Меню

Прямой диалог с рынком как самый эффективный путь развития. Зачем ЦБ мнение бизнеса?

Банк России предложил предпринимателям выйти с инициативами к обсуждению проекта Основных направлений развития финансового рынка на 2022–2024 г.

В стране идут общественные обсуждения проекта Основных направлений развития финансового рынка на 2022–2024 г. (ОНРФР). Выйти с инициативой и направить свои предложения могут не только непосредственные участники финансового рынка — банки, страховые компании, МФО и т.п., — но также другой бизнес и вузы. 17 августа проект обсуждали с представителями из регионов Сибирского федерального округа, Бурятии и Забайкальского края. Одновременно идет заочный этап общественных обсуждений — Банк России принимает предложения от всех заинтересованных участников рынка и финансовых экспертов до 1 сентября, после чего проект будет доработан. Зачем регулятору мнение регионов и как планируется развивать финансовый рынок, рассказала первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.

Для чего проводятся обсуждения основных направлений развития финансового рынка? Каких результатов вы ожидаете?

— Здесь есть два аспекта. Во-первых, итоговый документ будет работать на территории всей страны. Мнение регионов — это взгляд изнутри. Мы можем увидеть то, что незаметно со стороны сейчас, но в будущем будет сильно влиять на рынок. Во-вторых, представители финансового сообщества, которые участвуют в разработке планов развития рынка, могут учитывать эти планы в своих стратегиях и проектах. Такая вовлеченность важна и нам как регулятору, и всем участникам финансового рынка: если есть единое понимание, куда двигаться, то можно правильно расставить приоритеты и не тратить ресурсы на направления, которые не будут востребованы в будущем.

Как показал опыт предыдущих дискуссий, прямой диалог с рынком — это самый короткий и эффективный путь создать работающий документ, который будет учитывать интересы всех сторон.

В чем интерес бизнеса и финансовых учреждений? Какая вероятность, что их инициативы будут поддержаны? Учтено ли что-то из предложенного ранее или как раз планируется учесть в этот раз?

— Участники рынка могут показать, каким они хотят видеть финансовый рынок в ближайшей перспективе, а также скорректировать свои планы, если они идут вразрез с основными трендами и вскоре могут стать неактуальными.

Инициативы будут поддержаны, если они будут иметь федеральный, а не местный уровень. К примеру, если несколько представителей одного региона попытаются решить с помощью ОНРФР какую-то локальную проблему, такое предложение не будет внесено в итоговый документ — тут задачу нужно решать на местном уровне, приглашать к диалогу региональную власть и финансовое сообщество.

Что касается документа, которым мы руководствуемся сейчас (Основные направления развития финансового рынка на период 2019-2021 г.), то по итогам общественных обсуждений в 2018 г. Банк России получил более 300 писем с замечаниями и идеями по проекту. Много предложений касалось повышения финансовой доступности в регионах, защиты прав потребителей и поставщиков финансовых услуг, а также развития цифровизации. Значительная их часть была учтена в итоговой версии документа. Например, по просьбе участников рынка итоговый документ дополнили количественными идентификаторами эффективности реализации ОНРФР.

Какие обычно поступают инициативы? Есть ли понимание того, что хочет и ждет бизнес?

— Есть очень наглядный пример. Во время прошлых дискуссий бизнес попросил сделать приоритетными мероприятия по повышению доступности финансовых ресурсов для МСП. Банк России включил эти задачи в итоговый документ, и уже сейчас можно сказать, что результаты есть. Факторинг, краудфандинг, специальные программы банков и МФО для МСП — все эти возможности развиваются и поддерживаются рынком.

Удалось ли реализовать все, что было запланировано в предыдущих Основных направлениях развития финансово рынка? Если не все, то почему?

— Большинство проектов удалось внедрить. Но от чего-то Банк России отказался, потому что уже по ходу реализации стало понятно, что эти задачи идут вразрез с тем, что происходит на рынке. Частично повлияла, конечно, пандемия. Какие-то сегменты рынка стали развиваться не по тому сценарию, который предполагался изначально.

Самый удачный пример реализации проекта — розничное инвестирование. В 2020 г. был настоящий бум: начинающие инвесторы шли на биржу лавинообразным потоком, хотя по прогнозам приток должен был быть постепенным. Пришлось подстраиваться под новые условия, усиливать защиту розничных инвесторов. Например, тестирование неквалифицированных инвесторов, которое изначально планировалось запустить только в 2022 г., сдвинули на октябрь этого года. Подобных примеров много.

Какие сейчас ключевые направления развития финансового рынка? Чем они продиктованы?

— Всего в документе семь кросс-секторальных направлений. И восьмое — секторальные инициативы, которые в значимой степени затрагивают секторы финансового рынка. Некоторые направления остаются приоритетными уже много лет подряд, но есть и ряд новых вызовов, которым регулятор должен отвечать. Ознакомиться с ними можно в проекте на сайте Банка России.

Что хотелось бы особенно отметить. При составлении проекта ОНРФР на 2022-2024 гг. регулятор не мог оставить без внимания ESG-повестку, которая все глубже проникает в мировую экономику. Спрос на эту тему есть как со стороны бизнеса, так и власти. На ближайшие три года мы видим тут три основные задачи. Во-первых, сформировать широкий круг инструментов для «зеленого» финансирования и предоставить их всем участникам рынка, прежде всего гражданам и бизнесу. Во-вторых, поучаствовать в трансформации российской экономики. В-третьих, помочь финансовым организациям и публичным компаниям адаптироваться к новым вызовам и условиям. Поэтому необходимо создавать системы по идентификации, оценке, мониторингу и стресс-тестированию ESG-рисков.

Если по ходу реализации какие-то задачи станут неактуальными, есть ли возможность их скорректировать? Насколько это гибкий документ?

— Документ будет пересматриваться ежегодно, но это не значит, что будет меняться кардинальным образом. В основном появятся какие-то доработки, которые будут отвечать изменяющейся среде, новым вызовам и возможностям. Поэтому важно, чтобы все участники рынка понимали, что этот документ будет актуальным на ближайшие три года, и предлагали действительно перспективные идеи. Таким образом, мы в какой-то мере повышаем ответственность финансового и делового сообщества за ту реальность, в которой им предстоит развиваться и делать успехи.