«Деловой квартал» собрал за круглым столом представителей торговой, ресторанной и фитнес-индустрии, чтобы поговорить об опыте прохождения локдауна и ближайших перспективах.
В заседании круглого стола, который состоялся на площадке ресторана MED, приняли участие президент Клуба управляющих бизнес-центрами Татьяна Гениберг; руководитель отдела по взаимодействию с партнерами ТЦ МЕГА Юлия Тарантина; управляющая рестораном MED Ирина Мирошникова; соучредитель «Кейтеринга Анны Сидевич», президент по кейтерингу Ассоциации рестораторов и отельеров, региональный представитель Ассоциации кейтеринговых и банкетных служб по России и странам СНГ Анна Сидевич; председатель правления Федерации рестораторов и отельеров Сибири, совладелец гастрономической школы Гастроинкубатор, совладелец кейтеринга «Браво, шеф» Галина Ильина (Шеломенцева); создатель проекта «Гуси в городе» Сергей Цуркан; собственник Primo grill Артем Павлушин; сооснователь Food cost group Алексей Овтин; вице-президент Новосибирской ассоциации операторов фитнеса, директор X-fit Ольга Колмакова, директор фитнес-клуба Panatta Sport Евгения Николина; директор фитнес-бутика Genesis Татьяна Лагутина и директор по развитию Олеся Петраковская; управляющая фитнес-центром «Европа» Анна Михалина.
Предприниматели поделились общими данными на своих рынках и рассказали о личном опыте развития бизнеса во время пандемийных ограничений.
Торговые центры
Президент Клуба управляющих бизнес-центрами Татьяна Гениберг:
Арендные ставки низкие — как в условиях пандемии упали, так пока и не поднялись. Причем самые высокие ставки прогнулись значительно сильнее, есть даже снижение на 1000-1500 руб./кв. м. По дешевым помещениям этот прогиб был меньше — 100-200 руб.
Что касается работы торговых центров, то мы как потребители видим в продаже много недорогой одежды и обуви — у населения снизились платежные возможности, и бизнес подстроился. Хотя при этом есть достаточно солидные магазины, которые предлагают качественную одежду. Простаивают помещения в торговых центрах незначительно — от 5 до 10%. Торговые центры живут неплохо, но пока их у нас мало, хотелось бы, чтобы рынок чуть расширился».
Руководитель отдела по взаимодействию с партнерами ТЦ МЕГА Юлия Тарантина:
Что касается нашей концепции, то мы сейчас переходим от понятия «торговый центр» к понятию «пространство для встреч». В пандемию мы расширили представление о своей деятельности и поняли, что можем делать больше. Несмотря на то, что время было сложное, мы делали все, что могли, для партнеров — это и пункты выдачи заказов, и работа курьерами.
Если говорить о цифрах, с которыми мы вышли в 2020 г., то вакансии у нас в молле в принципе исторически всегда маленькие: если партнер к нам попадает, то редко бывает, чтобы он ушел по какой-то причине. За пандемию нас покинул только один интернет-магазин, который уже до этого собирался на выход, ситуация просто ускорила процесс.
Если смотреть по сегментам — кто как чувствует себя после потрясения, то, например, у одежды, обуви, электроники все хорошо. DIY, сегмент стройки — Леруа Мерлен, Икея — бьют все рекорды по продажам, потому что люди не поехали в отпуск, занялись ремонтом, строительством дач и так далее.
Также хочу отметить состояние сегмента гипермаркетов: мы прогнозировали, что супермаркеты начнут вытесняться магазинами у дома, и ожидали падения продаж Ашана, однако тренд поменялся. Потребитель перешел в рациональное потребление и принимает решение лучше сходить один раз и купить больше, чем растянуть визит на несколько раз. Поэтому сейчас ситуация у Ашана выравниваются.
Средний чек у нас в молле растет. Это обусловлено двумя моментами: ростом цен и подготовленностью посетителей — они стали ездить реже, но чек при этом уже намного выше.
Что касается посещаемости, то в 2019 г. она составила 16 млн человек, 2020 г. по понятными причинам мы даже не берем в расчет, в этом году будем стараться выходить на те же показатели, что были в позапрошлом году. Пока держимся в тех же цифрах
Тяжело сейчас тем компаниям, у которых маленькие локальные бизнесы, у которых нет большой сети. Как ни странно, нехорошо себя чувствуют аксессуары и ювелирка. Остальные сегменты более или менее пришли в норму».
