Меню

«Буквально за месяц мы вышли в прибыль». Московский опыт выходца из новосибирского бизнеса

Вместо франшизы — «Школа кебаба»: бизнес-опыт предпринимательницы, успешно стартанувшей буквально за месяц и придумавшей способ продавать концепцию, не называя это франшизой.

Сооснователь Food Rec Мария Дмитриева рассказала nsk.dk.ru о том, как сегодня чувствует себя стрит фуд, и зачем новосибирские начинающие предприниматели платят 500 000 руб. в неделю обучения, готовясь открыть в городе кебабную?

— Когда-то в Новосибирске была сеть павильонов «Подорожник» — эти ребята были одними из самых ярких представителей регионального стрит фуда. И хоть там был не самый яркий и вкусный продукт, жаль, что они не нашли способа и внутреннего ресурса переформатироваться и остаться востребованными и сейчас.Во многих других регионах есть свои «Подорожники».

Стрит фуду в любом регионе России приходится непросто: отсутствие маленьких помещений по адекватной цене, нечеткие требования РПН, которые непонятно, как соблюдать, кризис на рынке труда и постоянно растущие цены на продукты. Поэтому в большинстве сетевых концепций представлен дешевый, не самый полезный и предельно простой продукт: пирожки, блины, чебуреки или низкопробная шаурма.

В наше время и до пандемии для любого индивидуального предпринимателя самым простым способом открыть свою стрит фуд-точку и проверить, востребован ли продукт, было открытие на фудкорте. Арендодатель дает всю инфраструктуру (воду, канализацию, вентиляцию, электричество), можно поставить только оборудование, подключить и начать работать. Сейчас это по-прежнему так, но с поправкой на то, что трафик в некоторые ТЦ до сих пор не вернулся к прежнему уровню и вернется ли когда-то —непонятно.

В конце 2019 г. мы именно так и сделали — вложили 2 000 000 руб. и открыли точку на пятом этаже ТЦ Tsvetnoy в Москве на Цветном бульваре. Проверка гипотезы показала, что мы не ошиблись с выбором продукта. Меню было устроено как конструктор: мы предложили гостям четыре начинки (говядину, курицу, халлуми и фалафель), которые собирались в разные формы: денер — в хлебе, дюрюм — в лаваше. Мы создали качественный и узнаваемый продукт: с арабскими корнями, но при этом максимально приближенный к российскому рынку и вкусу, с меньшим количеством соли и специй.

Буквально за месяц мы стали четвертыми по выручке среди 20 концепций, представленных на фудкорте, и сразу вышли в прибыль. Нам помогло то, что мы делали продукт буквально для всех.

Эту мудрость мне передал американский предприниматель, хорошо известный в Новосибирске, Эрик Шогрен: он всегда говорил, что нужно работать просто для людей, это придает бизнесу устойчивости, а концентрация на какой-то одной аудитории абсолютно бесперспективна.

Поэтому к нам приходили и московские модники, и сотрудники соседних офисов, и водители «Газелей».

За пандемию мы выросли и перенесли проект на онлайн-платформы: доставляем свои кебабы, пиццу и индийскую современную еду в агрегаторах и собственными курьерами при заказе через сайт. Рынок доставки готовой еды растет, буквально два-три года назад его почти не было, сейчас он оценивается в 100 млрд руб., а к концу 2030 г., по оценкам экспертов, увеличится в десять раз.

Нам удалось накопить огромный опыт, который, оказывается, нужен другим. К нам пришли люди, которые просто следили за проектом через соцсети, и сказали: «Ребята, помогите нам открыться, мы заплатим». Так мы придумали «Школу кебаба»: по нашей модели уже открылись точки в Сочи и Чите, начинающие предприниматели из Новосибирска — наши ученики — сейчас находятся на стадии подписания договора аренды и совсем скоро откроют кебабную в Новосибирске.

На первом этапе мы обучаем бизнес-планированию и системному подходу к открытию собственных точек. Далее будущие владельцы бизнеса получают стартовый пак: план развития на полгода, технологические карты, список необходимого оборудования, подробный чек-лист запуска. Также помогаем с выбором помещения и разработкой меню, адаптированного в зависимости от города или региона. На завершающем этапе прововдим тренинги для персонала — поваров и управляющих. 

Стоимость недельного обучения в Школе кебаба — 500 000 руб., при этом предпринимателю не нужно платить роялти и паушальный взнос. Минимальный бюджет, который требуется на открытие кебабной — 2 000 000 руб., а предполагаемый срок окупаемости — два года.

Наши ученики подписывают сейчас договор аренды помещения на площади Калинина — соседняя дверь с бывшим помещением Кузины. Мы для них создаем технологическую расстановку оборудования и макеты вывесок. Они планируют открыться через три недели.

Мы специально не называем «школьную» работу франшизой: у тех, кто покупает франшизу, создается иллюзия, будто успех придет сам собой, но нет. Франшиза — такой же бизнес, которому нужен хороший менеджмент и постоянная сосредоточенность. Поэтому в «Школе кебаба» мы даем системную базу, как сделать стрит фуд эффективным и начать зарабатывать с первых месяцев. Стараемся показать взаимосвязи в бизнесе, научить считать затраты и работать с продуктом. Просто готовые рецепты ничего не дадут: важно уметь поддерживать высокое качество каждый день.

Сегмент фастфуда и стрит фуда — самый стабильный в сфере питания. По итогам 2019 г., на долю фастфуда пришлось 51% расходов Россиян на общепит. Постоянный прирост составляет 6% в год. В России на 2019 г. объем рынка быстрого питания составил 580,7 млрд руб.

Средние показатели для любой точки стрит фуда в любом регионе будут такими: средний чек — 250 руб., 110 покупателей в день, рентабельность 20%. Чистая прибыль точки в день — 5 500 руб., в месяц — 165 000 руб. за вычетом всех налогов. Окупаемость — около года.

Цифры и стабильный рост создают все предпосылки для создания успешного бизнеса. Если вы делаете качественный продукт за понятные деньги, это привлекает людей, даже если вы никому не известный маленький локальный бренд.