«Нужно понимать: пока есть команда и вы с ней едины, вы – непобедимы. Нужно настраивать свою команду, вести за собой. Тогда вы сможете быстро перегруппироваться и подстроиться под любые реалии рынка».
Новосибирская компания «Сибирский банный чан» всего за несколько лет из маленького офиса на два письменных стола выросла в крупную организацию, поставлящую свою продукцию не только по России, но и в страны СНГ, в Европу. Ее основатель Дмитрий Лазарев рассказал «Деловому кварталу» о своем становлении как профессионала — от менеджера по продажам до главы компании, а также о преодолении трудностей, умении никогда не сдаваться и важности командной работы ради общего дела.
Есть ли какое-то профильное образование/навыки, которые пригождаются сейчас в бизнесе?
— По образованию я — монтажник-высотник, хотя высоты очень боюсь. Есть корочки сварщика третьего разряда. В 20 лет я понял, что хочу не только учиться, но и развиваться. Я понял, что люблю автомобили и общаться с людьми, — так начался мой путь менеджера по продажам в автосалоне. Это было в Новокузнецке.На третий месяц работы там я поставил рекорд продаж. Именно тогда и начал четко понимать, чего хочу. Мой секрет успеха – относиться к людям так, как я хочу, чтобы относились ко мне. Не пытаться втюхать свой товар, а понять, что человеку нужно, и дать ему это. В 2011 году я переехал в Новосибирск, где начался мой путь управленца — тоже в сфере авто.
Такой резкий скачок — от автомобилей к банным чанам. Откуда взялась идея?
— В 2015 г. ко мне в гости приехали ребята. Они рассказали, что в Финляндии парились в какой-то необычной штуке, эффект от которой им очень понравился. Мне стало интересно, стал узнавать и понял, что в России такого просто нет — 2017 г. на российском рынке было только две компании, которые делали что-то похожее на чан.
И все-таки почему именно банный чан?
— Основной момент, что меня заинтересовал, — это эффект и эмоции от парения в чане. По-моему, если занимаешься каким-то делом, то оно должно приносить пользу окружающим. И это очень важная часть меня. Если это не так — можно, например, продавать сигареты — это не про меня. Мне важно видеть, что после меня останется. Изучив рынок, я понял, что в производстве банных чанов есть определенная цель — возможность приносить людям пользу и здоровье. Эту мысль я себе в «копилочку» отложил и спокойно продолжил работать в компании.
Что окончательно сподвигло вас уйти из компании и начать свое дело?
— В какой-то момент я осознал, что у меня есть свои цели и понимание, как все должно быть, и что готов к самостоятельному пути. Еще важным моментом была потребность в самореализации. Было желание воплощать свои знания и опыт в нечто ценное для меня и окружающих. Я поверил в продукт, его миссию, понял, что готов рискнуть и нести ответственность за свой выбор и действия. И после первой созданной единицы банного чана я ушел из компании.
Когда вы только начинали свое дело, с ваших слов, рынка банных чанов как такового не было. А как дела сейчас обстоят — есть ли конкуренция? Или вы единственные в своем роде?
— Сейчас конкуренция стала намного больше. Если раньше рынок состоял из двух-трех компаний, то сейчас их порядка 15. Они совершенно разные. Но мы производим такое количество чанов, какого нет ни у одного нашего оппонента, даже если сложить вместе все 15 компаний-конкурентов. Мы самый крупный производитель чанов в мире, причем по запатентованной технологии. На сегодняшний день у нас уже 19 патентов и два товарных знака. Они распространяются на Россию, Казахстан, Беларусь, Евросоюз. То есть такую продукцию (именно граненые изделия) можем производить только мы. Есть, конечно, компании, которые нас копируют, но наша юридическая служба в этом плане всегда начеку.
Были ли кризисные моменты в процессе становления бизнеса?
— Не все было легко: мы умели продавать, знали, как правильно привлекать клиентов, но не умели считать деньги. И поэтому, спустя полгода после старта нашей компании, у нас оказалось 3,5 млн руб. обязательств. Встал вопрос, что делать дальше, так как задача у нас была не обмануть клиентов, а несмотря ни на что исполнить свои обязательства. Мы задумались о закрытии компании. Тогда мы остановились на неделю, сели, проанализировали ситуацию и не стали закрываться. Вместо этого мы позвонили каждому клиенту, объяснили все обстоятельства и попросили несколько месяцев отсрочки. Клиенты вошли в наше положение – никто не забрал деньги обратно, все отнеслись с пониманием. Мы благодарны нашим клиентам.