Рестораны
Председатель правления Федерации рестораторов и отельеров Сибири, совладелец гастрономической школы Гастроинкубатор, совладелец кейтеринга «Браво, шеф» Галина Ильина:
Больше всех среди нас пострадала индустрия развлечений, ночные клубы. Когда весной разрешили проводить концерты, они не вернулись на прежние позиции. Очень сильно пострадали крупные рестораторы, у которых большое количество официально трудоустроенных людей. С другой стороны, я много общаюсь с бизнес-тренерами именно по ресторанной индустрии, и по их оценкам, в пандемию закрылись только те проекты, которые планировали закрыться. Остальные с уходом локдауна выровнялись».
Управляющая рестораном MED Ирина Мирошникова:
Как отметила Татьяна Гениберг, из ресторанных сегментов также сейчас страдают пиццерии, и сильно перегрелся рынок пива, некоторые пивные точки стали закрываться.
Собственник Primo grill Артем Павлушин:
Создатель проекта «Гуси в городе» Сергей Цуркан:
Я наблюдаю, что сейчас у всех дела идут очень даже хорошо. Возможно, рынок немного освободился — ушли слабые, и остался более сильный пул игроков. Еще, конечно, работает то, что деньги остаются в стране, никуда не вывозятся — людям хочется развлечений, и они их тратят.
Я недавно смотрел общую статистику запросов в 2ГИС по ресторанам и сделал вывод, что июль-август 2020 г. показал такой всплеск, который дал рекордные показатели, сравнимые с допандемийными. В марте-апреле и у себя, и у тех, с кем я делился результатами, показатели выручки, как выяснилось, были такие же, как летом вместе с летниками. Эффект того, что люди не улетели отдыхать, определенно есть. Плюс — отложенный спрос».
Сооснователь Food cost group Алексей Овтин:
Что касается доставки, то здесь тоже все не так просто. Можно долго говорить, что существует альтернативные варианты доставки, но, будем честными — существует всего два вида — это доставка роллов и пиццы. При доставке другой еды возникает очень много сложностей.
Сложнее всего сейчас приходится рестораторам в полном смысле этого слова — которые действительно продают эмоцию, потому что нельзя эмоцию сделать с доставкой на дом. Можно доставить бездушные роллы, пиццу, но эмоцию, за которой мы ходим в ресторан, доставить невозможно, поэтому тяжело, на мой взгляд, только этой сфере.
Что касается рынка пива, то, соглашусь, умерли массовые сегменты, демократичные форматы, а крафтовое пиво продается бешеными темпами, и пивной рынок b2b развивается тоже. Просто рынок немного видоизменился, он повзрослел и стал более цивилизованным.
Также сейчас появился тренд на большие пространства — коллаборации. На самом деле он идет давно — в той же Москве уже долго существуют такие площадки, фуд-моллы. В Новосибирске пока немного боятся заходить в такие истории. Да, есть «Типография», но это скорее инвестиция одной компании, это коллаборация, но не фуд-молл, потому что собственник, по большому счету, один. Да, у нас есть ресторанный дворик, но городу все же не хватает новых площадок и пространств».
Соучредитель «Кейтеринга Анны Сидевич» Анна Сидевич:
Естественно, в 2020 г. мы этого всего не могли предвидеть, поэтому, когда в апреле кейтеринг практически сошел на нет, мы на базе нашего производства открыли доставку рационов сбалансированного питания. Привлекли врача-нутрициолога, который помог разработать сбалансированное меню. Наша целевая аудитория — клиенты, которые заказывали у нас кейтеринг — топы, собственники, у которых мало времени и кто следит за своим здоровьем. Так у нас появилось новое направление, которое до сих пор работает, отдельно от кейтеринга.
У нас есть еще так называемый кейтериг без обслуживания — мобильный фуршет. Это направление, кстати, сейчас дает прирост. Во время пандемии увеличился спрос на эту услугу, люди заказывают готовые фуршетные наборы без обслуживания — это и дешевле, и минимум контактов. На сегодняшний день выручка по доставке выше, чем была в 2019, а Кейтеринг возвращается в прежнее русло. Сейчас рынок заметно выровнялся».
В целом, как отметили эксперты, настрой у отрасли оптимистичный, потому что еда никогда не перестанет быть актуальной, просто разные ситуации требуют перестроек и переформатирования под запросы времени, и нужно лишь успевать находить свои ниши.
