование? Ответ: вовсе нет. Несмотря на то, что видеоинтервью ограничено во времени (очное интервью занимает 30–40 минут, а видеоинтервью 15 минут), HR- специалист может физически не справиться с такой задачей. Проходить эту процедуру стоит тем соискателям, в которых важно оценить не только профессиональный опыт, но и умение убеждать и увлекать людей речью. В этом смысле нет нужды приглашать на видеособеседование грузчиков, разнорабочих и водителей. А вот продавцов, операторов call-центров, банковских служащих в первую очередь.

Сегодня нанимать онлайн приходится всех: от грузчиков до топ-менеджеров. Пандемия и кризис пройдут, но инструменты автоматизации HR-процессов продолжат совершенствоваться. Поэтому нет никаких сомнений в том, что тренд онлайн-найма останется с нами надолго. 

Руководитель по развитию «Авито Работы» Дмитрий Пучков