Меню

Как вырастить из поколения Z успешных специалистов для своего бизнеса

Чем выше возраст человека, тем скромнее его зарплатные ожидания, зумеры же хотят учиться, расти и зарабатывать. Как найти к ним подход?

Региональный представитель Авито Работы в СФО Екатерина Салостий

Поколение Z, которое многие считают ещё детьми, уже вышло на рынок труда: самым старшим из «зетов» исполнилось 25. В ближайшее десятилетие они составят четверть от всего работоспособного населения. Руководителям и рекрутерам пора задуматься о том, чем привлечь «зумеров», как воспитать из них успешных и талантливых работников. 

Кто такие зумеры

К поколению Z относят юношей и девушек, рожденных после 1996 г. Их еще называют пост-миллениалами, зумерами или цифровым поколением, появившимся на свет с планшетами и смартфонами в руках. Это технологичные, многозадачные и очень подвижные молодые люди, которые живут в phygital-пространстве (physical+digital), т.е. на стыке цифрового и физического миров. Отличительные особенности зумеров —  клиповое мышление и потребность в непрерывном получении информации. Среди главных стремлений сами представители поколения Z называют постоянное саморазвитие, получение признания и одобрения общества, желание приносить реальную пользу реальным людям. Зумеры интересуются практически всем —  от рукоделия до вейкбординга —  и готовы зарабатывать на своем хобби. Они следят за инновациями и легко осваивают новые технологии. 

Что важно для зумеров при трудоустройстве

Во-первых, развитие и обучение. Зумеры обязательно обратят внимание на адаптационные программы и обучающие курсы, которые предложит работодатель. Возможность постоянно развивать профессиональные навыки может стать решающим условием при выборе ими места работы. Концепция lifelong learning — непрерывного обучения на протяжении всей жизни — идеально подходит для пост-миллениалов. Так что компаниям, желающим привлечь и удержать зумеров, не нужно жалеть средства на внедрение программ корпоративного обучения для сотрудников. 

По нашему опыту, который подтверждается аналитикой консалтинговой компании Deloitte, в число привлекательных моментов для зумеров входят гибкий график и возможность получать деньги не за 8-часовое сидение в офисе, а за достигнутые результаты, независимо от затраченного на работу времени. Если руководством поставлена интересная задача, они готовы заниматься ею без оглядки на часы. И все же зумеры не станут «трудоголить», будут свято чтить выходные и бережно относиться к своему личному нерабочему времени. 

В число приоритетов при выборе поколением Z работодателя также входят реализация социальных проектов и забота об экологии. Зумеры и сами стараются жить по принципу zero waste, сокращая потребление ресурсов, не используя пластик, а также переходят на вегетарианство и ведут здоровый образ жизни. И они точно заметят, что небольшое предприятие, заботясь о маломобильных людях, построило на входе пандус, а крупная известная компания не задумалась о создании доступной среды.

Впрочем, наивно представлять вчерашних студентов «бессеребренниками», готовыми работать за идею. В частности, в группе компаний «ПСФ» делятся наблюдением, что зумеры более требовательны к условиям по зарплате и рабочему графику, чем соискатели старших поколений. Как поясняют HR-специалисты, зарплатные ожидания у большинства работающих россиян складываются из обязательных платежей (ипотека, кредиты, услуги ЖКХ и т.д.) и затрат на неработающих членов семьи, в первую очередь, детей. Чем выше возраст человека, тем зачастую скромнее его зарплатные ожидания: дети выросли и стали самостоятельными, ипотека выплачена. А гибкий график позволяет молодым людям совмещать работу и отдых, учиться чему-то новому и строить личную жизнь.  

Как привлечь внимание зумера к вакансии

По наблюдениям экспертов, при поиске работы поколение Z предпочитает онлайн-общение, удобство и простоту. Руководителям и рекрутерам нужно размещать объявления о найме на job-сайтах, собственном сайте компании (если компания крупная, многие ищут вакансии там целенаправленно). Потребуется продвижение вакансий в аккаунтах компании в соцсетях, с помощью таргетированной рекламы, укреплять имидж организации через рекламу в популярных блогах. Зумеры интересуются вакансиями не только на специализированных сайтах, но и на каналах по трудоустройству в популярных мессенджерах, в группах в социальных сетях и часто привлекают к этому друзей и родных. А вот в центры занятости и на ярмарки вакансий они обращаются реже. 

 

По нашему опыту, молодые люди в большинстве своем не любят тратить время на звонки и  уточнение деталей. Поэтому в описании должности следует указать сразу всю важную информацию: размер зарплаты, график работы, основные обязанности, местоположение. Чатики — любимый способ общения зумеров, поэтому мы предоставили возможность связываться с работодателем во встроенном мессенджере. Учитывая, что зумерам важен имидж работодателя, а информацию они воспринимают преимущественно визуально, стоит разместить в профиле компании ссылки на соцсети, качественные фотографии и видео, описание преимуществ и уникальных бонусов, которые у вас есть.

Как вырастить из поколения Z успешных специалистов для своего бизнеса 

Прежде всего, необходимо обеспечить условия, о которых говорилось выше: достойную оплату труда, возможность быстрой адаптации и постоянного совершенствования, удобный график работы. Большинство крупных работодателей задумались об этом уже давно.

 

Многие сибирские компании активно работают с крупными местными вузами и ссузами.  Если бизнес внедряет практические курсы в программы университетов и колледжей, то работать в компанию приходит сотрудник, уже «заточенный» под конкретное место и владеющий нужными навыками. Так, наш партнер «КДВ Групп» охотно рассматривает кандидатов, которые учатся на последних курсах университетов, особенно в сфере IT. По итогам проекта некоторым студентам предлагают остаться в компании и продолжить работу уже в штате. Кроме того, холдинг принимает студентов на стажировку или учебную практику, причем как в рамках долгосрочного сотрудничества с вузами, так и по просьбе молодых людей, которые обращаются самостоятельно. Для стажера подбирают отдел в соответствии с его будущей специальностью, назначают наставника, и если он хорошо покажет себя, то предлагают трудоустройство после получения диплома. 

 

В группе компаний «Первый строительный фонд», принимая на работу начинающих специалистов из числа пост-миллениалов, отдают предпочтение кандидатам с профильным образованием в сфере строительства. Кроме того, «Первый строительный фонд» сотрудничает с вузами Новосибирска и предоставляет студентам возможность для прохождения производственной практики. И как отмечают в компании, в этом году увеличилось число выпускников, желающих трудоустроиться по профессии.

 

Что касается условий работы, во многом на руку молодежи, как и работодателям, желающим работать с зумерами, сыграла пандемия. Попробовать «удаленку» хотя бы на несколько дней пришлось даже тем руководителям, кто и не помышлял об организации дистанционной работы, найме сотрудников в других городах, проведении собеседований и обучающих мероприятий онлайн. Многие успешно освоили этот формат и сохранили возможность удаленной работы для своих сотрудников на постоянной основе — полностью или частично.