Спорт
Вице-президент Новосибирской ассоциации операторов фитнеса, директор X-fit Ольга Колмакова:
Что касается того, что происходит сейчас, то нас, конечно, очень сильно ударил онлайн. Тренеры ушли работать онлайн, и далеко не все вернулись, поэтому у многих клубов сейчас мы наблюдаем кадровые проблемы. Мы общаемся сейчас с Минпромторгом, с педуниверситетом — обещают к осени открыть программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, в том числе, возможно, выделят на решение этого вопроса дополнительное бюджетирование, чтобы мы могли поддержать тот персонал, который остался в профессии, и привлечь новых людей.
Большой акцент на онлайн-продукты сейчас делают уже сами компании. Правда, заходит тяжело, тем не менее, попыток оставлять нельзя. Речь идет и об онлайн-тренингах, и о продаже онлайн-продуктов для корпораций — чтобы они могли приобретать онлайн-продукт сразу при заключении корпоративного договора, для людей, которые остаются в офисе или на удаленке. Плюс мы сейчас активно развиваем магазин фитнес-продукции. Также в рамках наших фитнес-кафе активно работаем на доставку, она занимает хорошую долю — здесь нам помогает Яндекс.Еда и Delivery Club — на полезные продукты спрос хороший».
Директор фитнес-клуба Panatta Sport Евгения Николина:
В 2021 г. случился всплеск посещаемости, потому что многие соскучились, вернулись. С января по апрель однозначно был пик, май, поскольку это всегда отдых, показал отток. Впереди — лето, и сейчас большой вопрос — что будет. Для фитнеса этот сезон всегда означает просадку. И, в этом году, с одной стороны, люди соскучились по спорту, и могут продолжить активно ходить в залы, с другой — они также скучали и по отдыху, сейчас появилось больше возможностей отдыхать».
Управляющая фитнес-центром «Европа» Анна Михалина:
Тем не менее, мы смогли выжить и даже укрепить свои позиции. Мы однозначно сделали много выводов, поняли, чему стоит уделить внимание. Мы были не подвержены демпингу, тем не менее, продавали карты по сниженным ценам, и люди покупали —деньги у них были, даже в период пандемии. Таким образом мы хоть как-то могли компенсировать этим МРОТ сотрудникам, потому что поддержка от государства была мизерной.
Что касается момента открытия (закрыли нас 28 марта, а открыли 24 августа), то вала не случилось вообще. В сентябре-октябре ситуация была еще очень напряженная, люди находились под прессингом этой тревожности, боялись приходить и, безусловно, нас сильно третировали проверяющие органы, что тоже создавало напряженность у клиентов.
Но к декабрю случилось логическое возвращение на круги своя —люди начали приходить, и мы даже снизили активность продаж, потому что покупали и так много. К февралю-2021 мы вышли на показатели 2019 г. Март у нас даже превысил позапрошлогодние результаты.
За пандемию у нас закрылся один филиал. Однако, он закрылся бы и так, просто пандемия ускорила этот момент. В отношении всего остального могу сказать, что кризис только укрепил наши позиции».
Директор фитнес-бутика Genesis Татьяна Лагутина:
Для нас это была хорошая возможность посмотреть в сторону онлайна, на который мы до этого не смотрели. Это была принципиальная позиция, потому что тот фитнес, который пропагандируем мы, — это фитнес через диагностику, он не про онлайн. Однако мы поняли, что после двух-трех встреч тренер вполне может вести клиента онлайн.
Еще сыграл роль тот момент, что пандемия отразилась на психологии потребителя: все, что массовое, немного напугало и стало ассоциироваться с опасностью и риском — в этом плане наши кулуарные стены выиграли».
Директор по развитию фитнес-бутика Genesis Олеся Петраковская
По большому счету, пандемия, как оказалось, стала важным толчком к смене парадигм для многих бизнесов, причем этот коренной переворот позволил многим оттолкнуться и улучшить, ускорить и укрепить свои результаты, процессы и позиции. Рынки прошли зачистку от слабых игроков и укрупнились. Турбулентность была сильной, однако, как отметили участники круглого стола, именно она и дала хорошую встряску бизнесу и экономике. В будущее предприниматели смотрят, как обычно, с оптимизмом и позитивом.