Мы возобновили продажи, взяли кредит, сидели четыре месяца без зарплаты. В 2018 году мы те обязательства исполнили, но все равно остался очень большой долг. Мы поняли, что неправильно считаем деньги. Я обратился к своему знакомому предпринимателю, который на тот момент тоже вел деятельность в сфере производства. С его помощью мы научились правильно рассчитывать себестоимость изделия. Благодаря его наставничеству к марту 2018 года мы выровняли полностью ситуацию, и в дальнейшем этот человек стал нашим партнером.
В 2019 г. один из трех партнеров решил выйти из дела. В этот момент в компании случился еще один кризис и даже небольшой бунт. На тот момент у нас было уже около 10 млн руб. обязательств, а наш коллектив уменьшился ровно в два раза. А в сентябре, когда мы уже вышли на показатели предыдущего периода, мой оставшийся партнер вывез производство — аппаратуру, изделия, сменил замки. У нас случился ряд разногласий, и человек решил этот вопрос так. Тогда компания снова встала под угрозу неисполнения своих обязательств (около 30 млн руб.), но тогда я точно понял, что не буду останавливаться. И мы через две недели запустились заново. Есть такая фраза:«Заберите у меня все, но оставьте мне людей!». Команда моя осталась, никто не ушел. Благодаря нашей сплоченности мы смогли сделать это.
А пандемию как пережили?
— В период пандемии мы выросли, причем почти на 65%. В основном за счет того, что многие люди перешли тогда на «удаленку», многие жили на дачах. А что на даче делать? Париться в бане, получать удовольствие, оздоравливаться. Соответственно, поток наших клиентов увеличился.
На самом деле мы подготовились к пандемии: у нас был план А (когда все хорошо) и план В (когда могут быть определенные последствия). Подготовили и переделали отдел продаж, да и всю компанию в целом. Перестроили рекламу: подготовили рекламные объявления к новым тенденциям, скрипты в отделе продаж. Мы были готовы к разным результатам, но в итоге пошло все очень даже хорошо.
К кризису нужно быть всегда готовым. Нужно понимать: пока есть команда и вы с ней едины, вы — непобедимы. Нужно настраивать свою команду, вести за собой. Тогда вы сможете быстро перегруппироваться и подстроиться под любые реалии рынка.
Вы отправляете свою продукцию за границу – где она пользуется самым большим спросом?
— Мы работаем не только по России, но и по странам СНГ, и в целом по миру. Наша продукция есть и в Арабских Эмиратах, и в Барселоне, и в Польше, и в Чехии. Самое больше количество заказов было сделано в Польше и Чехии. А на территории СНГ самый большой спрос в Казахстане.
Какой был самый необычный заказ?
— Это была шестигранная ванна. Это была именно ванна около 2,5 метров в длину, с джакузи, с гидромассажем, на подставке. Она была очень объемной и весила около 350 килограмм.
C таким крупным производством у вас наверняка очень большая загрузка. Как получается не выгореть?
— С точки зрения «не выгорать» — все зависит от того, какие цели вы преследуете. При постановке цели должна быть точка А и точка В, куда вы придете. Дальше должны быть прописаны точки С и D. То есть вы сразу должны понимать, куда идете и что будет дальше, когда цель будет достигнута.
Второй важный момент — вы должны заниматься любимым делом. Если это так, то для вас это в принципе не работа, и выгорания не может быть. Тогда для вас это будет постоянный процесс самосовершенствования, любимое дело — вы вместе с ним двигаетесь, развиваетесь, вместе с ним растете. Как успевать все? Ну, опять же, если вы занимаетесь любимым делом, то и ненормированный день, и все дела — не в тягость. Но конечно, грамотное планирование — тоже очень важная часть.
Совет начинающему предпринимателю — что действительно важно на старте? А чего совсем нельзя делать?
— Важно иметь цель, верить в себя, двигаться вперед несмотря ни на что, создавать команду единомышленников, которые всегда будут рядом с вами. Важно понимать, что кроме вас это никто не сделает. Самодисциплина, умение принимать важные и неважные решения, т.к. любое из них стоит денег. Чего нельзя? Отлынивать от принятия решения, не смотреть в будущее, не вести за собой команду, бояться. Страх — наш хороший помощник, который помогает нам двигаться, если вы его боитесь, то будут большие трудности на пути.
Читайте также: Повторно выставили на торги имущество новосибирского «Холидея»