«Если Россия боится, что талантливые ребята уедут из страны, получив образование в международных вузах, то встает вопрос: какие государство делает шаги, чтобы эти ученые и специалисты возвращались?»
1 июня 2021 г. в России вступили в силу поправки к Закону «Об образовании», которые регулируют просветительскую деятельность. Теперь для проведения, например, лекции в ВУЗе, мастер-класса или семинара для школьников, для организации круглого стола или дискуссии на базе библиотеки или театра придется учитывать ряд новых требований. Это вызвано тем, что в Закон «Об образовании» было введено новое понятие — «просветительская деятельность», а проектом постановления Правительства РФ установлены условия ее осуществления и требования к организаторам (более подробно читайте здесь).
Предлагаемые поправки вызвали большой резонанс и протест научного и образовательного сообщества РФ. По данным общественного обсуждения на 30 апреля 2021 г., проекту была поставлена 51 положительная оценка и 12730 отрицательных. Тем не менее он был принят по итогам третьего чтения в Государственной Думе, подписан президентом РФ без каких-либо правок и вступил в силу.
Если брать весь процесс рассмотрения законопроекта в Государственной Думе, можно заметить, что от первого чтения к третьему существенных правок не вносилось. Единственное изменение — статья 19 дополнена частью 5, которая касается порядка осуществления научно-методического и методического обеспечения образовательных организаций и не имеет отношения к просветительской деятельности. И это несмотря на то, что законопроект активно критиковался. При рассмотрении проекта в третьем чтении количество депутатов, голосовавших «против», увеличилось более чем в два раза, — комментирует младший юрист ООО «Юсконсалт» Вера Сорокина.
Татьяна Штейн (директор сети международных школ «Эйн&штейн», г. Новосибирск):
— В первую очередь нужно обратить внимание на то, что закон коснется тех учреждений, которые имеют лицензию на общеобразовательную деятельность. В основном это школы и ВУЗы. «Эйн&штейн» — довольно альтернативный образовательный проект несмотря на то, что по сути это школа полного цикла. Мы работаем в соответствии с законом о семейном образовании — дети находятся именно на такой форме обучения. Мы фактически предоставляем образовательные услуги на основе лицензии Центра дополнительного образования. Такая возможность (несмотря на поправки — прим. ДК) позволяет нам продолжать работать в том формате, в котором мы привыкли, и дальше. Хотя у нас есть и фокус-школы по международным стандартам, и мы сотрудничаем с Великобританией.
Мне действительно трудно представить, каково сейчас придется международным школам в Москве, которые лицензированы как общеобразовательные школы. Фактически им нужно закрывать весь международный фокус и распускать педагогов из-за границы. Станет трудно существовать организациям, которые работают с привлечением международного опыта, начнутся сложности с международными конференциями. Я часто бываю на таких мероприятиях в сфере образования, и в 99% случаев я участвую от России одна — не приезжают ни министерства, ни частные организации. А сейчас, когда это станет делать еще сложнее школам и университетам, то российское неучастие и до 100% может дойти.
Пока еще много несогласованных моментов в самом законе, все говорят о том, что он очень сырой. Пока не прописано, как именно будет происходить надзор за исполнением, кто будет контролировать, каким образом школы будут получать лицензии и разрешения на взаимодействие с международными организациями, на международные стажировки. Этот вид просветительской деятельности теперь под большим вопросом.
Для нашего государства принятая мера необходима, потому что мы становимся все более закрытыми. Здесь я могу судить с точки зрения образования: у России нет задачи перенимать и адаптировать блестящий опыт других стран в образовании. Мне очень жаль, потому что я вижу потрясающие результаты модернизации системы образования, например, в Казахстане: его представители активно присутствуют на всех образовательных конференциях, учатся и в Сингапуре, и в Великобритании. Они перенимают лучшие практики, привозят их в свою страну, адаптируют под особенности своей образовательной системы и делают ее лучше. Так в свое время поступал и Сингапур.
Если Россия боится, что ее талантливые ребята уедут из-за того, что получают фокус на международное образование, то встает очевидный вопрос: какие государство предпринимает шаги, чтобы талантливые ученые и специалисты, пройдя обучение в лучших иностранных вузах, возвращались обратно в РФ? Это было бы более эффективно, по крайней мере, до той поры, пока наши университеты не войдут в рейтинг топ-50 лучших в мире.
Конечно, новый закон — это определенная цензура. Здесь нужно ставить вопрос более глобально, чем запреты и ограничение деятельности организаций. Теперь у педагогов в обычных школах и университетах появилось еще больше рамок, которые ограничивают их выступления и проведение собственных уроков. Им придется анализировать каждое слово, а это вызывает напряжение и недовольство. И, к сожалению, хорошие специалисты на фоне этого начнут покидать систему образования, а наши дети лишатся талантливых педагогов.
Здесь нужно понимать механизм регулирования, — комментирует для ДК Новосибирск юрист Вера Сорокина. — Сейчас в Федеральный закон «Об образовании» введено понятие просветительской деятельности. Оно общее и распространяется на всех. Под это понятие попадают все онлайн-школы и курсы и другая деятельность, которая направлена на распространение информации. В Законе нет дополнительных условий или требований, только общее понятие и указание на то, что требования будут установлены Правительством РФ.
По словам юриста ООО «Юсконсалт», сейчас Правительством РФ разработан проект Положения «Об осуществлении просветительской деятельности», которое регулирует порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры, а также порядок проведения контроля за ней. Условия, установленные этим постановлением, напрямую не затронут онлайн-курсы и онлайн-школы, но только в случае, если они не сотрудничают с образовательными организациями и организациями в сфере культуры.
При этом не исключено принятие в дальнейшем нового постановления, которое будет устанавливать требования к просветительской деятельности уже в других сферах — в том числе и в сфере онлайн-образования. Все дело в том, что подготовка и принятие постановления правительства гораздо проще, чем федерального закона. Поэтому можно ожидать принятия постановления правительства, которое установит требования и для онлайн-просветителей, — резюмирует Сорокина.
Читайте также: Почта России и Яндекс запустят в Новосибирске доставку за 60 минут